Николай Третьяков (сын Сергея и племянник Павла Третьяковых, основателей знаменитой галереи) изобразил на картине «Утром на даче» свою семью: жену, сына, няню и дочку с собакой. Эта семейная идиллия вызывает самые тёплые чувства и воспоминания.
— Андрей Борисович, не верю своим глазам! Давненько вы не заходили к нам в Третьяковскую галерею! Рада видеть вас, мой друг!
— А я-то как рад, Маргарита Константиновна! Наверное, полгода, не меньше прошло с тех пор, как был здесь в последний раз. Смотрю — ничего не изменилось, мои любимые работы на своих местах. Подождите-ка, а вот эту картину я что-то раньше не видел. Николай Третьяков, «Утром на даче».
— Андрей Борисович, она была в другом зале. А вообще эта картина экспонируется здесь с 1896 года. С того момента, как сам автор, Николай Сергеевич Третьяков, принёс её в дар галерее.
— Николай Сергеевич? Как я понимаю, он сын одного из основателей Третьяковки?
— Да-да, именно так. Он служил юристом и, как все Третьяковы, занимался общественной деятельностью. Участвовал в организации покровительства бедным.
— Судя по картине «Утром на даче», он был ещё и замечательным художником.
— Николай Сергеевич учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Василия Поленова. Дружил с художниками Валентином Серовым и Ильёй Остроуховым, который в письмах ласково называл его «Третьякаша». А картина «Утром на даче» и в самом деле премилая.
— На ней изображена семейная идиллия в саду, за чаепитием. За столом, накрытом кружевной белоснежной скатертью, сидят две женщины, маленький мальчик и девочка постарше. А на переднем плане я вижу собаку. Она устроилась на стуле как полноправный член семьи. Сидит довольная!
— Художник изобразил на полотне свою семью. Слева — его супруга, Александра Густавовна. Позади — маленький сын Серёжа. Справа — дочь Александра с няней. Саша кормит собаку с руки, а все улыбаются этому. И обратите внимание, как нежно, с любовью смотрит на своих детей супруга художника! Она излучает счастье!
— Верно, счастливая семья! Они радуются погожему летнему дню и возможности неспешно вместе попить чайку, пообщаться друг с другом. Ах, как же мне эта картина нашу дачу напоминает под Тверью!
— Помню-помню, Андрей Борисович! Мы с вами в прошлом году туда ездили. Вы ещё тогда рассказывали о своей собаке, Арчи.
— Да, мой любимый Арчи... Когда я был мальчишкой, мы с родителями ездили на дачу, и непременно брали его с собой. Он везде сопровождал нас! За грибами, на озеро купаться... Какое счастливое время! Потом мы все возвращались домой, мама накрывала стол в саду, под яблонями — и мы всей семьёй подолгу пили чай с яблочным джемом... А добрый пёс Арчи в это время ложился под столом у наших ног и мирно дремал.
— А ещё, как я помню, вы иногда угощали его под столом печеньем и мягким хлебом.
— Да, было и такое... Вспоминаем о нём с теплотой и любовью. Это был наш добрый друг. С ним связаны лучшие воспоминания из детства.
— Детские воспоминания согревают нас, уже повзрослевших, всю жизнь! И дети Николая Третьякова, тоже, я уверена, с любовью хранили в сердце эти моменты.
— А известно ли вам, как сложилась жизнь детей Николая Третьякова? Кем они стали?
— Сын Сергей окончил физико-математический факультет Московского университета, женился на Наталье Саввишне Мамонтовой, дочери мецената, вместе они после революции эмигрировали во Францию, где Сергей Николаевич был одним из руководителей русского комитета помощи голодающим.
— А что известно о дочери? Саше?
— Александра Николаевна, повзрослев, вышла замуж и уехала в Кострому. Там была членом общины сестёр милосердия, занималась благотворительностью, опекала рабочих Костромской льняной фабрики, которые даже спустя много лет после кончины Александры вспоминали о ней с благодарностью.
— И этот крепкий фундамент доброты заложили в своих детей Николай и Александра Третьяковы.
— Мудрые любящие родители. И ведь для того, чтобы заложить этот фундамент, совсем не обязательно быть состоятельным человеком, предпринимателем, промышленником...
— Просто внимательными быть к родным и не жалеть для них своего времени и любви.
— И тогда дети будут вырастать счастливыми, храня в сердце светлые воспоминания о душевных семейных посиделках. Как вы, Андрей Борисович, и герои картины Николая Третьякова «Утром на даче».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 203 зач., II, 16-20.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Уже третью тысячу лет Церковь Христова устами апостолов и святых пытается донести до всего мира, что у человека нет ни малейшей возможности обрести блаженную вечность своими собственными силами. Нет и не может быть той последовательности действий, которая открыла бы нам двери Царства Небесного. Эти двери может открыть лишь Христос. Сегодня во время литургии в православных храмах мы вновь услышали эту мысль, она была взята из 2-й главы Послания апостола Павла к Галатам.
Глава 2.
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Некоторые мысли апостола Павла довольно сложны для понимания, однако только что услышанные нами слова понять просто, они не нуждаются в каком-то особо глубоком комментировании: «Делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16). Эти слова — не какое-то абстрактное умозаключение, это не финальный вывод теоретических выкладок, это выражение многовекового опыта человечества, а также частного опыта любого непредвзятого к самому себе человека.
Именно таким человеком был и апостол Павел. Мы знаем, что он со времени своей юности был ревностным исполнителем закона Моисея, ради того, чтобы ни в чём не погрешить против закона, будущий апостол учился в лучшей религиозной школе своего времени — у одного из основателей талмудического иудаизма раввина Гамалиила. Учёба у этого человека лишь усилила пламень стремления к угождению Богу в душе Павла, он, наряду с другими фарисеями, всеми силами старался уничтожить то, что, как ему казалось, способно увести людей от древнего закона. Так Павел стал гонителем христиан. Здесь важно заметить, что он гнал учеников Христовых не по злобе, не ради какой-то выгоды, не по глупости и не за компанию, он боролся с христианами исключительно по причине особой религиозной ревности. Любой человек может ошибаться, и Бог в силах обратить наши ошибки во благо, в том, конечно, случае, если мы заблуждались искренне и от чистого сердца стремились к добру. Подобное произошло и с апостолом Павлом: Бог в буквальном смысле перевернул жизнь апостола. Павлу явился Господь Иисус Христос, и это явление означало то, что апостол выразил в только что прозвучавшем отрывке своего Послания к галатам: дела закона способны привести к ожесточению, к гордыне, к духовной слепоте, к надменности, много к чему ещё, но они не могут привести к спасению.
Однако не стоит понимать слова апостола как указание на отказ от закона. Нет, Павел оставался ревностным исполнителем закона, но своё спасение он видел не в своих делах, а в Господе Иисусе Христе.
Если это так, то для чего же вообще нужен закон? Для чего нужны религиозные ограничения, если они не приводят к спасению? Ответ мы находим ещё в одном месте павловых посланий, в котором говорится о невозможности оправдаться перед Богом делами закона, — в Послании к римлянам, там мысль апостола выражена чуть полнее: «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех» (Рим. 3:20). Внешний закон нужен в качестве некоего камертона, без него человечество утратило бы представление о недопустимом, а ещё он нужен, чтобы человек мог осознать собственную слабость и понять, что ему нужен Спаситель — Господь наш Иисус Христос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим»
Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим, чтобы имел я с чем предстать пред ангелами живыми.
Без живота твоего не смогу я дышать воздухом, которым дышат ангелы, не смогу вкушать хлеб, который ангелы вкушают. И вновь буду изгнан за врата Царства небесного, пред которыми лежу ныне будто расслабленный.
Прельстил меня мир хлебом своим — и засыпал душу мою камнями. Прельстил меня рыбою — и наполнил сердце скорпионами. Прельстил меня светом и окутал разум.
Нет во мне ненависти к нищему, но возненавидел я мир, который будучи нищ богатсвом кичится. Нет во мне ненависти к скупцу, но ненавижу я мир, который будучи скупцом похваляется щедростью. И к безумному нет во мне ненависти, но возненавидел я мир, который, будучи безумным, выдает себя за мудреца. Нет ненависти к больному, но возненавидел я мир, который словно чахоточный больной отравляет воду здоровым намеренно.
Господи, ненавижу лжеца и притворщика — говоря о небе, закопал он в землю жизнь мою.
Был некогда богатый торговец, и умер, и разграбили соседи лавку его, и стояла она разграбленная, лишь список дорогих товаров и имя лавочника на двери напоминали о хозяине.
Таков и я, подобен лавке той, со стыдом сказал себе. Всё ещё ношу имя жизни, а вся жизнь моя соседями моими разграблена.
Сыне Божий, Сыне Живота, напитай жизнью прах мой.
Освободи от камней душу мою, и напитай её хлебом истинным. Очисти сердце моё от скорпионов и исполни Тобою. Изгони тьму из ума моего и наполни его светом небесным.
Ибо, не ожить мне, если оживёт одна душа моя, а сердце полным смертных желаний останется. И не воскреснуть мне во Царствии Твоём, Господи, если только сердце моё очистится, ум же во мраке останется.
Воистину, пока все три источника не очистятся и не станут прозрачными, не будет жизни во мне, ибо если один только очистится два других замутят его.
Если два очистятся, довольно будет третьего, чтобы замутить два. Каждый из трёх источников во мне — или отравитель или спаситель других.
Сыне Живота, напитай жизнью прах мой. В Тебе одном мудрость моя, ибо в Тебе не только разум божественный, но и девство и святость божественная. Ибо, не был бы Ты рождён от девства божественного и святости, не стал бы мудростью, но остался бы ограниченным земным знанием и опытом мирским.
Сыне Божий, Ты еси хлеб единственный питающий жизнь мою. Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственная вода живая, утоляющая жажду пустыни жизни моей.
Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственный воздух чистый, исцеляющий расслабленность жизни моей. Помилуй, Господи и спаси мя!
«14-е воскресенье по Пятидесятнице». о. Николай Конюхов
В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Евангельского и Апостольского чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти мученицы Людмилы Чешской, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, преподобной Ефросинии Суздальской, преподобного Илариона Оптинского, святителя Дмитрия Ростовского, пророка Ионы.
Все выпуски программы Седмица