Николай Путилов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Николай Путилов

* Поделиться

14 июня 1854 года на берегу Финского залива собрался народ. Люди с тревогой вглядывались в даль. Там, на горизонте, можно было разглядеть корабли. Их было много. У окрестностей Санкт-Петербурга стоял англо-французский флот. Шла Крымская война 1853-1856 года. Несмотря на то, что основные боевые действия велись у берегов Севастополя, вражеская эскадра подошла к столице Российской Империи. Расчёт противника был прост: основные силы русского флота сосредоточены в Крыму. А в распоряжении Балтийского флота на тот момент имелось 25 парусных линейных кораблей и 27 боевых пароходов. Этого было недостаточно для того, чтобы вступить в бой. На морских подступах к столице Россия могла только обороняться.

Николай Иванович Путилов, будущий известный инженер и успешный предприниматель, служил в то время младшим чиновником в Кораблестроительном комитете Морского ведомства. Он получил письмо от генерал-адмирала, Великого князя Константина Николаевича Романова. Князь предлагал Путилову стать руководителем строительства новой флотилии для защиты Петербурга. Но почему же с такой серьёзной просьбой генерал-адмирал обратился к малоизвестному чиновнику? Всё было просто. Константин Николаевич уже разговаривал с самыми влиятельными промышленниками, но те только руками разводили. Мол, не готова Россия к тому, чтобы построить несколько десятков кораблей в сжатые сроки. Без подкрепления флот мог держать оборону и не подпускать противника к городу максимум несколько месяцев. Все, к кому ни обращался великий князь, отвечали категорическим отказом. А Николай Иванович Путилов согласился взяться за эту, казалось, невыполнимую задачу.

Он с двенадцати лет изучал морское дело. Однако мечтал не о штурвале и капитанском мостике. Куда больше бескрайних лазурных просторов и волн его привлекали цифры, формулы и чертежи. Николай любил точные науки — математику, физику, химию, черчение. В Морском кадетском корпусе он с особым усердием изучал инженерные специальности. Разбирался в кораблестроении и металлургии. После выпуска на несколько лет остался преподавать в стенах родного учебного заведения астрономию и геометрию. А в 1840 году учёное сообщество Петербурга всколыхнула его статья, опубликованная в журнале «Маяк». В ней Путилов утверждал, что французский математик Огюстен Коши, знаменитый специалист по баллистике — исследованию движения пуль и снарядов — в некоторых своих расчётах допустил ошибки. Доводы Путилова внимательно изучил Михаил Васильевич Остроградский — российский математик с мировым именем. И подтвердил правоту молодого человека. Учёный был среди тех, кто в критический для Отечества момент посоветовал Великому князю Константину Николаевичу обратиться за помощью к Николаю Путилову.

Николай Иванович прекрасно понимал, что профессионалов своего дела для одновременного строительства целой флотилии попросту не хватит. Не теряя времени, Путилов отправился во Ржев. Там в результате морской блокады из-за отсутствия сырья закрылись все ткацкие фабрики. Люди не получали жалованье. Николай Иванович предложил текстильщикам новую работу. Он в кратчайшие сроки обучил их премудростям слесарного, токарного, механизаторского дела. Потом поделил на группы по сто человек. Во главе каждой поставил специалиста по кораблестроению. И работа закипела. Она не останавливалась ни на минуту. Путилов лично следил за её ходом. Когда государственных средств не хватало, пускал в дело собственные сбережения. И уже к маю 1855 года у Толбухина маяка в Кронштадте стояли 67 артиллерийских лодок и 14 лёгких парусных судов. Это казалось настоящим чудом.

Николая Ивановича Путилова называли человеком, который спас Петербург. «Когда речь идёт о благе любимого Отечества, не может быть ничего невозможного», — говорил он.


Все выпуски программы Жизнь как служение

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем