
Фото: Aaron Burden//Unsplash
Говорят, что талантливый человек талантлив во всём. Английский писатель Невил Шют — прекрасный тому пример. Во время Второй Мировой войны он был успешным военным инженером и лётчиком. В послевоенные годы, перебравшись из Британии в Австралию, стал процветающим фермером. И всё это время писал книги, каждая из которых становилась, ни много ни мало, мировым бестселлером. Одна из них — роман под названием «Крысолов» — прославила Невила Шюта и в почти закрытой для иностранной литературы, тогда ещё советской России.
Правда, произведение было опубликовано у нас лишь в 1983 году. Однако с тех пор множество раз переиздавалось, так что у современных читателей есть возможность познакомиться с книгой, которую критики ставят в один ряд со знаменитым «Списком Шиндлера» Томаса Кенэлли.
Несмотря на то, что Невил Шют никогда не подчёркивал документальную основу своего произведения, думается, что оно вполне могло быть основано на реальных событиях. «Тихих» подвигов, подобных тому, о котором пишет автор «Крысолова», в годы Второй Мировой войны было немало.
Перед читателем — история обычного пожилого англичанина по имени Джон Ховард, который в первые дни войны приехал отдохнуть и порыбачить в маленькую французскую деревушку в Альпах. В гостинице Джон познакомился с семьёй КэвЕно из Женевы. Старик много времени проводил двумя детьми КэвЕно — Шейлой и Ронни. Накануне его отъезда стало известно, что Женеву заняли немцы. Мистеру и миссис Кэвено необходимо было возвращаться, но везти детей в оккупированный город они опасались. И попросили Джона Ховарда взять их с собой в Англию, чтобы там передать на попечение тётушки. Задача казалась несложной — Джону с детьми нужно было лишь сесть на поезд, идущий до порта и пересечь на пароме Ла-Манш. Но война не играет по правилам. Дорога домой стала для Джона нелёгким испытанием и проверкой на мужество, милосердие и любовь.
Метафорической основой романа стала знаменитая легенда о Гамельнском крысолове, который, играя на дудочке, увёл за собою из города всех детей. Однако в отличие от него, герой произведения спас вверенных ему малышей — и не только детей Кэвено. По пути Джон Ховард, порой рискуя жизнью, уже по собственной инициативе брал под своё крыло и других детей, и в итоге привёз в Англию семерых!
Весьма примечательно, что в произведении о войне Невил Шют обходится без описания ужасов, жестокости и крови. Роман «Крысолов» от начала и до конца наполнен светом — тёплым светом доброго человеческого сердца, которым согреваются все, кто хотя бы ненадолго с ним соприкоснулся.
«Выставка «Августейший хозяин Москвы». Анна Громова

В гостях у программы «Светлый вечер» была председатель наблюдательного совета фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Анна Громова.
Мы говорили о Великом Князе Сергее Александровиче Романове, о его судьбе и служении Отечеству, а также о выставке «Августейший хозяин Москвы», приуроченной к 120-летию со дня трагической гибели Великого Князя.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер
Музей Патриарха Тихона в Донском монастыре
Для сердца каждого верующего человека образ Святителя Тихона Патриарха Московского и Всея Руси является примером любви, доброты, милосердия, мужества, бесстрашия, верности Русской Православной Церкви и России, веры в Бога. Мы можем прийти сегодня в Донской ставропигиальный мужской монастырь в будний день и увидеть много людей. Одни из них прогуливаются по территории обители, рассматривая памятники одного из самых значительных Некрополей, где упокоилось столько людей, послуживших своими дарованиями нашему Отечеству. Другие заходят в Большой и Малый Донской Соборы — приложиться к чудотворной Донской иконе Божией Матери и, чтобы постоять у мощей великого Патриарха и помолиться на месте его погребения. Он почил о Господе 7 апреля 1925 года. В Донской обители к 100-летию этого события был открыт мемориальный музей в домике, где Патриарх Тихон провел последние годы своей жизни, и где с 19 мая 1922 года по 27 июня 1923 года он пребывал под арестом. Мы приглашаем вас в этот музей, чтобы узнать о том, как это было. Узнать о том времени, когда Русская Православная Церковь силой воли и мужества ее Первосвятителя, помощью Божией нашему великому Патриарху, верностью многих и многих его духовных детей выстояла, и позволила нам сегодня жить и молиться, верить и любить.








Фотографии предоставлены Музеем Святителя Тихона Патриарха Московского и Всея Руси в Донском Ставропигиальном мужском монастыре.
В программе использована музыка Инока Дионисия Новоселова.
Все выпуски программы Места и люди
Гилберт Честертон «Белая лошадь»: «Христианство в великом и малом»

Фото: PxHere
В 1910 году английский поэт, писатель и христианский мыслитель Гилберт Честертон написал поэму «Белая лошадь». Эту поэму в Первую Мировую брали на фронт солдаты, в ней находили утешение солдатские жёны и вдовы. Произведение — о соотношении большого и малого, очевидно важного и того, что порой воспринимается как второстепенное.
Сюжет произведения строится на борьбе англосаксонского короля Альфреда Великого с викингами-захватчиками. В начале поэмы Альфред, потерпевший поражение, скрывается с горсткой воинов в чаще, и тут ему является Божия Матерь со словами утешения. Вот как описывает Честертон Её голос:
«Он был голосом человека, но раздавался он словно с небес.
Он звучал так, словно скромная хижина внезапно взмыла к облакам.
Или бедный крестьянин, сидя у убогого очага
внезапно услыхал, как на соломенной его крыше, ликуя,
загремел колокольный звон».
Удивительное сочетание: убогий очаг, скромная хижина — и колокола, небеса. Но разве не так было в Вифлееме, когда в пещеру вместился сошедший с небес Бог? Та же парадоксальность, то же сочетание великого и малого пронизывает всё христианство. Преподобный Амвросий Оптинский, один из самых известных русских святых девятнадцатого столетия, говорил, что заповеди Божии не имеют дна, они глубоки и до конца непостижимы. И, с другой стороны, настолько эти заповеди просты и удобны для исполнения, что сохранить их способен и ребёнок.
В поэме «Белая лошадь» Честертон напоминает: великое часто соседствует с малым, и в самых будничных наших занятиях мы можем встретить Бога.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение