В 1855 году Николай Иванович Путилов обеспечил защиту маяка Толбухин в Кронштадте, построив флотилию из 67 артиллерийских лодок и 14 легких парусных судов, благодаря чему в Крымской войне 1853-1856 гг. был спасен Петербург.
Николай Иванович Путилов служил в то время младшим чиновником в Кораблестроительном комитете Морского ведомства. К Николаю Ивановичу обратился Великий князь Константин Николаевич Романов с просьбой: стать руководителем строительства новой флотилии для защиты Петербурга. Путилов согласился на выполнение, казалось бы, нереалистичной просьбы. При этом он понимал, что профессионалов своего дела для одновременного строительства целой флотилии не хватит, поэтому в кратчайшие сроки обучил текстильщиков тонкостям слесарного, токарного, механизаторского дела. Благодаря упорству и трудолюбию, работа, организованная Николаем Ивановичем, принесла чудесные результаты.
Что говорил Николай Иванович Путилов о своем отношении к Отечеству?

14 июня 1854 года на берегу Финского залива собрался народ. Люди с тревогой вглядывались в даль. Там, на горизонте, можно было разглядеть корабли. Их было много. У окрестностей Санкт-Петербурга стоял англо-французский флот. Шла Крымская война 1853-1856 года. Несмотря на то, что основные боевые действия велись у берегов Севастополя, вражеская эскадра подошла к столице Российской Империи. Расчёт противника был прост: основные силы русского флота сосредоточены в Крыму. А в распоряжении Балтийского флота на тот момент имелось 25 парусных линейных кораблей и 27 боевых пароходов. Этого было недостаточно для того, чтобы вступить в бой. На морских подступах к столице Россия могла только обороняться.
Николай Иванович Путилов, будущий известный инженер и успешный предприниматель, служил в то время младшим чиновником в Кораблестроительном комитете Морского ведомства. Он получил письмо от генерал-адмирала, Великого князя Константина Николаевича Романова. Князь предлагал Путилову стать руководителем строительства новой флотилии для защиты Петербурга. Но почему же с такой серьёзной просьбой генерал-адмирал обратился к малоизвестному чиновнику? Всё было просто. Константин Николаевич уже разговаривал с самыми влиятельными промышленниками, но те только руками разводили. Мол, не готова Россия к тому, чтобы построить несколько десятков кораблей в сжатые сроки. Без подкрепления флот мог держать оборону и не подпускать противника к городу максимум несколько месяцев. Все, к кому ни обращался великий князь, отвечали категорическим отказом. А Николай Иванович Путилов согласился взяться за эту, казалось, невыполнимую задачу.
Он с двенадцати лет изучал морское дело. Однако мечтал не о штурвале и капитанском мостике. Куда больше бескрайних лазурных просторов и волн его привлекали цифры, формулы и чертежи. Николай любил точные науки — математику, физику, химию, черчение. В Морском кадетском корпусе он с особым усердием изучал инженерные специальности. Разбирался в кораблестроении и металлургии. После выпуска на несколько лет остался преподавать в стенах родного учебного заведения астрономию и геометрию. А в 1840 году учёное сообщество Петербурга всколыхнула его статья, опубликованная в журнале «Маяк». В ней Путилов утверждал, что французский математик Огюстен Коши, знаменитый специалист по баллистике — исследованию движения пуль и снарядов — в некоторых своих расчётах допустил ошибки. Доводы Путилова внимательно изучил Михаил Васильевич Остроградский — российский математик с мировым именем. И подтвердил правоту молодого человека. Учёный был среди тех, кто в критический для Отечества момент посоветовал Великому князю Константину Николаевичу обратиться за помощью к Николаю Путилову.
Николай Иванович прекрасно понимал, что профессионалов своего дела для одновременного строительства целой флотилии попросту не хватит. Не теряя времени, Путилов отправился во Ржев. Там в результате морской блокады из-за отсутствия сырья закрылись все ткацкие фабрики. Люди не получали жалованье. Николай Иванович предложил текстильщикам новую работу. Он в кратчайшие сроки обучил их премудростям слесарного, токарного, механизаторского дела. Потом поделил на группы по сто человек. Во главе каждой поставил специалиста по кораблестроению. И работа закипела. Она не останавливалась ни на минуту. Путилов лично следил за её ходом. Когда государственных средств не хватало, пускал в дело собственные сбережения. И уже к маю 1855 года у Толбухина маяка в Кронштадте стояли 67 артиллерийских лодок и 14 лёгких парусных судов. Это казалось настоящим чудом.
Николая Ивановича Путилова называли человеком, который спас Петербург. «Когда речь идёт о благе любимого Отечества, не может быть ничего невозможного», — говорил он.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер