Один из самых знаменитых заводов Петербурга называется Кировским. Но коренные петербуржцы зовут его Путиловским, по имени создателя – инженера, изобретателя и промышленника Николая Путилова. Человека, который как никто другой умел делать добро.
До того, как стать владельцем завода, Путилов успел прославиться на всю Россию. Мальчик из бедной дворянской семьи учился в Морском корпусе, куда брали только сыновей высокопоставленных особ. Колю приняли как особо одарённого юношу. Сам адмирал Крузенштерн называл его лучшим курсантом. Путилову доверяли императоры и великие князья. Доверяли человеку, наладившему производство артиллерии для военных кораблей. Тому, кто обеспечил российские железные дороги рельсами из отечественных материалов.
Знаменитые рельсы Николай Иванович выпускал на заводе, который выкупил в собственность и сумел превратить в самое большое и современное машиностроительное предприятие империи. Путилов оказался удивительным хозяином. Он знал по имени-отчеству не только инженеров и мастеров, но и рабочих. При встрече всем пожимал руки, крестил детей своих подчинённых, ни разу не отказал в материальной помощи тем, кто нуждался и никогда не бранил тех, кто пропускал работу по уважительной причине.
Условия для рабочих стараниями Николая Ивановича были комфортными. Мало кто из владельцев крупных предприятий мог похвалиться тем, что у них в цехах установлена вентиляция, дающая летом прохладу, а зимой тепло. Путилов начал реконструкцию только что приобретённого завода именно с этого. Николай Иванович приглашал на руководящие должности лучших специалистов, а рабочих набирал из деревень. Понимая, что для производства сложных машин нужна особая подготовка, Путилов открыл при заводе школу. Здесь рабочим преподавали математику, геометрию, черчение. Школа даже получила статус технического училища.
Путилов занимался и бытом своих подопечных. Две тысячи человек жили в некоем подобии счастливой деревни, которая выросла вокруг завода. Николай Иванович строил общежития и больницы для рабочих. Открыл библиотеку, столовую и магазины, в которых продавались продукты, одежда, швейные машинки и даже велосипеды, а цены были ниже, чем в городе.
В то время была принята артельная форма работы и деньги за неё выдавались на весь коллектив. Чтобы избежать конфликтов, Путилов объединял в артель либо хорошо ладивших между собой людей из одной деревни, либо родственников. Получалось некое подобие семьи, в которой обману не было места. Рабочие уважали и любили Путилова.
В 1870 году в Петербурге проходила Всероссийская промышленная выставка. Павильон путиловского завода признали лучшим. На торжественном собрании, где Николай Иванович принимал поздравления, он провозгласил тост за рабочих.
Всю жизнь заботившийся о других, Путилов не думал о личном благосостоянии. У него не было ни собственного дома, ни дачи. Николай Иванович жил с женой на съёмных квартирах. А похоронить себя завещал не на кладбище, а у Морского порта, который стал его последним проектом. Порт находилась в двадцати километрах от завода и всё это расстояние гроб на руках несли рабочие-путиловцы. Забыть любимого начальника они не смогли и спустя 27 лет перенесли его прах в новую заводскую церковь, которую построили на свои средства в память Николая Ивановича Путилова.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер