— Признаюсь, Геннадий Петрович, я был удивлён, увидев в Самарском художественном музее картину Николая Ярошенко «Слепцы». Художник родился в Полтаве, учился в Санкт-Петербурге, большую часть жизни провёл в Кисловодске. Интересно, как его полотно попало в Самару?
— Это я могу вам сказать, Андрей Борисович. Была у нас в городе до революции купеческая династия Шихобаловых — известные благотворители и меценаты. Её представители — супруги Павел Иванович и Вера Лаврентьевна Шихобаловы, увлекались искусством, объездили полмира, изучая архитектуру и живопись. И собрали богатую коллекцию картин своих современников.
— Прямо как Павел Третьяков!
— Да, я читал, что именно пример московского мецената вдохновил самарских купцов. Павел Иванович и Вера Лаврентьевна лично общались с художниками и покупали у них полотна. И «Слепцы» были приобретены из первых рук, у Николая Ярошенко. А что, ценная картина?
— Важная — и для истории русской живописи, и для самого художника. В 1878 году Николай Ярошенко вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, а год спустя написал «Слепцов». По этой работе видно, насколько автор разделяет принципы передвижников — сочувствует простому народу, правдиво отображает жизнь.
— Не сомневаюсь, что художник рисовал правдиво. Но, к сожалению, человеку двадцать первого века эту правду уже не распознать. Что за люди на картине? Название подсказывает, что они незрячие. Видно, что одеты бедно. Идут погожим летним днём вдоль высокого берега реки, а куда, откуда и зачем — непонятно.
— Это калики перехожие — странники-богомольцы. Позади них на картине виден купол одного из храмов Киево-Печерской лавры. Слепцы возвращаются из паломничества, а куда — трудно сказать. Такие люди не имели своего угла и жили, скитаясь от монастыря к монастырю.
— Бездомные, что ли?
— Нищие странники девятнадцатого века отличались от современных бездомных по сути. Сегодня на улице оказываются люди, в жизни которых произошла какая-то драма. Знаете, как бывает — человек не выдерживает груза обстоятельств, и его жизнь идёт под откос. Калики, которых изобразил Николай Ярошенко, такую жизнь избрали по своей воле.
— Но слепыми-то они родились — где ж тут выбор?
— Слепота — это не причина отправляться в путь. Каждый из этих странников мог бы жить под присмотром здоровых родственников. Ведь выгнать из дома беспомощного инвалида — это грех и стыд. Но слепцы уходили от родных, собирались в такие вот артели, как на картине, и паломничали. Они видели свое призвание в том, чтобы жить, полагаясь на Бога.
— А где же слепцы ночевали? Хорошо летом можно под открытым небом выспаться, а зимой как?
— Многие добросердечные люди пускали странников на ночлег и кормили их — это считалось делом праведным, богоугодным. К тому же такие вот слепцы были хорошими рассказчиками. Они могли увлекательно поведать о своих походах, о монастырях, знали наизусть жития святых, пели духовные песни.
— Любили их, значит, — вот и привечали. А вот как сам Николай Ярошенко относился к своим героям — я не пойму. Вроде убогими их нарисовал — одежонка ветхая, котомки через плечо, лапти. А смотришь на картину — и тепло на душе. Как так?
— Работа настоящего мастера! Николай Ярошенко изобразил слепцов так, чтобы вызвать у зрителя сострадание, напомнить о людях, которые нуждаются в помощи. При этом мягкий пастельный колорит картины, золотистое свечение воздуха, купол храма на горизонте дают ощущение тепла и покоя. Композиция дарит надежду, что странники — под кровом Всевышнего. Господь заботится о каждом, а мы должны подражать Ему в милосердии — вот лейтмотив картины «Слепцы».
«Картину Николая Ярошенко „Слепцы“ можно увидеть в Самарском областном художественном музее».
Помощь для православной службы «Милосердие-на-Дону»
77-летняя Валентина Антоновна вместе с мужем Александром Петровичем приехала в Ростов-на-Дону из села Красный Лиман, что в Донецкой области. Супруги еле спаслись от обстрелов. Пенсионеры долго прятались в разных домах и подвалах. А когда наступило временное затишье, быстро собрали самое необходимое, взяли своих четвероногих любимцев — собаку и кота — и на старенькой машине отправились искать безопасное место и новый дом. Беженцы сменили семь адресов, прежде чем добрались до пункта временного размещения в Ростовской области. Здесь они и живут по сей день, скромно, но главное — мирно. Если пенсионерам что-нибудь нужно — лекарства, продукты или вещи, на помощь им приходят сотрудники службы «Милосердие-на-Дону».
Под их патронажем сегодня находятся сотни людей, тех, кто попал в беду. Это жители Ростовской области, люди из других регионов, а также беженцы из Донбасса. Ежедневно в православной службе принимают заявки на помощь. Просьбы самые разные — кому лекарства нужны, кому продукты, одежда, и многое другое.
Поддерживать всех нуждающихся удаётся только благодаря участию отзывчивых людей и добрых партнёров. Московский благотворительный фонд «Мои друзья» уже неоднократно приходил на выручку проекту «Милосердие-на-Дону» и его подопечным — закупал и передавал необходимую помощь. В ближайшее время фонд отправит в Ростов-на-Дону большую партию средств гигиены. Узнать об этом больше и поучаствовать в важном деле можно на сайте: Моидрузья.орг
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Смыслы Таинства Крещения». Священник Григорий Геронимус
У нас в гостях был настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино священник Григорий Геронимус.
Разговор шел о смыслах и значении Таинства Крещения, а также о том, какие вопросы и недоумения могут возникать у желающих креститься и у крёстных — и как можно на них ответить.
«Детям о вере». Прот. Григорий Крыжановский
У нас в гостях был клирик храма всех святых в земле Русской просиявших в Новокосино протоиерей Григорий Крыжановский.
Разговор шел о том, как говорить с детьми о вере и как музыка, литература, кино и даже мультфильмы могут помочь раскрыть и понять важные духовные истины.