Алушта, один из самых популярных курортов Крыма, ещё не так давно, в конце 19 столетия, был ничем не примечательным провинциальным местечком, маленькой южной деревней. Из общественных мест — только небольшой базар. Вот что писал об Алуште в те годы доктор медицины Владимир Святловский: «В Алуште грязно, в Алуште пыльно, морской берег неудобен для гулянья, нет развлечений, нет питьевой воды, нет купален, нет освещения, нет пристаней, нет хороших гостиниц — нет ничего». Так было вплоть до начала 80-х годов 19 века, пока в Алушту не приехал московский предприниматель Николай Дмитриевич Стахеев.
Он происходил из знаменитой купеческой династии Стахеевых, которая издавна славилась щедрыми благодеяниями. В Елабуге, где Николай Дмитриевич родился и некоторое время жил, он вместе со своими братьями строил храмы и монастыри, открывал школы, больницы, дома престарелых и сиротские приюты. Потом Стахеев перебрался в Белокаменную, где занялся строительством доходных домов, помня при этом о бедных и сиротах. Говорили, что на благотворительность Стахеев жертвует не меньше миллиона в год — а это были огромные деньги.
В 1900-м году Стахеев решил построить дачу в Крыму. Люди из его окружения, крупные купцы и промышленники, выбирали для дачного отдыха благоустроенные и популярные Ливадию или Ялту. А Николай Дмитриевич купил землю в маленькой, бедной Алуште — самой неосвоенной точке Южного побережья. Как опытный предприниматель, он сразу же увидел и оценил перспективы Алушты. «Здесь может быть чудесный курорт, не хуже, чем в Монте-Карло», — убеждал он местные власти. На Николая Дмитриевича смотрели, как на чудака, а он от слов быстро перешёл к делу. Променад — важная часть любого курорта, рассудил Стахеев, и начал благоустройство с набережной. Вскоре вместо диких, извилистых тропинок появилась широкая деревянная мостовая с деревьями, тенистыми беседками и ротондами. А ещё — с фонарями! Благодаря Николаю Дмитриевичу в Алуште появилось уличное освещение. И набережная была только началом — очень скоро фонари зажглись и на других улицах. Ещё одной важной частью курортной инфраструктуры были купальни. В то время прямо с берега в море не заходили. На пляжах возводились специальные домики с удобными раздевалками и спуском в воду. Однако в Алуште купален не было. Стахеев их построил. Как и набережную — на собственные деньги. Личные средства вложил Николай Дмитриевич и в реставрацию древней византийской крепости Алустон — главной достопримечательности Алушты. Другими словами, сделал всё, чтобы место стало привлекательным для туристов. Но не только. Огромный вклад Стахеев внёс в развитие алуштинской инфраструктуры. Безвозмездно уступил часть своих земель под строительство новых дорог. Построил пристань. Расчистил реку Демерджи и устроил на её берегу прогулочную аллею. Провёл водопровод. Открыл школу, больницу, аптеку и сиротский приют. Стал попечителем алуштинской церкви Фёдора Стратилата и построил рядом с нею дом для проживания священников.
Алуштинская дача Стахеева — вилла Отрада — тоже стала местной достопримечательностью. Роскошный парк с экзотическими растениями, который купец разбил вокруг особняка, был открыт для всех желающих, и стал излюбленным местом отдыха жителей и гостей Алушты. Кстати, гостей с каждым годом становилось всё больше и больше. Стали открываться гостиницы. Теперь все любовались преображённым посёлком. «Алушта изменилась к лучшему», — констатировала газета «Крымское время». Эти изменения в мае 1902 года принесли Алуште статус города. Сонная деревенька ушла в прошлое. На её месте, благодаря Николаю Дмитриевичу, появился прекрасный, развитый курорт. И сегодня экскурсоводы непременно показывают туристам Стахеевскую набережную и Стахеевский парк. И рассказывают о Николае Дмитриевиче, которого в городе называют «человеком, создавшим Алушту».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Онежский Крестный монастырь (Архангельская область, остров Кий)
Одна из жемчужин Русского Севера — остров Кий. Он находится в заливе Белого моря юго-западнее Архангельска, в восьми километрах от Онежского полуострова. Кий в переводе с карельского языка означает камень и остров полностью соответствует своему названию — это гранитная плита, поросшая мхом. Её площадь — три километра в длину, пятьсот метров в ширину. Здесь нет проезжих дорог. Северные сосны цепляются крепкими корнями за скалы, в небе парят серебристые чайки и над всем царит глубокая тишина.
В южной части безлюдного острова расположен храмовый комплекс семнадцатого века. История его создания связана с именем патриарха Никона. В юности святитель подвизался монахом на Соловках. Из-за разногласий с настоятелем он покинул обитель на лодке. На море разыгрался шторм и молодой инок едва не погиб. Буря выбросила его на скалистый берег острова Кий. Никон установил на месте спасения памятный крест. А в 1656 году, уже будучи патриархом, вернулся сюда и основал монашескую обитель — Онежский Крестный монастырь.
Святитель не только лично выбрал место для строительства, но и принимал участие в проектировании церковного комплекса. Архитектурный ансамбль, похожий на крепость, органично вписался в суровый ландшафт острова. До наших дней здесь сохранилось несколько зданий: это мощный Крестовоздвиженский собор, церковь в честь Происхождения честных древ Креста Господня, с примыкающими к ней братскими кельями, двухъярусный храм Рождества Богородицы с массивной колокольней, а также несколько деревянных построек.
Удалённый от цивилизации Онежский Крестный монастырь служил молитвенным прибежищем для нескольких поколений иноков. Чтимой святыней обители почти три столетия оставался трёхметровый поклонный крест. В Распятие, изготовленное из кипариса, по велению патриарха Никона поместили частицы мощей православных подвижников и камни со Святой земли. Крест украсили иконами, написанными на Афоне, с изображением двенадцати главных христианских праздников.
Святыня находилась в Крестовоздвиженском соборе Онежского Крестного монастыря до 1923 года. Когда безбожники захватили власть в России и закрыли обитель, Кийский крест стал экспонатом Исторического музея в Москве. В 1991 году реликвию передали в столичный храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, там она хранится и поныне.
Онежский Крестный монастырь до сих пор остается недействующим. Однако, в 1991 году власти позволили православным освятить Крестовоздвиженский собор, в 2016-м под его сводами совершилась первая после долгого перерыва литургия. Верующие надеются, что когда-нибудь обитель, основанная патриархом Никоном на острове Кий в Белом море, возродится.
Все выпуски программы ПроСтранствия
26 октября. О важности хранения православной веры

26 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин обновления храма Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве.
После завершения Божественной литургии в обновленном храме Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом, в котором говорил о важности хранения православной веры.
С Богом невозможно бороться. Те, кто борется с Богом, всегда являются неудачниками. Их Господь побеждает, может быть, не сразу, не мгновенно, чтобы не создавать иллюзии некоего фокуса, а постепенно, чтобы быть невидимой, рука Божья действует. Но действует так, что каждый, изучая историю и внимательно взирая на окружающую нас жизнь, может сказать: «Господи, Ты еси Бог, творяй чудеса един».
Вот мы, наше поколение, особенно старшее, вот эти слова можем и должны очень часто произносить и вслух, и в проповедях в храме, потому что это действительно те слова, которые отображают совершенно потрясающий религиозный опыт нашего народа в самые страшные, наверное, за всю историю человечества, включая даже языческие времена, времена гонений.
Всё в прошлом. А теперь нет никаких притеснений, никаких гонений. У власти люди православные, и кажется, что мы вошли в такой очень благоприятный исторический период. И это так. Но ещё раз повторю, кому дано больше, с того больше и спросится.
Сегодня мы должны служить за тех, кто не смог в полной мере отдать долг Господу и Церкви, за наших старших собратьев: архипастырей, пастырей и монашествующих, но которые сделали самое главное — сохранили веру православную, воспитали в этой вере часть нашего народа, что помогло всему нашему народу православному пройти через эти тяжелые исторические испытания.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О ложном стыде

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придёт во славе Своей и Отца, и святых Ангелов».
О ложном стыде — игумен Лука (Степанов).
Малодушному бывает свойственно испугаться и, представив своё отчуждение от современников, решить, что вряд ли стоит ему продолжать своёдвижение по пути ко Христу, если оказываешься тыне любимчиком, а, напротив, изгоем среди подобных себе.
Это вынужденное отчуждение бывает почти неизбежно при воцерковлении человека. Он расстаётся с бывшими друзьями и участниками всяких развлечений своих. Ему высказывают свои недовольства и родственники о том, что не так, как прежде, он соответствует их понятиям о правильном и весёлом проводимом времени жизни.
И объяснить что-либо бывает очень трудно, поскольку мотивация для того, кто изменяется в христианских законах бытия, связана с его верой. Только тогда, когда к самому человеку прикасается Христос и избирает сердце его к жизни покаянной, тогда может и признать в своём близком человеке, обратившемся, действительно, те мотивы справедливыми, которые прежде вызывали недоумение.
Так что надлежит вооружаться некоторой решимостью потерпеть отчуждение от близких всякому, кто встаёт на путь спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема







