
Алушта, один из самых популярных курортов Крыма, ещё не так давно, в конце 19 столетия, был ничем не примечательным провинциальным местечком, маленькой южной деревней. Из общественных мест — только небольшой базар. Вот что писал об Алуште в те годы доктор медицины Владимир Святловский: «В Алуште грязно, в Алуште пыльно, морской берег неудобен для гулянья, нет развлечений, нет питьевой воды, нет купален, нет освещения, нет пристаней, нет хороших гостиниц — нет ничего». Так было вплоть до начала 80-х годов 19 века, пока в Алушту не приехал московский предприниматель Николай Дмитриевич Стахеев.
Он происходил из знаменитой купеческой династии Стахеевых, которая издавна славилась щедрыми благодеяниями. В Елабуге, где Николай Дмитриевич родился и некоторое время жил, он вместе со своими братьями строил храмы и монастыри, открывал школы, больницы, дома престарелых и сиротские приюты. Потом Стахеев перебрался в Белокаменную, где занялся строительством доходных домов, помня при этом о бедных и сиротах. Говорили, что на благотворительность Стахеев жертвует не меньше миллиона в год — а это были огромные деньги.
В 1900-м году Стахеев решил построить дачу в Крыму. Люди из его окружения, крупные купцы и промышленники, выбирали для дачного отдыха благоустроенные и популярные Ливадию или Ялту. А Николай Дмитриевич купил землю в маленькой, бедной Алуште — самой неосвоенной точке Южного побережья. Как опытный предприниматель, он сразу же увидел и оценил перспективы Алушты. «Здесь может быть чудесный курорт, не хуже, чем в Монте-Карло», — убеждал он местные власти. На Николая Дмитриевича смотрели, как на чудака, а он от слов быстро перешёл к делу. Променад — важная часть любого курорта, рассудил Стахеев, и начал благоустройство с набережной. Вскоре вместо диких, извилистых тропинок появилась широкая деревянная мостовая с деревьями, тенистыми беседками и ротондами. А ещё — с фонарями! Благодаря Николаю Дмитриевичу в Алуште появилось уличное освещение. И набережная была только началом — очень скоро фонари зажглись и на других улицах. Ещё одной важной частью курортной инфраструктуры были купальни. В то время прямо с берега в море не заходили. На пляжах возводились специальные домики с удобными раздевалками и спуском в воду. Однако в Алуште купален не было. Стахеев их построил. Как и набережную — на собственные деньги. Личные средства вложил Николай Дмитриевич и в реставрацию древней византийской крепости Алустон — главной достопримечательности Алушты. Другими словами, сделал всё, чтобы место стало привлекательным для туристов. Но не только. Огромный вклад Стахеев внёс в развитие алуштинской инфраструктуры. Безвозмездно уступил часть своих земель под строительство новых дорог. Построил пристань. Расчистил реку Демерджи и устроил на её берегу прогулочную аллею. Провёл водопровод. Открыл школу, больницу, аптеку и сиротский приют. Стал попечителем алуштинской церкви Фёдора Стратилата и построил рядом с нею дом для проживания священников.
Алуштинская дача Стахеева — вилла Отрада — тоже стала местной достопримечательностью. Роскошный парк с экзотическими растениями, который купец разбил вокруг особняка, был открыт для всех желающих, и стал излюбленным местом отдыха жителей и гостей Алушты. Кстати, гостей с каждым годом становилось всё больше и больше. Стали открываться гостиницы. Теперь все любовались преображённым посёлком. «Алушта изменилась к лучшему», — констатировала газета «Крымское время». Эти изменения в мае 1902 года принесли Алуште статус города. Сонная деревенька ушла в прошлое. На её месте, благодаря Николаю Дмитриевичу, появился прекрасный, развитый курорт. И сегодня экскурсоводы непременно показывают туристам Стахеевскую набережную и Стахеевский парк. И рассказывают о Николае Дмитриевиче, которого в городе называют «человеком, создавшим Алушту».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер