«Неделя 13-я по Пятидесятнице. Усекновение главы Иоанна Предтечи. Начало церковного года — индикта». Священник Стахий Колотвин - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Неделя 13-я по Пятидесятнице. Усекновение главы Иоанна Предтечи. Начало церковного года — индикта». Священник Стахий Колотвин

* Поделиться

У нас в студии был настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митино священник Стахий Колотвин.

Мы говорили о смыслах богослужения в ближайшее воскресение, в которое Церковь вспоминает Усекновение главы Иоанна Предтечи, об обретении мощей благоверного князя Даниила Московского, о начале церковного года — индикта, о памяти святого блаженного Иоанна Власатого, а также о празднике в честь иконы Божией Матери «Неопалимая купина».

Марина Борисова:

— Добрый вечер, дорогие друзья. С вами Марина Борисова. В эфире Радио ВЕРА еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. Сегодня у нас в гостях настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митине священник Стахий Колотвин.

Священник Стахий Колотвин:

— Добрый вечер.

Марина Борисова:

— С его помощью мы постараемся разобраться, что ждет нас в церкви завтра, в тринадцатое воскресенье после Пятидесятницы, и на наступающей неделе. По традиции мы стараемся разобраться в смысле наступающего воскресенья, исходя из тех отрывков из апостольских посланий и отрывков из Евангелий, которые прозвучат завтра в храме за Божественной литургией. Завтра мы услышим отрывок из Первого послания апостола Павла к коринфянам из 16-й главы, стихи с 13-го по 24-й. Начинаются они достаточно нам известными словами: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью». На этом мы спотыкаемся. Казалось бы, тут вообще спорить не о чем и рассуждать не о чем, думать даже не о чем, все настолько ясно, просто аксиома какая-то. А с другой стороны, когда еще раз для себя повторишь последнюю фразу: «Все у вас да будет с любовью», ты понимаешь, что это абсолютно невозможно. Вот по жизни, если честно посмотреть, как мы живем, даже на бытовом уровне. Я помню, меня поразила искренняя фраза одной послушницы, это было в начале 90-х, только-только открытый монастырь, где все не устроено, сами друг друга учим, потому что некому нас научить. И вот молодая девочка 18-летняя, когда услышала какое-то предложение, казалось бы, вполне разумное, когда все устали и сестра, которая была оставлена за старшую, предложила: давайте, я пока тут во дворе поубираюсь, а вы все устали, вы пойдете перед ужином помолитесь и за меня кафизму прочитаете каждая. Эта девочка остановилась, как громом пораженная и спросила: а ты что, действительно считаешь, что мы все должны делать из любви, а не по послушанию? Для нее это было потрясением, она не могла понять, что это написано в Евангелии, что это никогда ни у кого не вызывало вопросов. Как совместить то, что написано в Евангелии, и то, что никак не вписывается в формулу нашей жизни?

Священник Стахий Колотвин:

— Увы, на пути между Богом и человеком зачастую становятся банальные приемы манипуляции. И более того, эти манипулятивные приемы, если человек их воспринимает, могут очень эффективно заменять настоящую духовную жизнь, и даже человеку будет казаться, что он духовную жизнь ведет, а на самом деле, он жертва манипуляции. И самое страшное, что человек может просто манипулировать, и ему будет казаться, что он организует духовную жизнь. Прежде всего, конечно, речь о духовенстве. Когда ты стараешься, чтобы человек к тебе подошел, каждую неделю что-то тебе рассказал, чтобы человек мимо тебя не прошел, чтобы он тебе отчитался в каких-то грехах, чтобы его как-то проконтролировать, чтобы он помнил, кто над ним главный батюшка, о котором он должен печься, кому он должен нести какие-то пожертвования. И даже не самое важное пожертвования, потому что гордость все, увы, затмевает. Ты можешь оказаться в церкви, и в монастыре и на приходе, и столкнуться с тем, что будет насаживаться не любовь, а вот такая манипуляция послушанием, и это тебе будет более приятно. Причем, можно удивиться: если к тебе с любовью отнесется священник, или в монастыре братия или сестры монастыря, это ж как-то тебе самому будет приятно. Нет, тут сложность в другом. Если к тебе относятся с любовью, то тебе надо подражать и самому с любовью относиться не только к духовному наставнику, а вообще к людям вокруг. А если к тебе относятся с манипуляцией, то ты тоже получаешь некоторый карт-бланш, чтобы манипулировать, использовать близких вокруг себя и дома и на работе, и использовать это вдохновенно, потому что тебе будет казаться, что это само Евангелие, Священное Писание тебя на это благословляет. Надо любому христианину, особенно воцерковленные христиане больше всего находится в зоне риска, проанализировать, действительно ли у тебя настоящая общинная приходская жизнь. Не то что ты прихожанин, захожанин, который пришел-ушел, а нет, ты как-то связан какими-то особыми духовными узами. Или, увы, ты вместо любви воспринимаешь некоторый суррогат. Мне кажется, эти стихи, о любви постоянно говорится в Священном Писании, они очень важны, первые стихи в связке. Порой как-то противопоставляется стойкость в вере, мужество, аскеза. А есть любовь. Ну нет, батюшка, не такой любящий, но зато какой он молитвенный, как он с утра до вечера молится. А какой он мужественный, а какой он стойкий, а какой он строитель и так далее. Нет, это все имеет смысл, если это делается с любовью. Если ты идеальный организатор, если ты идеальный строитель, если ты идеально договорился со светскими властями, все у тебя порядок, нигде ни пылинки нет, ангельский хор поет, но любви нет, то, как мы помним, апостол Павел в другом месте говорит, что если ты даже на мученическую смерть пойдешь, никакого толка не будет. Для нас важно помнить, что стояние в вере, это стояние в вере и одновременно стояние в любви. Если тебе в какой-то момент кажется, что ты защищаешь веру, но в этот момент ты испытываешь ненависть, обиду, злобу, гордость, раздражение, то ты, значит, в вере не стоишь, ты веру наоборот посрамляешь своим поведением. И самый лучший способ в этом случае молчать, ничего не говорить, ничего не писать — у тебя нет стояния в вере, потому что нет стояния в любви. А если у тебя будет любовь и будешь с любовью стоять в вере, то ты сможешь проявить какие-то маленькие повседневные чудеса вдохновения, как в истории, которую вы рассказали. Эта девушка крепко стояла в вере, что важна молитва, важно чтение для монастыря, для монастырской жизни по распорядку молитвенному, по какому-то молитвенному правилу прочитать кафизму, но нет, что этим можно пожертвовать. И мы видим, что человек не отступает от стояния в вере и вычитывания какого-то монашеского или послушнического правила, но при этом с состоянием любви это находится в непременной связке. Мы помним христианские добродетели веру, надежду, любовь. Эта надежда на спасение души возможна только, когда у тебя вера и любовь находятся в единстве. Если у тебя нет веры, а есть только любовь, как тебе кажется, это будет не настоящая любовь, просто ты будешь игрушкой страстей, будешь в самые жесточайшие грехи впадать, и тебе будет казаться, о, это любовь, это так возвышенно, а на самом деле просто как скот будешь себя вести. Если у тебя есть, как тебе кажется, вера, а любви нет, точно так же ты будешь в жесточайшие страсти впадать, в гордость, в осуждение, превозношение, и любви у тебя не будет. При этом тебе будет казаться, что ты христианин. И если человек, который совершает какие-то грехи против основных десяти заповедей, потому что у него не достает веры, он хотя бы может себе диагноз какой-то поставить. То человек, который находится в состоянии, что, вроде бы, у него вера есть, а любви нет, он куда большему риску подвержен, потому что он может не заметить, что он от Христа исключительно отдаляется.

Марина Борисова:

— Обратимся теперь к отрывку из Евангелия от Матфея, 21-я глава, стихи с 33-го по 42-й. Это, я думаю, большинству из наших радиослушателей известная притча о злых виноградарях, которых хозяин дома и виноградника нанял для того, чтобы они ухаживали за виноградником. Они так рьяно взялись за дело, что все у них замечательно выросло. И когда хозяин послал слуг, чтобы собрали урожай, то виноградари, которые очень ревностно отнеслись к своему заданию и так полюбили сферу своей деятельности, что решили, что слуги тут совершенно неуместны. Кончилось все это плачевно, несколько раз присылал слуг хозяин, слуг этих колотили и выгоняли. А когда тот прислал сына своего, понадеявшись, что хотя бы постесняются хозяйского сына, те решили, что лучше его вообще убить, чтобы он тут не мешался. И заканчивается эта притча словами, которые тоже хорошо нам известны. Но из-за того, что — я не устаю повторять, все мы достаточно невежественны в Ветхом Завете — нам не всегда вся глубина отсылов и образов ветхозаветных, которые Господь в своих притчах использовал, до конца нам ясна. Я имею в виду последние слова из этой притчи: «Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших». В общих чертах это, вроде как, понятно. Но если поглубже, если вспомнить, что этот образ взят из Ветхого Завета, из пророчества Исайина, из 117-го псалма, о чем вообще говорил Господь, когда вспоминал этот ветхозаветный образ?

Священник Стахий Колотвин:

— Нам проще в понимании этих заключительных слов, потому что нам в Первом послании к коринфянам апостол Павел с этим помог. Он прямо сказал: «Этот камень был Христос». Господь говорит о Себе, по сути, все Евангелие Господь возвещает о Себе. О Себе не как о человеке, который требует внимания горделиво, а о Себе как о Боге, Который готов все человечество принять у Себя. Поэтому если в основании жизни христианина нет камня в виде Христа, то его жизнь никогда его к Богу и к вечности не приведет. Она его может привести к некоторым карьерным успехам, к заработку или, наоборот, к какой-то потере человеческого облика через тяжелые зависимости, через лень, через другие страсти, но никогда не приведет к Христу. Более того, даже если человек опирается на какое-то философское учение, на научные познания, но ставит их краеугольным камнем своего существования, то тоже он не сможет здание своей жизни строить в сторону спасения. Все, что вокруг нас, все наши стремления в знаниях, все наши стремления в работе, все наши стремления в наших увлечениях и отдыхе могут быть лишь дополнением. В центре жизни христианина этим краеугольным камнем должен быть Христос. Потому что даже если ты Христа в качестве камня будешь использовать в своем строении, говорить, что я христианин, какая-то часть моей жизни это Христос. Я молюсь Христу, и я, например, лучше трудности переношу. Или Я молюсь Христу и поэтому с ближними не так ругаюсь. То есть ты Христом как камнем пытаешься заткнуть какую-то проблемную сторону своей жизни. Или беспроблемную подпереть: у меня есть жизненный комфорт, в отношениях, в каком-то материальном существовании, и вот я ее Христом подпер. Если ты Христа из центрального места используешь в качестве такой подпорки, это уже неплохо, человек когда воцерковляется и приходит ко Христу, как во времена земной проповеди Спасителя, только потому что Христос исцеления дает. Это уже неплохо, что он хоть иногда опирается на Христа и дает возможность Христу себя чуть-чуть подпереть. Но это значит, что в краеугольной части твоей жизни стоит что-то другое. А если ты строишь здание и какой-то центральный конструктивный элемент вместо металла, вместо бетона, вместо серьезных строительных материалов поставишь картон, пенопласт. Это, может быть, будет красиво смотреться, и пока ты следующий этаж не надстроишь, может быть, никак не аукнется. Но когда будет продолжение строительства, или пройдет минимальное землетрясение, или даже сейсмически неактивный регион, а произойдет пожар, или трубу прорвет и картон размякнет. Где-то он размяк сбоку, у тебя просто ветер задувает в край здания, починишь. А вот если это краеугольное место, то все здание будет рушиться. Точно также, дорогие друзья, каждый из нас, мы все слушаем радио, мы все христиане, мы должны посмотреть, а краеугольный ли камень Христос. Или Он является просто краешком нашей жизни, тем краешком, когда мы молимся перед едой или заглядываем в начале каждой недели на воскресное богослужение. А в центре жизни у нас, увы, стоит что-то другое, и тогда мы находимся в зоне повышенного риска.

Марина Борисова:

— Напоминаю нашим радиослушателям, в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митине священник Стахий Колотвин. Мы рассуждаем о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. Наступающее воскресенье у нас особенное. Вообще мы привыкли, что всегда, даже Великим постом, у нас воскресенье это праздничный день. Это воскресенье тоже праздничный день, но со строгим постом. Это удивительное совпадение, когда в церковном календаре бывает совмещение календарных дат и дней недели, что именно на воскресный день попадает праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, 11 сентября. Этот праздник вообще удивительный. Слово праздник и трагическая история гибели Иоанна Предтечи кажутся антонимами, словами совершенно с противоположным значением. Однако Церковь видит в этом событии повод именно для празднования. Чем объяснить этот парадокс? Мне кажется, очень важно, по крайней мере, хотя бы поразмышлять об этом.

Священник Стахий Колотвин:

— Когда мы вспоминаем распятие Христа, это для нас по всем ощущениям день не праздничный. Более того там не совершается Божественная литургия, а как мы помним, для христианина главный праздник — это тот, который ждет нас в Царстве Небесном, Божественный пир в вечности. И как отблеск этого пира, некоторая возможность хоть на секунду, пока множество страстей нас от него не отметет, присоединиться к нему, это причастие Святых Христовых тайн. И вот в Страстную Пятницу мы этому не радуемся, не радуемся смерти Спасителя. А радуемся Его Божественному Воскресению. Потому что смерть Спасителя, как кажется, временное торжество греха, а именно Его Божественное Воскресение, которое мы вспоминаем в первый день каждой рабочей недели, это то, что мы получаем возможность победу над грехом одержать. Поскольку Господь за нас сделал все самое сложное, то мы можем праздновать день смерти, день смерти любого святого, в том числе, день смерти пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. И даже не в том числе, а можно сказать, во-первых, его. Уже пророк сходит в глубины адские и благовествует праведникам ветхозаветным, что спасение близко. Он Предтеча и родился за полгода до Спасителя, он Предтеча и за полгода до Спасителя вышел на проповедь, он Предтеча и за полгода до Спасителя в глубины адские снизошел. Каждый ветхозаветный праведник, когда умирал, это день скорби. Потому что, несмотря на свою праведную жизнь и следование заповедям Божиим ветхозаветным, все равно он попадал в глубины адские. Иоанн Предтеча идет тем же самым путем. Но он уже идет предвозвещать, что осталось ждать недолго. Конечно, мы не знаем, как время течет за пределами нашего земного материального мира. Может, мы должны вспомнить, что у Бога тысяча лет как один день, и один день как тысяча лет. Но для нас важна сама возможность, возможность торжествовать, предпразднствовать какое-то событие, которое мы ожидаем. Как порой у человека тяжелые рабочие будни, но он знает, что будет выходной день, будет у него интересная, может быть, паломническая поездка по окончании рабочей недели, или он пойдет в гости к друзьям. Или он совсем уже без сил, но понимает, отпуск близко, и тоже в какое-то путешествие может отправиться. Еще этого нет, а он уже радуется. Точно так же в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Мы должны понимать, что день памяти любого новозаветного праведника это день, когда он восходит в Царство Небесное, поэтому нет поста. Мы празднуем день смерти, в том числе мученической смерти того или иного святого, и никакого поста нет. Потому что чего поститься, чего переживать, человек умер, наконец-то, отмучился, ничто земное его не связывает, он может наслаждаться вечностью вместе со Христом. А для Иоанна Предтечи нет, для Иоанна Предтечи, увы, это пока еще ветхозаветное пребывание в глубинах адских. Мы помним, праведник Лазарь праведником был, друг Господень? Конечно, был. По преданию, когда его Господь воскресил, уже тлеющего вывел из гробницы, он после этого не улыбался. Даже на том самом лоне Авраамовом, то есть той области, где нет мучений, как мучения у богача, который просит лишь капельку воды от Лазаря. Даже в той области пребывания без Бога в аду, где нет мучений для ветхозаветных праведников, радости нет. И конечно, для Иоанна Предтечи, сходящего в ад, радости нет там, но есть радость, которую он несет с собой, что Христос идет смерть сокрушить. Для нас бывает в нашей жизни, что мы живем, вроде, я христианин, вроде, мне сказано радуйся и веселись, а радости нет вокруг. Но если мы продолжим эту фразу Евангельскую, то мы вспомним: «Радуйтесь и веселитесь, яко награда ваша многа на небесах». И ты понимаешь, да, я сейчас поступил по-христиански, чего-то земного лишился, или не поступил по-христиански, а Господь обо мне позаботился и Сам меня чего-то лишил и послал мне какие-то проблемы, но я все равно могу радоваться. Потому что это пока мне радости не приносит, но я знаю, что Господь смерть уже победил и Он победит ее относительно меня, если я через эти испытания пройду точно так же, как Иоанн Предтеча, величайший святой. Сам Господь сказал о нем, что он «величайший из рожденных женами», как он продержался эти полгода, пока за ним не спустился его Спаситель.

Марина Борисова:

— Святой, которого мы будем вспоминать в понедельник, мне кажется очень важным для нас для всех. 12 сентября память обретения мощей благоверного князя Даниила Московского. Среди сонма благоверных князей князь Даниил удивителен тем, что он ничем не прославился как воин. Князь в средневековом сознании, это, прежде всего, вождь воинства. И когда думаешь о сонме русских благоверных князей, прежде всего, приходит на память благоверный князь Александр Невский.

Священник Стахий Колотвин:

— Отец Даниила.

Марина Борисова:

— Да. Почти как Михаил Архангел, с мечом. Но младший сын Александра Невского, Даниил ничем таким в истории не отмечен. Наоборот он каким-то образом умудрялся, будучи младшим, своих воинственных братьев как-то мирить, не давать им особенно развязывать уж очень сильные войны друг с другом. Но удивительно то, что самое скромное удельное княжеств, которое ему досталось в наследство, Москва тогда, наверное, уже не была деревней, но особо крупным городом-миллионником тоже не назовешь. Ничего не сделав, ничего не завоевав, ничего хитроумным дипломатическим путем не выторговав, он получил от своего родственника в наследство вполне процветающее большое Переяславское княжество. И к концу жизни оставил Московское княжество крупнейшим, которое могло стать ядром собирания русских земель. Это удивительно, потому что он был самым скромным и незаметным с точки зрения политики и воинской славы благоверных князей, которые вошли в историю государства Российского.

Священник Стахий Колотвин:

— Святой это пример для христианской жизни. Святой, который близок как-то по профессиональной деятельности, пример тебе в профессиональной деятельности. Поэтому для любого русского правителя благоверный князь Даниил это абсолютный образец для подражания. Мы видим, где приходится вступать оружию? Где-то порой приходится просто вынуждено. Как Александр Невский, была возможность не воевать с Ордой, хоть какая-то, и он, недаром Господь сказал, блаженны миротворцы, он с Ордой не воевал. Не было возможности не воевать со шведами, с немцами, он с ними воевал. И он, благодаря его военным трудам, оставил возможность жить мирной жизнью, по крайней мере, в каких-то внешних аспектах, для своих многочисленных сыновей, между которыми он разделил различные принадлежащие и контролируемые им земли русского государства. Но мы видим, что этим спокойствием можно не воспользоваться, начинается междоусобица. Есть внешний враг, все собираются. Нет внешнего врага, и сыновья Александра Невского восстают брат на брата, как в последние времена, что Господь в Евангелии говорит. Князь Даниил показал, что примирение, миротворчество может дать куда больше. Самое первое деяние, как он примирил своих дядей, своих двоюродных братьев. И к его примирению прислушались, потому что за этим примирением не могли заподозрить какой-то выгоды, коварного дипломатического хода. Часто люди могут кричать, мы за мир не потому что они хотят мира, а потому что они хотят чего-то приобрести себе или хотят спокойствия и комфорта, чтобы в жизни ничего не волновало, чтобы можно было спокойно кофе попивать. А вот за стремление к миру князя Даниила... Наоборот, вокруг воюют, и ты можешь воспользоваться, присоединился к одному из своих братьев, к одному из своих дядей против другого, и он завоевал и кусочек для твоего княжества досталось. Но нет, мы видим, что ты доверился Богу, сделал ставку на примирение, и Господь еще больше собирает. Мы видим, что на самом деле эта плеяда уникальных русских князей: Александр со своим стремлением к миру и готовностью к войне, Даниил Московский, и потом мы видим, Иван Калита, образец экономической политики для любого русского правителя. Он вырос у такого отца, который вел мирную жизнь. Ивану Калите не так мирно пришлось жить, но почему он это прозвище Калита — кошелек, получил, что понимает, не сможешь ты успешно вести войну, если у тебя в экономике разлад. Как бы ты ни полагался на крепость оружия своих воинов, но если им нечего будет есть, когда они вернутся с битвы, то они в следующий раз и меч не смогут поднять на защиту родного дома. Именно поэтому для любого современного русского правителя надо помнить всех этих трех князей во главе с князем Даниилом, как некоторым связующим звеном. Если мы вспоминаем ветхозаветных праотцов, Авраам, Исаак, Иаков, кто из них больше всего образ Христа? Безусловно, Исаак, о котором меньше всего вспоминаешь, с которым меньше всего связано трагических поворотов судьбы. Исаак муж единой жены, человек, который живет максимально мирно, нравственно, и он является связующим звеном между Авраамом, родоначальником, Иаковом многочадным, который дает пространство расширения народу. Если смотрим, что тоже удивительные аналогии выстраиваются, что есть эта решительная фигура Александра Невского, словно новозаветный Авраам. Есть фигура решительного, основательного, расширяющегося Ивана Калиты, который, можно сказать, подобен Иакову. И есть посерединке фигура Исаака, прообраза Христа, князя Даниила, который больше всего на него похож. Можно много ругать правителей, как они не берут пример с каких-то святых. Но святой — образец для каждого из нас. Ты смотришь, что у тебя лучше всего получается? Ты, как Александр Невский способен к войне, способен к дипломатии, действуй так. Если у тебя лучше получается другое, если ты можешь действовать как князь Даниил Московский, возьми его пример. Для каждого из нас есть такой благоверный князь, с кем мы более сходны какими-то талантами от Бога в своей маленькой частной жизни. Постараемся подражать, но не упускаем подражать ни одному из них. Каждому из нас братолюбие князя Даниила обязательно пригодится.

Марина Борисова:

— В эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митине священник Стахий Колотвин. Мы ненадолго прервемся. Вернемся к вам буквально через минуту. Не переключайтесь.

Марина Борисова:

— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. В эфире наша еженедельная субботняя программа «Седмица». С вами Марина Борисова и настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митине священник Стахий Колотвин. И как всегда по субботам, мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. Эта неделя у нас особенная, этой неделей заканчивается церковный год и начинается новый церковный год. Потому что 14 сентября начинается новый цикл церковный, церковное новолетие, начало индикта. Но мне хочется вначале напомнить, что последний день старого церковного года посвящен Пресвятой Богородице. Это праздник в честь положение честного пояса Пресвятой Богородицы, который мы отмечаем 13 сентября. Мне хочется напомнить радиослушателям, у нас весь церковный год, как на нитку, нанизан на Богородичные праздники. Начинаем Рождеством Пресвятой Богородицы, потом Покров, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение, Успение и последний день церковного года тоже посвящен Матери Божией, святой Ее реликвии, которую Она Сама отдала еще при жизни вместе со своим покровом в память о себе женщине, которая была рядом с ней.

Священник Стахий Колотвин:

— Если мы заглянем в святой град Иерусалим, то увидим — возвышается напротив старого города Елеонская гора, на ее склоне Гефсиманский сад, где Спаситель молился о Чаше, где Он был пленен и поведен на Распятие, где в безмятежности почивали апостолы, несмотря на просьбу Спасителя, и где в абсолютной безмятежности по благословению Своего Божественного Сына упокоилась Пресвятая Богородица. Если мы сейчас посмотрим, идет суровая прямая дорога под чуть ли не сорокапятиградусным уклоном наверх к вершине, к месту Вознесения, которую редко какой пешеход выбирает, а идет обходным путем. И эта дорога разделяет два православных участка. Православный участок, где гробница Богородицы, принадлежащий Иерусалимской патриархии, и Гефсиманский монастырь Марии Магдалины, принадлежащий Русской Православной Церкви За границей. По благочестивому преданию, апостол Фома, который молился у окрестностей гробницы Богородицы и скорбел, что в очередной раз, как и в случае с воскресшим Спасителем, он был на бегу в суете, может, суете благочестивой, в делах проповеди, и не успел вернуться к погребению любимой Матери своего Спасителя. Богородица ему явилась и бросила пояс. Это место, этот камень, который с древности почитается, находится в левой части монастыря от входа, в сестринской части, куда не пропускают толпы туристов и даже редкий паломник может зайти. Но поскольку в детские школьные годы несколько раз мне довелось с хором ездить во Святую Землю и некоторые послушания в Гефсиманском монастыре по подметанию листьев, ремонту принтера и другие какие-то мелкие заботы нести, для меня доступ к этому месту был. Насколько я помню в последние годы туда паломников чаще стали подводить, особенно если это не туристы, а какие-то небольшие сосредоточенные группы. Особенно если люди не просто заглянули в монастырь, а, например, побывали на богослужении, причастились святых Христовых тайн. Сестры видят, что у людей молитвенный настрой, открывают. Пояс Богородицы, здесь речь не только о сакральной географии, а это некий символ надежды. Апостол Фома горюет, ему тяжело. Ему тяжело было после смерти Спасителя, он поэтому даже сомневался, что Христос может воскреснуть, а Господь его укрепил. Ему было тяжело после смерти Богородицы, Богородица его тоже укрепила. И пояс — это символ надежды. Недаром эти все специализированные молитвы, что здесь мы молимся по такой-то причине, здесь мы о таких-то болячках молимся, здесь о таких-то проблемах. Все равно есть некий символический смысл в том, что при бесчадии молятся Пресвятой Богородице, стараются приложиться к частице Ее святого пояса. Тут как раз важно не то, что этот пояс на животике, где младенец под сердцем у матери пребывает. А пояс как символ готовности оправиться в путь. Вспоминаем древний мир, одежды, которые складками падают, и самое главное, если ты препоясался, то ты готов в путь. Если ты в поясе, то пояс это одновременно, куда ты вешаешь свои документы, какую-то печать, какие-то грамоты, где в поясе хранятся денежные средства, карманов особо нет, а именно на поясе, может, мешочек с деньгами или прямо внутрь пояса что-то быть зашито. Поэтому пояс как некий образец готовности. И воин, который готовится на битву, пояс затянул потуже, чтобы никакие подолы одежды не мешали рубиться в жесточайшей схватке, от которой зависит жизнь твоя собственная и твоей родины. Везде пояс является символом надежд, что будет дальше. При этом, не смотря на то, что ты пояс надел, если ты воин, но ты меч не поднимешь, не прикроешься щитом, то пояс не убережет тебя от гибели. Если ты купец и даже увешаешься денежными средствами, чтобы закупить товары в какой-то далекой экзотической стране, но у тебя срежут их с пояса воры, то тоже ты останешься ни с чем. Точно так же и наша надежда, что Богородица нам поможет, когда мы приходим к поясу Пресвятой Богородицы, поклоняемся. Помню, как привозили в Россию одну из частей пояса Богородицы, хотя части пояса Богородицы хранятся в России постоянно, но как-то был особенный ажиотаж, люди, несмотря на суровый мороз, стояли многочасовые очереди. Это некоторое стремление сказать, что я готов к тому испытанию, это то, в чем мы можем подражать Богородице. Ее высочайший подвиг — Она не знала, что будет дальше. Стать Матерью Бога это представить абсолютно невозможно, но Она была готова. На что меня Господь ни благословит, я к этому готов, какие испытания меня ни ждут, я готов, я не ставлю Богу условий. По сути, каждый человек, у которого рождаются дети, который стремится к тому, чтобы детьми обзавестись, тоже должен Господу свидетельствовать: Господи, я готов. Да мне охота, чтобы мой ребенок родился здоровый, без инвалидности, без ментальной инвалидности, без какой-то физической инвалидности. Да, мне охота, чтобы он был успешный, чтобы он был послушный, чтобы он был очень во всех отношениях прям такой молодец, но я все равно готов и со сложностями тоже справиться. И бороться где-то с непослушанием, со сложностями характера, или наоборот с излишней покладистостью, когда ребенок послушный, но нерешительный, из-за этого ему и по жизни будет сложнее. Я готов, Господи, с Тобой все это пронести, потому что я сам Твое чадо и сам готов Тебе служить. Вспоминаю, как мы с женой, у нас не было в первые годы нашей жизни детей, тоже различные проблемы по здоровью были, и мы тоже оправились стоять к поясу Пресвятой Богородицы, и очень были не подготовлены в плане одежды. Мы надеялись, за вечер мы пройдем и к закрытию метро успеем. В итоге уже метро закрылось, мы замерзли, понимаем, что никакой радости от этого стояния нет, и пошли, зашли в кафе, у нас годы были очень бедные, ничего купить поесть не могли, но заказали чаю себе. И с одним чаем сидели и им согревались до открытия метро. И после этого нам Господь по молитвам Пресвятой Богородицы нам детей послал. И все-таки сейчас мы, хоть самая маленькая, но все равно многодетная семья. Тут мы видим, что самый важный аспект это не то, что ты прикоснулся к какой-то реликвии, а то, что ты испытываешь надежду упования на Бога и что ты Богу по-настоящему доверяешь, как это сделала Сама Пресвятая Богородица.

Марина Борисова:

— Что касается праздника начала индикта, хочу напомнить нашим радиослушателям, что установлен он Первым Вселенским Собором. Тут как всегда начинаются размышления: что такое индикт, почему он привязан к юлианскому календарю, и чем календарь Юлия Цезаря лучше, чем календарь Папы Григория Тринадцатого. Вообще, что так много копий ломается вокруг календаря, и почему, скажем, после каждой революции победившая сторона первым делом меняла календарь. И у нас в стране календарь с Юлианского на Григорианский поменяли. Не успели прийти к власти большевики, в 18-м году, разгар гражданской войны, интервенция, и вообще власть висит на волоске, первым делом меняют календарь. Что так важно для человека в этом календаре?

Священник Стахий Колотвин:

— Мы живем в круговороте жизни. Если мы посмотрим на языческое понимание времени, помню, очень интересные у нас были лекции по истории средних веков, где потихонечку у людей совмещалось языческое представление о времени, как цикличном. Если мы посмотрим на все языческие религии, то это исключительная цикличность. Природа умирает и возрождается — зима, лето, весна, осень. Урожай есть и надо трудиться ради урожая, потом ты его получаешь, потом ты переживаешь какие-то суровые времена и в них отдыхаешь, потом времена не такие суровые, а наоборот трудиться надо больше, пахать, сеять. Снова пролетают над тобой звезды на небосклоне, потому что человек чувствует себя, несмотря на то, что такая песчинка в мире, центром вселенной. А христианство приносит совсем другое. Христианство приносит приближение ко Христу. Хоть мы снова из года в год вспоминаем круговорот Евангельских событий, круговорот, как в нашей программе каждый раз вспоминаем тех или иных святых, которые празднуются каждую неделю, но все равно каждый шаг нас приближает ко Христу. Если для язычника календарь был основа бытия, если у тебя что-то не так было принесено, сбилось и ты начинаешь почитать какое-то божество не в предписанный день, а в другой, то божество может не прислушаться к тебе. Аполлон может не услышать твою молитву, Артемида не поможет тебе на охоте, Зевс наоборот может за ошибку молнией тебя где-то и прихлопнуть, или Посейдон перевернет твой корабль, если что-то ты сделаешь не так. Для христианина это не так страшно, не так страшны не календарные какие-то моменты. Поэтому мы живем в той ситуации, когда часть христианского мира живет и празднует церковные праздники по новому календарю, часть по старому календарю. Более того даже некоторые церкви, в Финляндии, например, Пасху могут праздновать на неделю раньше. Тоже уже и Пасха подстраивается под новый календарь. И кажется, как это может быть такое разделение. Конечно, разделение это последствия жизни в этом материальном грешном мире. Но если мы завязаны не на этом, если для нас круговорот церковных праздников это не как для язычников: ой, еще продержаться, еще кружочек вместе с землей облететь вокруг солнца, еще год, десять лет, сто лет, как можно дольше прожить на этой земле, чтобы успеть надышаться воздухом и насладиться материальной жизнью. А если все-таки для нас это шаг на пути ко Христу, на пути встречи с Ним, то для нас будет радостью и опорой каждый день церковного календаря, в том числе первый день, с которого начинается пусть и условная это дата, день существования нашего прекрасного материального мира, который Господь нам даровал. Да, он будет для нас важен, но он при этом не станет проблемой, потому что приблизиться ко Христу мы можем с любыми месяцами и числами в году.

Марина Борисова:

— Напоминаю нашим радиослушателям, сегодня, как всегда по субботам, в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митине священник Стахий Колотвин. Мы, как всегда по субботам, говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. На этой неделе у нас 17 сентября праздник в честь не всегда понятной для нас иконы Божией Матери Неопалимая Купина. Икона, мне кажется, перестала быть глубоко понятной именно потому, что она стала чрезвычайно популярной в крестьянской стране, где большинство строений строилось из дерева, и считалось, что икона Неопалимая Купина должна быть в каждом доме, и что ей нужно молиться, чтобы избежать пожара. Это абсолютно языческое отношение к иконе, хотя сам образ насыщен очень важными символами, которые зачастую мы уже не считываем, и это обидно. В иконе Неопалимая Купина как бы заключены оба Завета, и Ветхий и Новый, и горний мир и дольний мир. И все мироздание сконцентрировано на центральной части, где изображена Матерь Божия с Младенцем Христом. Как разобраться в этой сложной символике и почему это важно?

Священник Стахий Колотвин:

— Конечно, Неопалимая Купина до сих пор популярна. Я помню, когда мы поставили наш деревянный храм в честь святого князя Владимира, в котором идет наша литургическая общинная жизнь, пока мы в процессе проектирования и строительства капитального здания нашего Крестовоздвиженского храма, то сразу несколько икон Неопалимая Купина подарили нам прихожане. Сначала принесли одну икону, напечатанную, с металлическими частями, то есть видно, что человек пошел в какой-то из центральных церковных магазинов, выбрал, купил, принес, потому что тоже: деревянный храм, чтобы там пожара не было, не дай Бог. Потом нам подарили старинную писаную икону Неопалимая Купины, но, тем не менее, мы оставили ту первую иконку, просто ее больше в уголок повесили повыше, место вроде есть на наших деревянных стенах, пусть она висит. А в каком-то более почетном месте висит настоящая писаная икона. Потом еще нам принесли икону Неопалимой Купины, мы ее перенесли и повесили в здание нашей деревянной приходской чайной. Где мы не только чай пьем, но и проводим все наши беседы, курсы богословские, Евангельские группы, занятия, просто общаемся с прихожанами после литургии, на что тоже есть некоторый запрос. Эта икона была вышита в домашних условиях бисером. Такие три разных иконы, понимаешь, что люди таким образом проявляют какое-то беспокойство. Все-таки, конечно, Неопалимая Купина это не про пожар, это не про тушение огня, но уже то, что люди несут и несут такие иконы и хотят, чтобы они на приходе были, это проявление того, что, правда, то, что ты любишь, что ты очень ценишь, хочешь, чтобы сохранилось. Но сохраняет прежде всего Сам Господь. Однако каждый христианин, когда приходит к Христу, должен понимать, что если ты пришел недостойный, то сохранения тебе не будет. Пришел на Страшный Суд, вспоминаем притчу о Страшном Суде, там же праведники говорят: Господи, я же всегда был с Тобой, всегда Тебя и кормил и поил, я христианин, давай бери меня в Царство Небесное. Господь говорит: не знаю тебя. Потому что Господь, причастие Тела и Крови Христовой действует как огонь, «попаляя недостойная». Эти молитва, в церковно-славянское слово «попаляя недостойная», не недостойных, а недостойное, если по-русски сказать. Господь не попаляет недостойных людей. Он попаляет недостойное, Он попаляет грех. Если мы меняем свою жизнь, приходим в мире, в чистоте сердца ко причастию, то Господь попаляет грехи в нашей душе, потому что несмотря на некий стереотип необразованных богословски людей, в том числе иногда и некоторых батюшек, которых в 90-е годы рукоположили, не успев дать богословское образование, попаляются грехи не в таинстве исповеди, а именно в таинстве причастия. Мы приходим и Господь попаляет грехи, и наша душа очищена, как ювелирное изделие или как меч, который достается из горнила и вот он уже блестит, сияет и нет в нем никаких примесей, которые хрупкость принесут, но только совершенное, нечто сияющее, блистающее, разящее. Точно так же это происходит и с нашей душой. А с другой стороны, ты можешь прийти, преисполнен греха и от него не отделяешься, ты его просто формально на исповеди называешь из раза в раз, может, регулярно называешь, подошел и зачитал список грехов, но не меняешься. А грех это часть твоей души, то Господь, попаляя недостойное, будет попалять и часть твоей души, которая к этому греху, увы, пристрастилась, которая с этим грехом составляет неразрывное тело. Поэтому ты причащаешься в осуждение и получаешь только вред. Пресвятая Владычица Богородица, когда мы вспоминаем этот куст неопалимой купины, чей прапраправнук растет в Синайском монастыре, который видел пророк Моисей. Когда мы вспоминаем Пресвятую Богородицу, мы видим абсолютный образец, человек, который пришел ко Христу, соединился с ним и ничего греховного ни в душу ни в разум Богородицы уже никогда не вошли. И мы идем и припадаем Пресвятой Богородице, прежде всего, не с желанием сохраниться от пожарной опасности, а приходим к Пресвятой Богородицы и говорим: Пресвятая Богородица, беда, пожар страстей во мне, и я понимаю, что если пожар страстей, еще огнь Божественного гнева на мня изольется, то ничего от меня грешного не останется. Поэтому мы просим: Пресвятая Богородица, умоли своего Сына, чтобы я пожар страстей погасил, чтобы во мне бушевал только пламень любви и заботы о ближнем.

Марина Борисова:

— Еще одного святого хочу напомнить нашим радиослушателям из тех, кого мы будем вспоминать на этой неделе. 16 сентября память блаженного Иоанна Власатого. Вообще сонм блаженных почему-то принято считать чисто русским феноменом, хотя это неправда. В Византии были блаженные. Мы празднуем праздник Покрова Пресвятой Богородицы, благодаря тому, что это видение было открыто блаженному в Константинополе. Мне интересно то, что первые юродивые Христа ради, которые вошли в сонм русских православных святых, не были русскими по крови. Первые из них, Прокопий Устюжский, о нем сказано, что он был немцем, богатым купцом из западных стран. Что касается Ростовского святого Иоанна Власатого, то о нем тоже известно, что после него осталась пергаментная Псалтирь на латыни. То есть можно предположить, что он тоже был иностранцем. Удивительно, что эти иностранцы, скорее всего, не были православными по рождению и по первому крещению. Логично предположить, что они, в какой-то момент приняв православие, выбрали такой удивительно трудный подвиг, как подвиг юродства. Тем более в те времена, когда это еще было сопряжено и с какими-то очень тяжелыми физическими испытаниями. Насколько неважно, насколько это лишний раз подчеркивает, что в Царстве Божием нет ни эллина ни иудея, что это вообще не имеет никакого отношения к тому, какой ты крови и какой ты национальности. Православие выше всего этого, и святые православные не имеют отношения... Они привязаны исторически к местам, в которых они родились и в которых они прославились, но по сути дела это не имеет никакого значения.

Священник Стахий Колотвин:

— Если мы посмотрим на Ветхий Завет, мы видим, что, да, национальность это кровь, это наследие, принадлежность к такому-то родоначальнику, и более того это более дробная принадлежность, вспоминаем двенадцать колен Израилевых, к одному из правнуков этого родоначальника. Есть Авраам и вот есть двенадцать братьев, сыновья Иакова, и это все определяет в своей жизни, место, где ты проживаешь, служение, которое ты несешь, если это говорится о левитах. Но Господь это все упраздняет, говорит: «Из камней сих могу соделать сынов Авраама». И уже в Новозаветное время эта принадлежность крови остается основополагающей для национального самосознания только за пределами христианства. А в христианстве она уже теряет свой смысл, наоборот христианство и формирует народ. Более того, даже конфессия в христианстве формирует народ. Жили славянские племена и те восточнославянские племена, которые сохранили православие, русское самосознание получили. А те же самые племена, которые оказались под влиянием польского государства, получили самосознание иное. Такие же разрозненные славянские племена пополнили единство польского народа, к примеру. Если мы вспомним про то, как уния складывалась на западно-украинских землях единой Киевской Руси, то вспомним, что здесь прежде всего самосознание религиозное, которое меняется, служит формированию неких новых народностей, которых раньше и не было, а которые формируются с опорой на это сознание. Поэтому каждый немецкий купец, что блаженный Прокопий, что тоже немец блаженный Иоанн Ростовский, приходя в русскую землю и даже прожив в ней жизнь, если он не приобщается православию, то конечно, останется чужим. Но если человек приобщается православной вере, то он пополняет единство православного русского народа. Тут можно сказать, почему? Если человек стал православным, что, он русским стал? Нет, окажись он в другой православной среде, в Сербии, станет сербом. Окажись он в Святой Земле, арабы православные меньшинство на Ближнем Востоке, не называют себя арабами, они говорят: мы арамеи, мы римляне, мы наследники Византии. При этом это может быть человек, который обратился. В принципе, все говорят на арабском, может, у местного населения, еще до завоевания перешедшего на арабский язык, какие-то другие из перекочевавших кочевников-завоевателей. Но все равно самосознание уже есть, раз я православный христианин, то я арамей, римлянин, наследник той, погибшей много столетий назад Византийской Римской империи. Блаженный Иоанн показывает, что он принимает русское самосознание не для того, чтобы удобней было торговать, не для какой-то финансовой выгоды. Никакой выгоды от того, что он, по сути, стал русским, и жить для русских для блаженного Иоанна не было. Наоборот он был юродивым, терпел поношения, порой побои. Это под конец жизни уже, когда какие-то чудеса по молитве происходили, юродивого стали почитать, а так большую часть жизни они указывали людям своими ошеломляющими, экзотическими, порой оскорбительными поступками, а в ответ получали реальные тумаки, и побои, и поношения, и унижения, закидывали их всякими пищевыми отходами. Этот ужас постоянной жизни и непротивления никакой пользы для немецкого пришельца Иоанна не приносил. Но зато сейчас ты заходишь в замечательный маленький храм Вознесения на валах в Ростове Великом, проходишь в правую часть, можно сказать, в алтарную дверь заходишь, но там дополнительная алтарная преграда еще сбоку, поэтому, дорогие паломницы, все женщины тоже могут посетить и приложиться к раке его чудесных мощей. И это один из самых русских храмов одного из самых русских древних городов — Ростова Великого, и ощущение, что ты, правда, русского родного святого. Почему? Потому что тебя с ним объединяет православная вера. Это единство в вере куда ближе. Смотришь на своих родственников не воцерковленных, смотришь на тех людей, с которыми ты причащаешься из одной Чаши, и понимаешь, это, может, мой двоюродный брат, это моя троюродная тетя. А вот этот человек, с которым я вообще никакого кровного родства не имею, но мы вместе с ним стремимся ко Христу. Поэтому вместе с ним находимся в куда более глубоком духовном родстве.

Марина Борисова:

— Спасибо огромное за эту беседу. В эфире была программа «Седмица». С вами были Марина Борисова и настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митине священник Стахий Колотвин. Слушайте нас каждую субботу. До свиданья.

Священник Стахий Колотвин:

— С Богом.

Священник Стахий Колотвин:

— С Богом.

Все выпуски программы Седмица

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем