
Синодальный отдел по религиозному образованию и катехизации Русской Православной Церкви заботится о духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи. Сейчас отдел особенно поддерживает новые регионы, где есть необходимость в качественном преподавании основ православной культуры. Местным школам и педагогам не хватает материалов и знаний, связанных с предметом.
«Мы своими силами восполняем те пробелы и потребности в материалах, которые есть, — рассказывает Елена, педагог из Луганской области. Разрабатываем пособия, рабочие тетради, что крайне сложно. Поэтому рады любой помощи. Конечно, для того чтобы полноценно преподавать „Основы православной культуры“, нужны учебники, которые можно раздать каждому ученику. Но у школ просто нет возможности их приобрести».
Поэтому Синодальный отдел по религиозному образованию и катехизации Русской Православной Церкви объявил сбор на учебники по основам православной культуры для школ Донецкой и Луганской Народных Республик, а также для Запорожской и Херсонской областей. Эти учебные пособия помогут учителям донести до детей знания об истории, культуре и духовных ценностях нашего народа.
Всего необходимо закупить более 18 000 экземпляров для младших классов. Часть учебников приобретёт фонд «Мои друзья».
Вы можете принять участие в этом важном деле. Для этого переходите на сайт фонда и сделайте любой благотворительный взнос. Либо отправьте СМС на номер 7715 со словом «Друзья» и любой суммой через пробел. Например, «Друзья 500».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Русские композиторы и церковная музыка». Алексей Корнев, Евгений Тугаринов

У нас в студии были председатель Ярославского регионального отделения Всероссийского хорового общества Алексей Корнев и регент, кандидат искусствоведения, руководитель проекта «Русские регенты» Евгений Тугаринов.
Разговор шел о том, как великие русские композиторы обращались в своем творчестве к церковной музыке.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ о русской церковной музыки.
Первая беседа с Евгением Тугариновым была посвящена разным школам русского церковного пения в мире в 20-м веке (эфир 29.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Михаилом Дудко и Евгением Тугариновым была посвящена богословию и смыслам церковного пения (эфир 30.09.2025)
Третья беседа со священником Александром Лаврухиным и Евгением Тугариновым была посвящена тому, что и как поют в храмах (эфир 01.20.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Владимир Камышов

Гостем рубрики «Вера и дело» был директор по персоналу, эксперт по оранизационному развитию Владимир Комышов.
Мы говорили о том, как христианские ценности помогают формулировать сверхзадачи организации и выстраивать взаимодействия с сотрудниками и их мотивацию.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Иван Айвазовский. Лунная ночь на берегу моря
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Маргарита, у меня к тебе вопрос на тему искусства!
— Слушаю, Олечка! И надеюсь, что смогу на него ответить.
— Хочется узнать твоё мнение. Я тут недавно задумалась: а ведь у большинства известных художников была любимая тема. Ну вот, допустим, Айвазовский рисовал преимущественно море. А, например, Куинджи, называли мастером лунного света. Художники не уставали от одной и той же темы в творчестве?
— Интересный вопрос, Оля! Не думаю, что живописцы сознательно ставили себе какие-то творческие рамки. Безусловно, они старались писать то, что их больше всего привлекало, вдохновляло и удавалось. Но взять, к примеру, Шишкина — он любил лес, и самые знаменитые его полотна — это лесные пейзажи. А между тем, есть у него и замечательные портреты.
— Точно! Например, «Дама с собачкой»!
— Вот видишь! Или Айвазовский, которого ты сейчас привела в пример. Конечно, Иван Константинович известен прежде всего как непревзойдённый маринист. Но ведь у него и лунных пейзажей, пожалуй, не меньше, чем у Куинджи. И как потрясающе он их писал!
— А у тебя есть какое-нибудь так называемое «лунное» полотно Айвазовского? Хочется посмотреть!
— Подожди минутку — сейчас принесу альбом с репродукциями его работ. Уверена, там мы без труда найдём такую картину.
— А я как раз очки надену пока.
— Вот, Оля, взгляни. Красивый пейзаж, правда? Это картина «Лунная ночь на берегу моря». Под таким названием она экспонируется в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Хотя сам Айвазовский называл свою работу по-другому: «Ночь на горе Афонской». Он создал полотно в 1852-м году. Вероятно, оно навеяно воспоминаниями о поездке в Грецию, которую Айвазовский совершил в 1845-м. Он был тогда уже художником Главного Морского штаба, и в этом качестве сопровождал Великого князя Константина Николаевича Романова в паломничестве по святыням православного Востока.
— Знаешь, Маргарита, а я ведь, наверно, и не догадалась бы сама, что это работа Айвазовского! Уж слишком спокойное для его картин море. Да и главный акцент сделан вовсе не на нём. Большую часть полотна занимает берег. На нём — деревья и каменные строения. Древние, судя по всему. Ты сказала, что действие картины происходит на Афоне — вероятно, это один из монастырей Святой Горы. Интересно, какой?
— По всей видимости, это Ксилургу — скит русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Ксилургу считается одной из древнейших обителей на Афоне. Айвазовский был поражён молитвенной тишиной и красотой скита. И во время пребывания в нём постоянно делал в блокноте записи и зарисовки.
— Действительно, неземная красота! Вдали залитое лунным светом море и скалы неприступного берега. На склоне шелестят кронами тонкие кипарисы. В одном из окошек обители горит свет — наверное, кто-то из монахов молится в келье. Ещё один монах, седобородый старец, сидит на камне с открытой книгой в руках. Он тоже молится. Вся картина наполнена безмолвием и священной, молитвенной атмосферой.
— А какая на полотне луна! Оля, обрати внимание — ведь ты хотела увидеть именно луну Айвазовского!
— Потрясающая! Луна стоит высоко над морем, в лёгкой дымке. Несмотря на то, что на полотне ночь, далеко вокруг разливается её ясный, тихий свет.
— Интересно, что Иван Константинович Айвазовский советовал рассматривать его лунные пейзажи особенным образом: сосредоточиться сначала на самой луне, и уже потом медленно переводить взгляд на другие детали картины.
— Попробую последовать совету автора шедевра... Просто невероятно! Я чувствую себя так, словно вдруг очутилась там, на Афонских скалах, под этим лунным светом, у стен древнего монастыря...
— Видишь, на что способен талант! Ведь в реальной жизни мы с тобой, увы, никогда там не побываем — женщинам доступ на Святую гору Афон закрыт.
— Да, Маргарита, теперь я поняла: для настоящего художника нет в творчестве невозможного! Вот и Айвазовский: смог и «Девятый вал» изобразить, и «Морской бой». И тихую, молитвенную и благоговейную «Лунную ночь на берегу моря».
Все выпуски программы Свидание с шедевром