Говорят, что талантливый человек талантлив во всём. Английский писатель Невил Шют — прекрасный тому пример. Во время Второй Мировой войны он был успешным военным инженером и лётчиком. В послевоенные годы, перебравшись из Британии в Австралию, стал процветающим фермером. И всё это время писал книги, каждая из которых становилась, ни много ни мало, мировым бестселлером. Одна из них — роман под названием «Крысолов» — прославила Невила Шюта и в почти закрытой для иностранной литературы, тогда ещё советской России.
Правда, произведение было опубликовано у нас лишь в 1983 году. Однако с тех пор множество раз переиздавалось, так что у современных читателей есть возможность познакомиться с книгой, которую критики ставят в один ряд со знаменитым «Списком Шиндлера» Томаса Кенэлли.
Несмотря на то, что Невил Шют никогда не подчёркивал документальную основу своего произведения, думается, что оно вполне могло быть основано на реальных событиях. «Тихих» подвигов, подобных тому, о котором пишет автор «Крысолова», в годы Второй Мировой войны было немало.
Перед читателем — история обычного пожилого англичанина по имени Джон Ховард, который в первые дни войны приехал отдохнуть и порыбачить в маленькую французскую деревушку в Альпах. В гостинице Джон познакомился с семьёй КэвЕно из Женевы. Старик много времени проводил двумя детьми КэвЕно — Шейлой и Ронни. Накануне его отъезда стало известно, что Женеву заняли немцы. Мистеру и миссис Кэвено необходимо было возвращаться, но везти детей в оккупированный город они опасались. И попросили Джона Ховарда взять их с собой в Англию, чтобы там передать на попечение тётушки. Задача казалась несложной — Джону с детьми нужно было лишь сесть на поезд, идущий до порта и пересечь на пароме Ла-Манш. Но война не играет по правилам. Дорога домой стала для Джона нелёгким испытанием и проверкой на мужество, милосердие и любовь.
Метафорической основой романа стала знаменитая легенда о Гамельнском крысолове, который, играя на дудочке, увёл за собою из города всех детей. Однако в отличие от него, герой произведения спас вверенных ему малышей — и не только детей Кэвено. По пути Джон Ховард, порой рискуя жизнью, уже по собственной инициативе брал под своё крыло и других детей, и в итоге привёз в Англию семерых!
Весьма примечательно, что в произведении о войне Невил Шют обходится без описания ужасов, жестокости и крови. Роман «Крысолов» от начала и до конца наполнен светом — тёплым светом доброго человеческого сердца, которым согреваются все, кто хотя бы ненадолго с ним соприкоснулся.
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение