
— Признаюсь, Геннадий Петрович, я был удивлён, увидев в Самарском художественном музее картину Николая Ярошенко «Слепцы». Художник родился в Полтаве, учился в Санкт-Петербурге, большую часть жизни провёл в Кисловодске. Интересно, как его полотно попало в Самару?
— Это я могу вам сказать, Андрей Борисович. Была у нас в городе до революции купеческая династия Шихобаловых — известные благотворители и меценаты. Её представители — супруги Павел Иванович и Вера Лаврентьевна Шихобаловы, увлекались искусством, объездили полмира, изучая архитектуру и живопись. И собрали богатую коллекцию картин своих современников.
— Прямо как Павел Третьяков!
— Да, я читал, что именно пример московского мецената вдохновил самарских купцов. Павел Иванович и Вера Лаврентьевна лично общались с художниками и покупали у них полотна. И «Слепцы» были приобретены из первых рук, у Николая Ярошенко. А что, ценная картина?
— Важная — и для истории русской живописи, и для самого художника. В 1878 году Николай Ярошенко вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, а год спустя написал «Слепцов». По этой работе видно, насколько автор разделяет принципы передвижников — сочувствует простому народу, правдиво отображает жизнь.
— Не сомневаюсь, что художник рисовал правдиво. Но, к сожалению, человеку двадцать первого века эту правду уже не распознать. Что за люди на картине? Название подсказывает, что они незрячие. Видно, что одеты бедно. Идут погожим летним днём вдоль высокого берега реки, а куда, откуда и зачем — непонятно.
— Это калики перехожие — странники-богомольцы. Позади них на картине виден купол одного из храмов Киево-Печерской лавры. Слепцы возвращаются из паломничества, а куда — трудно сказать. Такие люди не имели своего угла и жили, скитаясь от монастыря к монастырю.
— Бездомные, что ли?
— Нищие странники девятнадцатого века отличались от современных бездомных по сути. Сегодня на улице оказываются люди, в жизни которых произошла какая-то драма. Знаете, как бывает — человек не выдерживает груза обстоятельств, и его жизнь идёт под откос. Калики, которых изобразил Николай Ярошенко, такую жизнь избрали по своей воле.
— Но слепыми-то они родились — где ж тут выбор?
— Слепота — это не причина отправляться в путь. Каждый из этих странников мог бы жить под присмотром здоровых родственников. Ведь выгнать из дома беспомощного инвалида — это грех и стыд. Но слепцы уходили от родных, собирались в такие вот артели, как на картине, и паломничали. Они видели свое призвание в том, чтобы жить, полагаясь на Бога.
— А где же слепцы ночевали? Хорошо летом можно под открытым небом выспаться, а зимой как?
— Многие добросердечные люди пускали странников на ночлег и кормили их — это считалось делом праведным, богоугодным. К тому же такие вот слепцы были хорошими рассказчиками. Они могли увлекательно поведать о своих походах, о монастырях, знали наизусть жития святых, пели духовные песни.
— Любили их, значит, — вот и привечали. А вот как сам Николай Ярошенко относился к своим героям — я не пойму. Вроде убогими их нарисовал — одежонка ветхая, котомки через плечо, лапти. А смотришь на картину — и тепло на душе. Как так?
— Работа настоящего мастера! Николай Ярошенко изобразил слепцов так, чтобы вызвать у зрителя сострадание, напомнить о людях, которые нуждаются в помощи. При этом мягкий пастельный колорит картины, золотистое свечение воздуха, купол храма на горизонте дают ощущение тепла и покоя. Композиция дарит надежду, что странники — под кровом Всевышнего. Господь заботится о каждом, а мы должны подражать Ему в милосердии — вот лейтмотив картины «Слепцы».
«Картину Николая Ярошенко „Слепцы“ можно увидеть в Самарском областном художественном музее».
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер