«Неделя о Жен-мироносиц». Свящ. Павел Усачев - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Неделя о Жен-мироносиц». Свящ. Павел Усачев

* Поделиться

В нашей студии был клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами в Москве священник Павел Усачёв.

Разговор шел о смыслах богослужения в ближайшее воскресение в которое совершается память Жен-мироносиц, Иосифа Аримофейского и Никодима, а также о памяти апостола Иоанна Богослова и равноапостальных Кирилла и Мефодия.

Марина Борисова:

— Добрый вечер, дорогие друзья. В эфире Радио ВЕРА программа «Седмица», в которой мы каждую неделю по субботам говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова. И сегодня со мной в студии наш гость, клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими Воротами в Москве священник Павел Усачев.

Священник Павел Усачев:

— Добрый вечер.

Марина Борисова:

— С его помощью мы постараемся разобраться, что ждет нас в Церкви завтра, в третье воскресенье после Пасхи и на наступающей неделе. Как известно, третье воскресенье после Пасхи — Неделя жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, тайных учеников Христовых. Несмотря на то, что тема жен-мироносиц у нас будет непременно, начнем мы все-таки по традиции с тех чтений, которые мы услышим завтра за Божественной литургией в храме. Услышим отрывок из Деяний святых апостолов, из 6-й главы, стихи с 1-го по 7-й, в котором рассказывается о том, как в первохристианской общине происходило осознание того, что такое быть учеником Христа. Там говорится о том, что вдовицы из эллинистических семей стали роптать, потому как в те времена, как, может быть, сейчас на Востоке принято, если женщина остается одна, без попечения сыновей или мужа, то семья или близкие, дальние родственники берут попечение о ней на себя. И так было у иудеев во времена апостольские. Но, поскольку учениками Христа становились и люди из эллинистического окружения, они оказались в ситуации достаточно сложной. Точно так же женщины оставались в одиночестве, и позаботиться, вроде как, некому было о них. Поэтому этот вопрос встал довольно серьезно перед последователями Христа. И апостолы решили, что «нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек (...), их поставим на эту службу», а сами будем пребывать в молитве и служении слова. И дальше говорится о том, что избрали Стефана, избрали Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена, Николая Антиохийца. «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме». Мы читаем об этом и думаем: это все очень здорово, это такой прекрасный исторический урок про первую христианскую общину, но какое это имеет отношение к нам, и почему Церковь считает необходимым напомнить нам об этом в третье воскресенье после Пасхи?

Священник Павел Усачев:

— Это очень интересный вопрос, сразу ответ на него не приходит. Я обратился к творениям святителя Иоанна Златоустого, который раскрывает вообще вопрос, почему Деяния апостолов начинают читаться сразу, когда Христос Воскрес. Ведь это события, которые происходили уже после Вознесения Господня. И он говорит о том, что Церковь решила, чтобы Деяния апостольские читались в пасхальные дни, для того, чтобы мы, люди верующие, наполняющие Церковь, удостоверились еще лучше, еще реальней в том, что Христос Воскрес, исходя из тех чудес, которыми наполнены эти Деяния апостольские. Какие здесь чудеса? Казалось бы, особых здесь чудес нет.

Марина Борисова:

— Абсолютно административное решение.

Священник Павел Усачев:

— Административное решение, но, если можно, предложу свое видение, почему читается в Неделю жен-мироносиц именно это повествование. Может быть, потому что какая-то особая роль женщины в Церкви здесь выходит на первое место. Ведь это те самые женщины, которые не отступили от Христа, они были с Ним всегда, они продолжили Ему служение, когда, казалось бы, внешне миссия закончилась, Он распят, Он погребен. Мне кажется, что здесь налицо особое отношение Церкви к женщине. Мы должны заботиться о наших православных женщинах, о наших матерях, о наших бабушках, о наших вдовицах, невзирая на лица, невзирая на происхождение, чтобы не было никаких разделений, разграничений, социальных, каких-то иных. Они заботились о Христе, и Церковь заботится о них. Может быть, поэтому этот отрывок нам важен и он читается в Церкви в этот день.

Марина Борисова:

— Очень может быть. Давайте теперь попробуем подумать, почему мы помимо жен-мироносиц вспоминаем в этот день еще и тайных учеников Христа. Что касается Иосифа Аримафейского, тут более-менее понятно. Евангелие повествует нам всю тайную историю, как он ходил к Пилату, как он добился выдачи тела, как тело он в собственную, выкопанную для себя пещеру-гробницу успел поместить до наступления субботы пасхальной. Это понятный образ. Но есть еще и Никодим. Никодим очень мало где упоминается в Евангелии, и мы очень плохо себе его представляем. Хотя, мне кажется, что из тайных учеников Христа, Никодим наиболее интересная фигура во всех смыслах, и, может быть, достаточно актуальна. Мне так кажется еще и потому, что я пришла в церковь в 80-е годы и это состояние тайности, когда ты остаешься в социуме, занимаешь в этом социуме определенную нишу, в то же время ты чувствуешь себя членом Церкви. И не просто удовлетворяешь какие-то свои эмоции или свои душевные искания, а ты врастаешь в церковную жизнь всерьез. И у тебя получается жизнь, как бутерброд, у тебя два слоя, четко отделенные друг от друга. Когда читаешь о Никодиме, как-то это все очень близко становится. Времена меняются, а проблемы остаются.

Священник Павел Усачев:

— Да, очень интересная аналогия с нашим временем. Не просто так мы в Неделю жен-мироносиц вспоминаем и о Никодиме и об Иосифе Аримафейском. Это те люди, которые непосредственно связаны с последними мгновениями земной жизни Спасителя, с Его погребением. Никодим появляется первый раз в Евангелии в самом начале Евангелия от Иоанна Богослова, когда Господь беседует с ним. Он беседует с Господом, тайная встреча.

Марина Борисова:

— Напомню нашим радиослушателям, это 3-я глава Евангелия от Иоанна.

Священник Павел Усачев:

— Да. И как раз очень важные слова. Еще Христос не выполнил Свою миссию, еще Он не осужден, еще не распят, еще не Воскрес, но мы уже слышим о том, что Он дарует нам вечную жизнь, кто будет рожден свыше.

Марина Борисова:

— Да, от воды и Духа.

Священник Павел Усачев:

— От воды и Духа, да, очень важные слова. Да, тайна, да его жизнь разделена, на такую очень сокровенную, важную, духовную составляющую и его реальную жизнь. Но на примере Никодима мы видим, как вообще должно происходить в человеческой душе, наверное. То тайное и сокровенное, что есть в нашем сердце, вера в Бога, оказывается в результате самой сильной, нашим стержнем, основанием, потому что мы видим, что он не боится ничего, вместе с Иосифом приходит, они совершают этот подвиг исповедания веры. Они же забирают прилюдно, ничего не боятся.

Марина Борисова:

— Более того, Никодим, будучи членом Синедриона, вступается практически за Христа.

Священник Павел Усачев:

— Да. Тайная и сокровенная вера — не из-за какой-то трусости или малодушия, а из-за того, что человек очень сильно этим дорожит. Он до времени это сохраняет в своем сердце. Но это произрастает и в такой подвиг выливается в результате.

Марина Борисова:

— Напоминаю нашим радиослушателям, сегодня, как всегда по субботам, в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими Воротами в Москве священник Павел Усачев. Ну вот, теперь любимая тема. Поговорим о женщинах.

Священник Павел Усачев:

— Да.

Марина Борисова:

— Неделя жен-мироносиц в свое время, еще в дореволюционные имперские российские времена считалась женским праздником. И кстати, у старообрядцев таким праздником и осталась. В Москве на Рогожской Заставе, там, где митрополия старообрядческая, всегда в этот день устраивается ярмарка, гулянье и поздравление всех женщин. Это наша культурная реакция, давайте попробуем, про духовное поговорим. Как известно из Евангелия, которое мы завтра услышим, а это Евангелие от Марка, глава 15-я, начинается этот отрывок 43-м стихом и заканчивается в 16-й главе 8-м стихом. Рассказывает это Евангелие о том, что после того, как Иосиф Аримафейский положил в новом гробе обвитое плащаницей тело только что снятого с Креста Спасителя, «Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали. По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись». Вот такая вполне драматичная картина, представить ее можно хорошо, она такая кинематографическая. Но, во-первых, все время возникает вопрос, куда делись апостолы? Как же так? Этот вопрос возникает еще при чтении Страстных Евангелий, Евангелий о казни Христа, когда думаешь: ну, только что еще вместе в Гефсиманском саду, как же так? Мужчины, опора, камень, на котором потом Церковь будет построена, все разбежались. Остались женщины, про которых до сих пор упоминалось в Евангелии только мельком. По разным частным эпизодам. Пожалуй, более подробно говорилось только о Марфе и Марии. И вдруг возникает эта целая группа женщин, которым почему-то не страшно, и они почему-то не посоветовавшись с мужчинами из той же самой группы учеников, покупают на свои сбережения эти ароматы и идут они, абсолютно не представляя себе, как они этот камень отодвинут от входа в эту пещеру, не зная, встретят они там стражников, не встретят. Но самое интересное, что это женщины. Женщины, к которым отношение в иудейском обществе в то время, да и в эллинском тоже, достаточно пренебрежительное, никто женщин всерьез не воспринимает. Что это такое? Почему так было угодно Богу, чтобы именно через женщин эта Благая весть, собственно начало Евангелия, было провозглашено?

Священник Павел Усачев:

— Да, это тайна, наверное, почему именно через женщин. Тем не менее, здесь мы видим, что женское сердце оказывается преданным и верным. Мне очень близки мысли святителя Феофана Затворника, который говорит, сравнивая жен-мироносиц и апостолов, их веру, о том, что это нам дан образ двух сторон нашей жизни. Жены-мироносицы — это чувства, жизнь по сердцу, апостолы — это рассуждение. Без чувств жизнь не жизнь, а без рассуждения жизнь слепа. Как два полюса, две стороны человеческой жизни, святитель говорит о том, что нам нужно как-то научиться это в себе сочетать. Понятно, что когда человек живет из позиции рассуждения, то, наверное, здесь можно понять апостолов, почему они разбежались, почему они даже закрыли за собой дверь «страха ради иудейского», сидели и боялись. А эти женщины пошли. Потому что они сердцем своим были преданы Богу, Господу и переждали эту преблагословенную субботу и сразу уже вечером оправляются на Гроб, чтобы довершить то, что не успели Иосиф и Никодим. Они в спешке погребали Господа, нужно было умастить миром. Может быть, здесь Господь восстанавливает женщину, потому что первая согрешила Ева и первая узнает женщина о Воскресении Христовом. Может быть, какая-то здесь есть тайна в этом.

Марина Борисова:

— Не знаю, но мы говорим о том, что это равновесие восстановила Пресвятая Богородица.

Священник Павел Усачев:

— Да, это конечно.

Марина Борисова:

— Удивительно, что если представить себе то, что говорили самые едкие оппоненты первых христиан, вроде Цельса, как раз присутствие в первые моменты обнаружения Воскресения Христова именно женщин воспринимается как насмешка. Вообще, что такое женщина в той культуре? Если вспомнить слова Евангелия «из Назарета может ли быть что доброе», то уж от женщин-то точно ничего доброго ждать не приходится. И вот эти женщины начинают говорить о том, что Учитель Воскрес. С точки зрения пиар-логики наших времен надо бы наоборот, чтобы там оказался кто-нибудь, Петр или Иоанн, вполне уже заявившие о себе ученики. Тогда можно говорить, что это авторитетное мнение. А тут какие-то тетки, простите меня за вульгаризм, но с точки зрения обывателя той поры это так, это совершено ничего не значащие люди. Может быть, в этом тоже есть какой-то глубокий смысл, подтверждающий, что раз даже в их устах это звучит, значит, это так и есть. Если бы это нужно было сфальсифицировать, тогда нужно было бы продумывать другую стратегию.

Священник Павел Усачев:

— Это очень интересная мысль, глубокая. Я, пожалуй, с вами полностью здесь соглашусь, потому что это подтверждает реальность Воскресения Христова. Действительно, никто ничего специально не придумывал, никакой компании не было для того, чтобы раструбить и как-то подтвердить этот факт. Поэтому, да, через женщин, которые не обладали тогда никакими правами, мы узнаем. Это такое подтверждение реальности Воскресения Христова.

Марина Борисова:

— А как вам кажется, почему мы так мало знаем об ученицах Христа. Об учениках Христа мы знаем не только из Евангелия, мы знаем и из предания и из каких-то апокрифических текстов, а об ученицах Христа мы знаем очень мало. Буквально десяти имен не наберется в Евангелии, да и то, некоторые имена просто упомянуты, а что за человек, откуда? Может быть, ученые-библеисты уже разобрались в этом, но мы об этом знаем очень мало. Почему при всей важности роли женщин, о чем мы сейчас говорим, для апостольской ученической группы, мы не говорим о них подробно? Это не важно?

Священник Павел Усачев:

— Может быть, это происходит потому, что ... Мы знаем из Евангелия до Воскресения Христова только то, что эти женщины служили Господу своим имением, то есть тем, что у них было, помогали, бытовую сторону служения Господа они обеспечивали. Даже на примере обычного прихода мы это наблюдаем. Те женщины, которые обеспечивают бытовую сторону, подсвечники чистят, столы накрывают, моют, в ризнице трудятся, зачастую незаметны, но их труд очень важен. Этот труд тоже Господом благословляется и вознаграждается, потому что оказывается, что такая не очень заметная, яркая жизнь и труд Господом тоже благословляется и принимается. Видите, как получается, они, трудясь, были верными, они не побоялись. Ничего такого сверхъестественного они не делали, они не были на Фаворе с Господом, они не были в Гефсимании, когда Он молился до кровавого пота. Ну, а сердцем они были с Ним всегда, незримо, невидимо. Эти белые платочки, которые нашу Церковь спасли, мы тоже о них ничего не знаем, но это наш тыл, это то, что дает мужчинам возможность совершать какие-то серьезные поступки, может быть, даже подвиги.

Марина Борисова:

— В эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». С вами Марина Борисова и клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими Воротами в Москве священник Павел Усачев. Мы ненадолго прервемся, вернемся к вам буквально через минуту. Не переключайтесь.

Марина Борисова:

— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. В эфире Радио ВЕРА наша еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими Воротами в Москве священник Павел Усачев. На этой неделе у нас два замечательных праздника, это 21 мая память апостола Иоанна Богослова и 22 мая перенесение мощей святителя Николая Мирликийского, Никола Вешний. Что касается Николы Вешнего, тут не знаешь, что сказать, поскольку у нас любимый святой — Николай Угодник. По поводу его праздника зимнего и праздника весеннего столько всего сказано и написано, что я думаю, что наши радиослушатели сами могут целую передачу беседовать на эту тему и между собой и с нами. Я только лишний раз хочу напомнить, что 22 мая этот прекрасный, замечательный, очень любимый всеми нами праздник, перенесение мощей святителя Николая Мирликийского в Бари. А вот по поводу второго дня памяти в церковном календаре, апостола Иоанна Богослова, мы знаем гораздо меньше. Мы знаем, что 9 октября у нас день его преставления, а что за праздник 21 мая? Он и установлен в связи с теми чудесами, которые совершались на его могиле. Мы очень мало знаем об этих чудесах, но поскольку этот день памятный есть в церковном календаре, я думаю, имеет смысл поговорить об апостоле Иоанне отдельно подробно. Потому что, мне кажется, что великие мастера-живописцы эпохи Возрождения сыграли со всеми нами злую шутку, превратив в нашем представлении апостола Иоанна навсегда в такого юношу безбородого, может быть, немножко женоподобного, выделяющегося из компании бородачей апостолов. Он воспринимается, как нечто привнесенное в эту среду. Хотя, если мы начнем читать Евангелие, мы поймем, что это все совсем не так. Что апостол Иоанн вместе с его братом Иаковом, сыновья Зеведея, из той же рыбацкой деревни, что и апостол Петр, ничем их призвание не отличается от призвания апостола Петра. Они точно так же сидели в лодке и чинили сети. И вообще все, что связано с этими двумя братьями, удивительно похоже в описании психотипа, как сейчас бы сказали, апостола Петра. Они такие же взрывные, их даже прозвали сыновьями Грома, причем, их Сам Спаситель так прозвал. Это люди, которые заводились с полоборота, которые были готовы вскочить, бежать, делать. Это совсем не похоже на рафинированного женоподобного юношу, которого мы видим на полотнах времен эпохи Возрождения. Что же за удивительный феномен апостола Иоанна, и, мне кажется, интересно посмотреть на него как раз через призму апостола Петра. Они же вроде как из одного корня, но это две абсолютно разные ветви одного дерева. Причем, одинаково необходимые этому дереву.

Священник Павел Усачев:

— Да, наверное, не просто так Спаситель призывает таких темпераментных учеников. Этот, как вы говорите, взрывной характер, Господь их называет Воанергис, сыны Громовы. Речь идет, видимо, о холеричности темперамента, несдержанности. Как положительная сторона темпераментности и взрывного характера — ревность о Боге. Наверное, в это и заключается тайна, почему Господь так их приближает к Себе. Невозможно служить Богу теплохладно, флегматично. Господу нужны все, но ближайшее окружение — очень яркие люди, характерные, темпераментные. Интересно, что вы предлагаете такой взгляд через призму апостола Петра.

Марина Борисова:

— Ну правда, Спаситель все время в самые ответственные моменты брал с собой этих троих: апостола Петра, Иоанна, Иакова Зеведеевых.

Священник Павел Усачев:

— Да.

Марина Борисова:

— Это было и на Фаворе во время Преображения Господня, это было и в Гефсимании во время последней молитвы Спасителя перед Крестной мукой. Он все время их... несмотря на то, что трудно заподозрить Спасителя в каком-то лицеприятии, что у него были какие-то любимчики среди апостолов, это же невозможно себе представить. По-видимому, ощущая меру каждого, хочется примерить на себя шапку Мономаха, только она либо сползает на нос, либо давит — не по размерчику шапка. Поэтому так все по-разному складывается. Причем, он даже апостола Петра одернул, когда тот попытался выспросить, что там уготовано Иоанну. Он дал ему понять, что занимайся ты, пожалуйста, своей жизнью, а что уготовано Иоанну, Иоанн сам узнает.

Священник Павел Усачев:

— Да, это заключительная глава Евангелия от Иоанна Богослова тоже связана, получается с этими двумя апостолами. Через Петра мы узнаем об Иоанне. Это интересно. Знаете, я о чем подумал, наверное, не просто так устроено, так установлено в Церкви, тоже Промысл Божий в этом на мой взгляд видится, что апостол Иоанн Богослов, Евангелист, любимый ученик Христов, который непосредственно был при Христе и которому Господь препоручил заботу о Своей Матери, о Богородице, празднуется второй раз в пасхальные дни, 21 мая это всегда пасхальные дни, и второй раз. Чудо Господь являет, когда тонкий прах выступает на его могиле, наверное, для того, чтобы мы дополнительно его память отпраздновали. Это логика богослужебная, Цветная Триодь, Неделя о Фоме, кто очень связан с чудом Воскресения Христова для уверения — Антипасха. Жены-мироносицы. Это Минея, это не Цветная Триодь, но, тем не менее, Иоанн Богослов отмечается в пасхальные дни. Такой яркий, темпераментный святитель Николай Мирликийский тоже в пасхальные дни, он тоже был близок Господу, раз так он почитается в нашей Церкви. Эти события: и то, что прах выступает на могиле Иоанна Богослова, и то, что католики украли эти мощи, как это к нам относится? Никак не относится к нам. Мы далеки от этих событий исторических, мы вообще в совершенно другой культурной обстановке. Но мы имеем и зимой этих наших любимых и сейчас в пасхальные дни.

Марина Борисова:

— Что касается апостола Иоанна, тут еще, мне кажется, очень важно то, что характеризует его как именно мужественного человека, на которого можно положиться. Ведь что такое препоручить Свою собственную Мать, умирая, кому-то. Это нужно так быть уверенным, что этот кто-то понесет этот крест и до конца жизни Матери полностью возьмет заботы о ней на себя, может быть, в ущерб самому себе, что собственно так и было. Миссия апостола Иоанна началась уже после Успения Пресвятой Богородицы. До этого момента он считал, что первый его долг выполнить завещанное Спасителем на Кресте.

Священник Павел Усачев:

— Донести до самого конца.

Марина Борисова:

— А потом и ... Вот это потом, ведь он единственный из апостолов прожил долгую жизнь, и он единственный из апостолов умер своей смертью. Это потом — это отдельная история, отдельное повествование, которое говорит, что человек этот совсем не рафинированный юноша. На его долю достаточно испытаний выпало. И при этом удивительная вещь. Когда читаешь жития святителей, очень у многих в начале жизни достаточно длительный период обучения. Причем, такого классического, эллинского обучения по полной программе академии. А когда читаешь Евангелие от Иоанна, ты сталкиваешься с чем-то необъяснимым для себя. Пожалуй, у меня такое же потрясение было при чтении первый раз жития Марии Египетской, она вообще была безграмотная. А когда старец Зосима с ней разговаривает, она цитирует огромные куски Священного Писания, которые она нигде не могла ни прочесть, ни услышать. То есть есть такая область знания, которую мы не можем рационально объяснить. Почему текст Евангелия от Иоанна воспринимается, как абсолютно рафинированный, в отличие от так называемых синоптических Евангелий, несмотря на всю глубину этого текста, они больше идут за событиями, а апостол Иоанн берет такие смыслы, что, пожалуй, не каждому великому греческому философу под силу. Нигде в его житии не говорится, что он в какой-то академии дополнительно обучался.

Священник Павел Усачев:

— Возможно, позволю себе такую вольную мысль, но просто представил сейчас, что испытал юный ученик Господа, он же самый юный ученик, когда Господь в последние мгновения Своей жизни, обливаясь кровью на Кресте, говорит ему, что это твоя Мать, а ты теперь Ее сын. В этот момент, мне кажется, апостол Иоанн Богослов и становится Богословом, он вырастает в ту меру веры Господа в него, как Господь о нем усмотрел. Это такая невероятная ответственность и уровень доверия, как вы правильно сказали, которые невозможно при жизни достичь к человеку, мы не можем ни на кого так положиться. Мы знаем человека, может быть, наших ближних, но так, чтобы препоручить? Это нужно поверить. Господь поверил в Иоанна Богослова, и он в этот момент вырастает в меру это веры. Можно ли так рассуждать, но, наверное, это какой-то ключевой момент жизни Иоанна Богослова.

Марина Борисова:

— Напоминаю нашим радиослушателям, сегодня, как всегда по субботам, в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими Воротами в Москве священник Павел Усачев. 24 мая — день, который помнит вся страна, потому что это день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, день славянской письменности и культуры. Отмечается он на федеральном уровне, много всего об этом говорится каждый год, памятник в Москве поставлен святителям Кириллу и Мефодию. Всё мы, казалось бы, про это знаем, знаем, знаем, можем экзамен сдать. На самом деле у меня такое подспудное подозрение, что знаем мы совсем мало, потому что жизнь этих двух братьев совершенно нами не представляется. Я как-то подумала, что хорошо бы снять сериал телевизионный про них, потому что их жизнеописание — готовый сценарий. Там чего только нет, каких только приключений со всех сторон. А какие могли бы быть шикарные декорации, перемещения в пространстве.

Священник Павел Усачев:

— Да, да.

Марина Борисова:

— Мне кажется, что из всего, что было с этими двумя святыми братьями, самая не изученная и не обговоренная тема, что такое, когда в самые благородные, самые благословленные Господом дела Его избранников вмешивается политика. Когда Церковь настолько увлекается политическими делами, что может своими руками погубить собственное детище, и как, несмотря на это, семена, благословленные Богом, непременно прорастают в другую эпоху и в другом месте. Это меня всегда поражало в истории миссии Кирилла и Мефодия, это полный провал их героической миссии в Моравии и потрясающие результаты этой же миссии совершенно в другом месте. У северных славян все провалилось, а у южных замечательно пышно проросло. И дальше и дальше, и в Россию, и аж до Аляски, потому что универсальный алфавит, который был ими создан помогал потом нашим миссионерам создавать письменность для алеутов и тунгусов и, в общем-то, можно сказать, что эта миссия продолжалась до 20-го века.

Священник Павел Усачев:

— Да, их жизнь, их подвиг — это свидетельство Божьего Промысла и о нашей стране, распространение веры. Мне кажется, что можно так сказать: то, что в Моравии они положили столько трудов, столько сил и тогда еще Константин, младший брат...

Марина Борисова:

— Схиму принял на смертном одре.

Священник Павел Усачев:

— За 50 дней до смерти. Он, наверное, там и подорвал свое здоровье, в трудах. В результате они при жизни уже понимают, что их подвиг может быть предан забвению, их уже оттуда вытесняют, им приходится уехать обратно в Рим. Но, тем не менее, дыхание Божьего Духа делает так, что их подвиг просто переносится в другое место, и потом уже впоследствии в Болгарию. И мы, когда по Божьему Промыслу принимаем веру, уже имеем возможность воспользоваться этим подвигом, уже есть алфавит, глаголица, потом впоследствии усовершенствуется в кириллицу. Дело распространения христианской веры идет намного более успешно, чем в той же Моравии. Тогда это все только переводилось, а здесь уже Священное писание переведено, и мы можем этим пользоваться. Удивительно.

Марина Борисова:

— Получается что? Есть два центра, Церковь пока еще едина.

Священник Павел Усачев:

— Да.

Марина Борисова:

— Есть Рим и есть Константинополь. В общем-то исторически и географически братья тяготеют к Константинополю. При этом там постоянно происходят какие-то распри между императорами и патриархами. Этого несчастного патриарха Фотия то свергают, то обратно на кафедру возвращают, то опять его куда-то задвигают. Бесконечная идет перетасовка всего на свете. При этом у Рима тоже далеко не духовные задачи на первом плане, там какие-то немецкие княжества воюют, там франки какие-то начинают формироваться, там свои заморочки чисто политические и военные. И между этими двумя полюсами оказываются люди, изначально сознательно выключившие себя из этого. По крайней мере Мефодий. Он практически 10 лет делал светскую карьеру и сделал ее замечательно, все у него получилось. Его уход в монашество был сознательный выбор взрослого человека, состоявшегося на светской стезе. Что касается брата, то его выбор тоже был абсолютно сознательный, он с самого начала сказал, что ничего мне этого не надо. Он был абсолютный гуманитарий, причем одареннейший гуманитарий. Во-первых, в те времена сходу овладевать языками, когда нет специальных курсов, лингвистических программ, и никто тебе не поможет. Он поехал в миссионерское путешествие в Каганат, по ходу дела выучил сирийский, выучил арабский. Это нужно специально устроенную голову иметь, он был гениальным филологом. На мой взгляд, помимо его святости, это самое удивительное, что мы о нем знаем, такое сделать обычный человек был не в состоянии. ОН выбрал именно это для себя и сказал: не нужно мне никакой вашей карьеры, отстаньте все от меня. Если бы не патриарх Фотий, которому дозарезу, простите за вульгаризм, потребовался переводчик, то он бы, может быть, с братом в монашестве и дальше занимался бы переводами, как этим потом многие столетия занимались на Афоне. Но было суждено по-другому. Меня всегда удивлял выбор во многих житиях святителей, преподобных, первоначальное желание устроить все по-другому, а потом тебя Господь берет за шкирку, как кутенка, и ставит в совершенно другие обстоятельства, которые тебе поперек натуры, и там произрастает удивительный плод.

Священник Павел Усачев:

— Да, так и произошло. Да, это был сознательный выбор Мефодия, закончить со светской карьерой, но были же и реальные события, которые к этому привели. Там смена власти как раз произошла. Они были вынуждены, Господь так их призывает именно в этот момент, показывает, что со светской пора бы заканчивать. И конечно, это их внутренний глубокий выбор. Удивительно, как эти два брата друг друга дополняют. Мефодий больше администратор и управитель, то есть человек, который, с одной стороны, организует работу, а с другой стороны, и с людьми общается непосредственно, где-то более разговорный язык. А Константин, в монашестве Кирилл, более ученый муж. Его, кстати, при жизни называли Константин Философ. Они друг друга дополняли, и таким образом Господь их берет, как вы сказали за шкирку, как кутят, и посылает на эту проповедь. По сути, они настоящие апостолы, братья, которые смогли своими невероятными дарованиями послужить Господу в полноте. Мало, Константин прожил всего 42 года, но столько всего успел сделать. Интересно, мне кажется, эта тема забывается или ей не предается значение, но Кирилл, тогда еще Константин, был выдающийся богослов или апологет даже. Сравнение Троицы с солнцем именно ему принадлежит, когда он спорил с мусульманами, что круг солнца — это Бог Отец, как форма, луч — это как Сын, который просвещает все народы, и тепло солнечное — Дух Святой. Он, помимо того, что был ученым мужем, книжным червем, если так можно сказать, он переводил самые сложные сова, разрабатывал новые буквы. Но, с другой стороны, он мог найти какие-то струнки в человеческой душе, затронуть их для того, чтобы человек поверил в Бога. Это удивительное сочетание учености и чувствования другого человека, общение с ним на одной волне. Мне очень нравится эпизод, когда сарацины, мусульмане, начертали образ демонов на дверях у православных, чтобы посмеяться над ними. Он сказал: все правильно, демоны снаружи, внутрь они не могут зайти, а у вас они не нарисованы, значит, вы с ними там в обнимку живете. И не вызвал гнева у них. То, что трогает человека, какие-то простые образные вещи, примеры. Наверное, как богослов, как апологет Кирилл очень важен для Церкви, для нас всех. Пасхальные дни, радость, ликование, мы разговелись уже, мы друг друга поздравляем. Не просто так устроилось в нашей богослужебной жизни, что, помимо тех людей, которые непосредственно были на Голгофе, которые были первыми свидетелями Воскресения Христова, мы еще обращаемся к тем святым угодникам Божиим, которые Пасху, вечную радость своей жизнью проповедовали. И Иоанн Богослов, это понятно, и совершенно далекие от тех событий святитель Николай и Кирилл и Мефодий — эти святые угодники жили только потому, что смыслом их жизни был Христос. Может быть, поэтому так важно, что в пасхальные дни мы всех их вспоминаем, чтобы еще в большей полноте Пасху прочувствовать и удостовериться, что Пасха это не тогда, давным-давно, а Пасха всегда.

Марина Борисова:

— Спасибо огромное за эту беседу. В эфире была программа «Седмица». С вами были Марина Борисова и клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими Воротами в Москве священник Павел Усачев. Слушайте нас каждую субботу. До свиданья.

Священник Павел Усачев:

— До свиданья. Всего доброго.


Все выпуски программы Седмица

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем