
Алушта, один из самых популярных курортов Крыма, ещё не так давно, в конце 19 столетия, был ничем не примечательным провинциальным местечком, маленькой южной деревней. Из общественных мест — только небольшой базар. Вот что писал об Алуште в те годы доктор медицины Владимир Святловский: «В Алуште грязно, в Алуште пыльно, морской берег неудобен для гулянья, нет развлечений, нет питьевой воды, нет купален, нет освещения, нет пристаней, нет хороших гостиниц — нет ничего». Так было вплоть до начала 80-х годов 19 века, пока в Алушту не приехал московский предприниматель Николай Дмитриевич Стахеев.
Он происходил из знаменитой купеческой династии Стахеевых, которая издавна славилась щедрыми благодеяниями. В Елабуге, где Николай Дмитриевич родился и некоторое время жил, он вместе со своими братьями строил храмы и монастыри, открывал школы, больницы, дома престарелых и сиротские приюты. Потом Стахеев перебрался в Белокаменную, где занялся строительством доходных домов, помня при этом о бедных и сиротах. Говорили, что на благотворительность Стахеев жертвует не меньше миллиона в год — а это были огромные деньги.
В 1900-м году Стахеев решил построить дачу в Крыму. Люди из его окружения, крупные купцы и промышленники, выбирали для дачного отдыха благоустроенные и популярные Ливадию или Ялту. А Николай Дмитриевич купил землю в маленькой, бедной Алуште — самой неосвоенной точке Южного побережья. Как опытный предприниматель, он сразу же увидел и оценил перспективы Алушты. «Здесь может быть чудесный курорт, не хуже, чем в Монте-Карло», — убеждал он местные власти. На Николая Дмитриевича смотрели, как на чудака, а он от слов быстро перешёл к делу. Променад — важная часть любого курорта, рассудил Стахеев, и начал благоустройство с набережной. Вскоре вместо диких, извилистых тропинок появилась широкая деревянная мостовая с деревьями, тенистыми беседками и ротондами. А ещё — с фонарями! Благодаря Николаю Дмитриевичу в Алуште появилось уличное освещение. И набережная была только началом — очень скоро фонари зажглись и на других улицах. Ещё одной важной частью курортной инфраструктуры были купальни. В то время прямо с берега в море не заходили. На пляжах возводились специальные домики с удобными раздевалками и спуском в воду. Однако в Алуште купален не было. Стахеев их построил. Как и набережную — на собственные деньги. Личные средства вложил Николай Дмитриевич и в реставрацию древней византийской крепости Алустон — главной достопримечательности Алушты. Другими словами, сделал всё, чтобы место стало привлекательным для туристов. Но не только. Огромный вклад Стахеев внёс в развитие алуштинской инфраструктуры. Безвозмездно уступил часть своих земель под строительство новых дорог. Построил пристань. Расчистил реку Демерджи и устроил на её берегу прогулочную аллею. Провёл водопровод. Открыл школу, больницу, аптеку и сиротский приют. Стал попечителем алуштинской церкви Фёдора Стратилата и построил рядом с нею дом для проживания священников.
Алуштинская дача Стахеева — вилла Отрада — тоже стала местной достопримечательностью. Роскошный парк с экзотическими растениями, который купец разбил вокруг особняка, был открыт для всех желающих, и стал излюбленным местом отдыха жителей и гостей Алушты. Кстати, гостей с каждым годом становилось всё больше и больше. Стали открываться гостиницы. Теперь все любовались преображённым посёлком. «Алушта изменилась к лучшему», — констатировала газета «Крымское время». Эти изменения в мае 1902 года принесли Алуште статус города. Сонная деревенька ушла в прошлое. На её месте, благодаря Николаю Дмитриевичу, появился прекрасный, развитый курорт. И сегодня экскурсоводы непременно показывают туристам Стахеевскую набережную и Стахеевский парк. И рассказывают о Николае Дмитриевиче, которого в городе называют «человеком, создавшим Алушту».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 127. Богослужебные чтения

Есть ли у верующего человека надежда на счастье — семейное, трудовое, в конце концов, личное? Конечно, есть. Ведь Господь всеблаг и щедро делится этой Своей благостью с человеком. Но только при одном условии. Каком? Давайте узнаем, послушав псалом 127-й, что читается сегодня во время богослужения. Итак, давайте послушаем.
Псалом 127.
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоём; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Прозвучавший псалом был написан значительно позже царя и пророка Давида — автора многих других псалмов. В случае с псалмом 127-м автор так и остался неизвестным. Время же написания учёные выяснили — произведение было составлено после возвращения древних евреев из Вавилонского плена, т.е. в 6-м веке до Рождества Христова. Освобождение от власти Вавилона воспринималось как второй Исход. Напомню — первый Исход — это освобождение евреев из-под власти Египта, произошедшее стараниями пророка Моисея в 13 веке до Рождества Христова. Тогда через Моисея Господь совершил множество чудес.
В случае с окончанием Вавилонского плена всё обстояло иначе. Пророка во главе народа не было. Обильных чудес тоже никто не совершал. Но то было только половиной бед. Прибыв в историческую Палестину, евреи столкнулись с враждебными народами, не желавшими делиться землями. А те земли, что удалось занять, не приносили урожая. Народ впал в уныние. Стал требовать у вождей, священников, самого Бога ответа. Что происходит? Почему мы страдаем? Ответ был дан Священным Писанием, где неоднократно повторяется следующая мысль — сначала исполни правду Божию, а затем всё остальное. И древние евреи не сразу, но всё же поняли. Они не сделали очень важной вещи. Не восстановили храм в Иерусалиме, не начали череды богослужений.
А как можно рассчитывать на земное, если ты не уделил должного старания духовному? Надо сказать, древние евреи оперативно исправились. И мы слышали слова псалма, передающие радость преодоления скорбей: «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!» Псалмопевец делает совершенно верный вывод. Счастье, радость возможны там, где есть страх Божий. Не ужас перед Господом, а здоровая боязнь разрушить с Творцом отношения, неправильно выстроить приоритеты жизни. Перепутать важное со второстепенным.
Прозвучавший псалом позволяет задать вопрос — а мы сами всегда ли поступаем верно? Всегда ли полагаем веру в Бога в основание нашей жизни? Если у нас есть сомнения при ответе на данные вопросы, стоит не просто задуматься, а поскорее исправиться. Чтобы почва нашего бытия не засохла, не перестала приносить урожай. Не потому что Бог жесток, а потому что мы сами отсекли, отделили себя от Его животворной благодати!
Псалом 127. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 127. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 127. На струнах Псалтири
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
6 июня. О подвиге преподобного Никиты, столпника Переяславского

Сегодня 6 июня. День памяти преподобного Никиты, столпника Переяславского, жившего в двенадцатом веке.
О его подвиге — священник Захарий Савельев.
Преподобный Никита Столпник был заведующим сбором казённых податей и налогов в Переславле-Залесском. Переславль-Залесский — это очень древний город нашей страны, нашего государства. Он был основан Юрием Долгоруким, основателем нашего первопрестольного града Москвы.
И сегодня, вспоминая об этом угоднике Божьем, можно сказать, что, когда он собирал эти подати, он был жаден, он собирал больше меры. И вот этот перебор забирал в себе.
Но один раз он пришёл в храм и услышал чтение книги пророка Исаии: «Измыйтеся и чисти будите, отымите лукавство от душ ваших, научитеся добро творити». Эти слова запали в сознание будущего святого. И, согласно его житию, после посещения церкви всю ночь он вспоминал эти слова. И это зерно, которое Господь посеял, дало обильные плоды его святой жизни.
Он ушёл в монастырь, посвящённый великомученику Никите, в Переяславской земле. Он подвязался именно как столпник, то есть, находясь на столбе, долгое время находясь в тяжёлых аскетических условиях. Он боролся не только со своими поступками, но и с мыслями, которые его искушали.
И преподобный Никита Столпник является одним из почитаемых святых Переяславской епархии, покровителем этого города. А самое главное — примером того, насколько мы должны быть решительны в стремлении изменить свою жизнь, в стремлении покаяться перед Богом за свои поступки.
Все выпуски программы Актуальная тема