Николай Ярошенко. «Слепцы» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Николай Ярошенко. «Слепцы»

* Поделиться

— Признаюсь, Геннадий Петрович, я был удивлён, увидев в Самарском художественном музее картину Николая Ярошенко «Слепцы». Художник родился в Полтаве, учился в Санкт-Петербурге, большую часть жизни провёл в Кисловодске. Интересно, как его полотно попало в Самару?

— Это я могу вам сказать, Андрей Борисович. Была у нас в городе до революции купеческая династия Шихобаловых — известные благотворители и меценаты. Её представители — супруги Павел Иванович и Вера Лаврентьевна Шихобаловы, увлекались искусством, объездили полмира, изучая архитектуру и живопись. И собрали богатую коллекцию картин своих современников.

— Прямо как Павел Третьяков!

— Да, я читал, что именно пример московского мецената вдохновил самарских купцов. Павел Иванович и Вера Лаврентьевна лично общались с художниками и покупали у них полотна. И «Слепцы» были приобретены из первых рук, у Николая Ярошенко. А что, ценная картина?

— Важная — и для истории русской живописи, и для самого художника. В 1878 году Николай Ярошенко вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, а год спустя написал «Слепцов». По этой работе видно, насколько автор разделяет принципы передвижников — сочувствует простому народу, правдиво отображает жизнь.

— Не сомневаюсь, что художник рисовал правдиво. Но, к сожалению, человеку двадцать первого века эту правду уже не распознать. Что за люди на картине? Название подсказывает, что они незрячие. Видно, что одеты бедно. Идут погожим летним днём вдоль высокого берега реки, а куда, откуда и зачем — непонятно.

— Это калики перехожие — странники-богомольцы. Позади них на картине виден купол одного из храмов Киево-Печерской лавры. Слепцы возвращаются из паломничества, а куда — трудно сказать. Такие люди не имели своего угла и жили, скитаясь от монастыря к монастырю.

— Бездомные, что ли?

— Нищие странники девятнадцатого века отличались от современных бездомных по сути. Сегодня на улице оказываются люди, в жизни которых произошла какая-то драма. Знаете, как бывает — человек не выдерживает груза обстоятельств, и его жизнь идёт под откос. Калики, которых изобразил Николай Ярошенко, такую жизнь избрали по своей воле.

— Но слепыми-то они родились — где ж тут выбор?

— Слепота — это не причина отправляться в путь. Каждый из этих странников мог бы жить под присмотром здоровых родственников. Ведь выгнать из дома беспомощного инвалида — это грех и стыд. Но слепцы уходили от родных, собирались в такие вот артели, как на картине, и паломничали. Они видели свое призвание в том, чтобы жить, полагаясь на Бога.

— А где же слепцы ночевали? Хорошо летом можно под открытым небом выспаться, а зимой как?

— Многие добросердечные люди пускали странников на ночлег и кормили их — это считалось делом праведным, богоугодным. К тому же такие вот слепцы были хорошими рассказчиками. Они могли увлекательно поведать о своих походах, о монастырях, знали наизусть жития святых, пели духовные песни.

— Любили их, значит, — вот и привечали. А вот как сам Николай Ярошенко относился к своим героям — я не пойму. Вроде убогими их нарисовал — одежонка ветхая, котомки через плечо, лапти. А смотришь на картину — и тепло на душе. Как так?

— Работа настоящего мастера! Николай Ярошенко изобразил слепцов так, чтобы вызвать у зрителя сострадание, напомнить о людях, которые нуждаются в помощи. При этом мягкий пастельный колорит картины, золотистое свечение воздуха, купол храма на горизонте дают ощущение тепла и покоя. Композиция дарит надежду, что странники — под кровом Всевышнего. Господь заботится о каждом, а мы должны подражать Ему в милосердии — вот лейтмотив картины «Слепцы».

«Картину Николая Ярошенко „Слепцы“ можно увидеть в Самарском областном художественном музее».

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем