В 1855 году Николай Иванович Путилов обеспечил защиту маяка Толбухин в Кронштадте, построив флотилию из 67 артиллерийских лодок и 14 легких парусных судов, благодаря чему в Крымской войне 1853-1856 гг. был спасен Петербург.
Николай Иванович Путилов служил в то время младшим чиновником в Кораблестроительном комитете Морского ведомства. К Николаю Ивановичу обратился Великий князь Константин Николаевич Романов с просьбой: стать руководителем строительства новой флотилии для защиты Петербурга. Путилов согласился на выполнение, казалось бы, нереалистичной просьбы. При этом он понимал, что профессионалов своего дела для одновременного строительства целой флотилии не хватит, поэтому в кратчайшие сроки обучил текстильщиков тонкостям слесарного, токарного, механизаторского дела. Благодаря упорству и трудолюбию, работа, организованная Николаем Ивановичем, принесла чудесные результаты.
Что говорил Николай Иванович Путилов о своем отношении к Отечеству?

14 июня 1854 года на берегу Финского залива собрался народ. Люди с тревогой вглядывались в даль. Там, на горизонте, можно было разглядеть корабли. Их было много. У окрестностей Санкт-Петербурга стоял англо-французский флот. Шла Крымская война 1853-1856 года. Несмотря на то, что основные боевые действия велись у берегов Севастополя, вражеская эскадра подошла к столице Российской Империи. Расчёт противника был прост: основные силы русского флота сосредоточены в Крыму. А в распоряжении Балтийского флота на тот момент имелось 25 парусных линейных кораблей и 27 боевых пароходов. Этого было недостаточно для того, чтобы вступить в бой. На морских подступах к столице Россия могла только обороняться.
Николай Иванович Путилов, будущий известный инженер и успешный предприниматель, служил в то время младшим чиновником в Кораблестроительном комитете Морского ведомства. Он получил письмо от генерал-адмирала, Великого князя Константина Николаевича Романова. Князь предлагал Путилову стать руководителем строительства новой флотилии для защиты Петербурга. Но почему же с такой серьёзной просьбой генерал-адмирал обратился к малоизвестному чиновнику? Всё было просто. Константин Николаевич уже разговаривал с самыми влиятельными промышленниками, но те только руками разводили. Мол, не готова Россия к тому, чтобы построить несколько десятков кораблей в сжатые сроки. Без подкрепления флот мог держать оборону и не подпускать противника к городу максимум несколько месяцев. Все, к кому ни обращался великий князь, отвечали категорическим отказом. А Николай Иванович Путилов согласился взяться за эту, казалось, невыполнимую задачу.
Он с двенадцати лет изучал морское дело. Однако мечтал не о штурвале и капитанском мостике. Куда больше бескрайних лазурных просторов и волн его привлекали цифры, формулы и чертежи. Николай любил точные науки — математику, физику, химию, черчение. В Морском кадетском корпусе он с особым усердием изучал инженерные специальности. Разбирался в кораблестроении и металлургии. После выпуска на несколько лет остался преподавать в стенах родного учебного заведения астрономию и геометрию. А в 1840 году учёное сообщество Петербурга всколыхнула его статья, опубликованная в журнале «Маяк». В ней Путилов утверждал, что французский математик Огюстен Коши, знаменитый специалист по баллистике — исследованию движения пуль и снарядов — в некоторых своих расчётах допустил ошибки. Доводы Путилова внимательно изучил Михаил Васильевич Остроградский — российский математик с мировым именем. И подтвердил правоту молодого человека. Учёный был среди тех, кто в критический для Отечества момент посоветовал Великому князю Константину Николаевичу обратиться за помощью к Николаю Путилову.
Николай Иванович прекрасно понимал, что профессионалов своего дела для одновременного строительства целой флотилии попросту не хватит. Не теряя времени, Путилов отправился во Ржев. Там в результате морской блокады из-за отсутствия сырья закрылись все ткацкие фабрики. Люди не получали жалованье. Николай Иванович предложил текстильщикам новую работу. Он в кратчайшие сроки обучил их премудростям слесарного, токарного, механизаторского дела. Потом поделил на группы по сто человек. Во главе каждой поставил специалиста по кораблестроению. И работа закипела. Она не останавливалась ни на минуту. Путилов лично следил за её ходом. Когда государственных средств не хватало, пускал в дело собственные сбережения. И уже к маю 1855 года у Толбухина маяка в Кронштадте стояли 67 артиллерийских лодок и 14 лёгких парусных судов. Это казалось настоящим чудом.
Николая Ивановича Путилова называли человеком, который спас Петербург. «Когда речь идёт о благе любимого Отечества, не может быть ничего невозможного», — говорил он.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер