
«Назад в будущее», студия Amblin Entertainment U-Drive Productions, Universal Pictures, режиссёр Роберт Земекис
— 13 ноября 1955 года. 7.01 утра. Сегодня эксперимент по путешествию во времени оказался успешным. Молния ударила в башню с часами в 10.04 вечера, послав необходимые гигаватты в машину времени, которая исчезла, оставив после себя лишь огненный след. Я предполагаю, что Марти и машина времени были перемещены в 1985-й. После чего... я не помню, что произошло!
Что-то пошло не так у путешественников во времени — семнадцатилетнего парня по имени Марти Макфлай и его друга, эксцентричного учёного, доктора Эммета Брауна, или просто Дока. Они уже неоднократно перемещались из настоящего в прошлое и обратно, и постоянно попадали в передряги. Вот и на этот раз приключения, кажется, не закончились...
Марти Макфлай и Док Браун — герои фантастической трилогии «Назад в будущее». Фильм снял американский режиссёр Роберт Земекис, а спродюсировал Стивен Спилберг. Картина имела ошеломляющий успех, и сегодня, спустя несколько десятилетий, остаётся одним из самых известных и любимых зрителями во всём мире фильмов. В нашей программе я хотел бы поговорить о заключительном эпизоде трилогии — «Назад в будущее-3». Фрагмент из него мы с вами услышали. Финальная часть фантастической кинофраншизы вышла на экраны в 1990 году. С предыдущими двумя она связана сюжетом и героями, однако её вполне можно смотреть и как самостоятельный фильм. Роберт Земекис признаётся, что к третьей части картины испытывает особые чувства. «В ней улавливается духовный подтекст, — говорит режиссёр. — Ведь она не только о путешествиях во времени, но и о том, как герои находят путь к собственной душе».
А ещё Земекис всегда хотел снять вестерн — и в третьей части фильма «Назад в будущее» ему удалось реализовать свою задумку. Основное действие картины разворачивается в 1885 году на Диком Западе. Док остался там, устав от путешествий. А Марти с машиной времени отправил обратно в 1985-й. Но в своём времени Макфлай случайно обнаружил свидетельства о том, что в 19 веке Док был убит злодеем. Существовала даже фотография его надгробия. Чтобы изменить будущее и предотвратить гибель друга, Марти отправляется к Доку — в прошлое, на сто лет назад.
Там героев ждёт немало приключений в духе ковбойских фильмов. Хотел бы заметить, что «Назад в будущее» не только фантастическая, но ещё и комедийная лента, к тому же невероятно динамичная, живая и захватывающая. Именно в третьей части появляется любопытный сюжетный поворот: романтическая линия Дока. В 1885-м он встречает учительницу по имени Клара. Большая почитательница Жюля Верна, она увлекается наукой, и быстро находит общий язык с учёным, который, кстати, для конспирации выдаёт себя за кузнеца. Любовь помогает Доку понять, что бессмысленно постоянно метаться туда-сюда во времени. Достаточно просто жить, дарить близким любовь и доброту. Это и будет залогом счастливого будущего. Ведь оно не предопределено, и создаём его мы сами. В одном из эпизодов Док говорит об этом Макфлаю:
— Марти!
— Да?
— Я принял решение.
— А?
— Я не отправляюсь в будущее. Я остаюсь здесь.
— О чём ты говоришь, Док?
— Нет смысла отрицать это. Я полюбил Клару.
— Док! Нам здесь не место. Никому из нас. Возможно, что тебя пристрелят завтра. Возможно, что это надгробие окажется твоим!
— Марти! Будущее не написано. Его можно изменить, ты это знаешь.
Кто кого переубедит и чем всё закончится, мы узнаем, посмотрев третью часть нестареющей фантастической картины «Назад в будущее». Кстати, её режиссёр Роберт Земекис считает, что в основе любой фантастической истории непременно должна лежать глубокая идея. Что ж, после просмотра фильма действительно появляется уверенность в том, что будущее возможно изменить и без машины времени.
Деяния святых апостолов

Деян., 17 зач., VI, 8 - VII, 5, 47-60.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Зачастую самое обидное, что может услышать человек, — это правда. Иногда правда бывает настолько болезненной, что человек совершенно теряет над собой контроль и начинает совершать какие-то абсолютно неразумные действия. Так случилось и с иудейским синедрионом тогда, когда перед ним предстал первомученик архидиакон Стефан. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 6-й и 7-й глав книги Деяний святых апостолов. Этот отрывок содержит в себе фрагмент речи Стефана перед синедрионом и описывает реакцию иудейских старейшин на слова святого.
Глава 6.
8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.
9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;
10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.
11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.
12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.
13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.
14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.
15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.
Глава 7.
1 Тогда сказал первосвященник: так ли это?
2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,
3 и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.
4 Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете.
5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен.
47 Соломон же построил Ему дом.
48 Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк:
49 Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?
50 Не Моя ли рука сотворила всё сие?
51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.
52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы,
53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
54 Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.
55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,
56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,
58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,
59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.
60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.
Ни одно из слов святого первомученика не было неправдой, ведь Стефан, ничего не выдумывая и никак не искажая факты, всего лишь кратко пересказал историю еврейского народа. Однако мы слышали, что после упоминания убитых пророков и убитого Спасителя мира Христа члены синедриона начали себя вести крайне странно: «Они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами» (Деян. 7:54). Эти слова книги Деяний свидетельствуют, что иудейские старейшины прекрасно осознавали свой грех, они понимали, что совершили ошибку, предав Христа на смерть. Но к собственным ошибкам можно относиться по-разному: можно их признавать и пытаться исправить, а можно их всеми силами их отрицать, уверяя себя и всех прочих в правильности своего поступка. Как мы понимаем, иудеи избрали второй путь.
Для любого здравомыслящего человека очевидно, что тот путь, который они предпочли, ведёт лишь к умножению греха, и в конечном итоге — к вечной погибели души. Мы не знаем, покаялся ли кто-то из убийц святого первомученика в дальнейшем, нам известно лишь об апостоле Павле, который, не будучи сам повинен в смерти святого, относился с сочувствием к действиям его убийц. Апостол Павел — да, в полной мере осознал неправоту иудейского подхода к собственной истории и, в первую очередь, ко Христу. В отношении же других участников расправы над Стефаном мы, к сожалению, не имеем оснований сказать что-либо подобное.
Впрочем, нас, конечно же, в связи с этой историей должно занимать совсем другое: в какой степени мы готовы к восприятию той самой правды, которая «глаза колет»? Ведь мы все несовершенны, у всех нас есть свои слабости и грехи, но, к счастью, Бог не оставляет нас без Своего попечения, Он посылает нам людей, которые указывают на наши недостатки. Способны ли мы слушать и слышать этих посланников Божиих? Или же их слова не вызывают у нас ничего, кроме злобного скрежета зубов? Каждому из нас стоит хорошенько подумать над этими вопросами, потому что неправильные ответы на них могут погубить наши души так же, как они погубили души членов иудейского синедриона, ополчившихся на святого первомученика архидиакона Стефана.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогаем людям в Донецке вместе с фондом «Мои друзья»

При Свято-Николаевском храме в городе Донецке с 2007 года работает Семейный центр «Отрада». Здесь помогают людям в кризисной ситуации, семьям, одиноким старикам, а также подопечным социальных учреждений Республики. Все они обретают духовную, психологическую, гуманитарную и волонтёрскую помощь, а главное — человеческое, сердечное участие. Команда центра возвращает людям веру в добро и не даёт падать духом!
Семья Вербицких перебралась в Донецк после того, как в результате боевых действий потеряла всё — дом и большое хозяйство. Люди находились на грани отчаяния. Но сотрудники Православного центра «Отрада» окружили их таким вниманием и заботой, что в этих людях вновь загорелась искра жизни.
Проявлять участие ко всем, кто сюда обращается, удаётся с поддержкой добрых людей — кто нужные вещи передаст, кто продукты. «Наши подопечные принимают помощь с благодарностью. Они понимают, что не остались одни, что Господь через людей посылает им поддержку. И это позволяет им преодолевать трудности и даже помогать тем, кому ещё хуже», — рассказывают сотрудники центра «Отрада».
Сегодня Донецк находится в непростом положении — сохраняется ракетная опасность, есть перебои с водоснабжением, но город всё равно продолжает жить и людям здесь необходима помощь.
Сегодня у нас есть возможность поддержать жителей Донецка и его окрестностей. Сделать это можно на сайте фонда «Мои друзья», где открыт сбор на продукты для подопечных православного Семейного центра «Отрада».
Совсем недавно при участии слушателей Радио ВЕРА фонд «Мои друзья» отправил продуктовую помощь жителям Белгорода. А сейчас его команда просит поддержать людей в Донецке.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова

Гостьей программы «Исторический час» была писатель, кандидат филологических наук Анастасия Чернова.
Разговор шел о судьбе и духовных подвигах одного из самых почитаемых русских святых 20-го века — преподобного Серафима Вырицкого. О том, как крестьянский сын стал одним из богатейших людей России, а потом принял монашество и стал известным старцем, к которому за духовным советом и поддержкой стекались люди со всего Советского Союза.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час