И сразу же давайте послушаем стихотворение. Всего четыре строчки:
воробей присел на ветку
ветка покачнулась
вижу как душа у ветки
медленно проснулась
Ну, и ещё одно:
на столе передвинешь стакан —
мирозданье изменишь невольно,
потому все деревья стоят,
чтоб не сделать кому-нибудь больно.
Это стихи живущего в Екатеринбурге, замечательного живописца, графика и театрального художника — Николая Предеина, чья первая поэтическая книга «Источник слуха» (а пишет Николай Петрович давно) вышла из печати в 2016-м году. В книгу вошли стихи из составленных им сборников «Второй первоисточник», «Что-то внутри», «Ещё открыть глаза» и «Темы».
Мало у кого из поэтов я встречал столь пронзительный мотив одушевления, очеловечивания — окружающего нас живого и неживого мира.
Уральский поэт называет себя «художником, пишущим стихи».
я причислил бы к лику святых
запах липы, укропа и мяты.
кто из нас не хотел бы им братом
быть, но как же они далеки,
и они ли здесь в том виноваты.
мы сильны, а они просто святы.
Николай Предеин. Из сборника «Второй первоисточник»
Кстати, в книге, из которой я сейчас вам читаю, нет ни одного рисунка, в ней нет даже какой-нибудь графической заставки перед началом того или иного авторского цикла-сборника. В недавнем интервью писателю Дмитрию Шеварову Николай Петрович неожиданно сказал, что поэзия, с его точки зрения — это не совсем... литература, что стихи не укладываются в иллюстрации и — цитирую — «как правило, должны звучать в чистоте, без картинок...»
после снега воздух чист,
как после крещения.
он похож на белый лист
до стихотворения.
мне б по белому писать
белым, чтоб оставить
всё как есть, но всё сказать
и уже не править.
Николай Предеин. Из сборника «Что-то внутри»
Очень точно о миниатюрах Предеина сказал писатель-литературовед Игорь Золотусский: «Удивительны в этих стихах переплывы из настоящей жизни в вечность».
На прощание с поэзией художника Николая Предеина, — чьи графические и скульптурные работы хранятся во многих государственных музеях и частных коллекциях, — я прочитаю (как и в начале нашей программы) два маленьких, в четыре строчки, произведения.
Оба они из авторского сборника «Что-то внутри».
крестик ребром
грудь мне уколет
не о себе он
о боли
И — второе:
у сирени крестики
вся стоит крещёная
в мае все кусты сирени
новообращённые
...Мы читали стихи живущего на Урале художника и скульптора Николая Предеина — из его первой поэтической книги «Источник слуха».
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.