
«Назад в будущее», студия Amblin Entertainment U-Drive Productions, Universal Pictures, режиссёр Роберт Земекис
— 13 ноября 1955 года. 7.01 утра. Сегодня эксперимент по путешествию во времени оказался успешным. Молния ударила в башню с часами в 10.04 вечера, послав необходимые гигаватты в машину времени, которая исчезла, оставив после себя лишь огненный след. Я предполагаю, что Марти и машина времени были перемещены в 1985-й. После чего... я не помню, что произошло!
Что-то пошло не так у путешественников во времени — семнадцатилетнего парня по имени Марти Макфлай и его друга, эксцентричного учёного, доктора Эммета Брауна, или просто Дока. Они уже неоднократно перемещались из настоящего в прошлое и обратно, и постоянно попадали в передряги. Вот и на этот раз приключения, кажется, не закончились...
Марти Макфлай и Док Браун — герои фантастической трилогии «Назад в будущее». Фильм снял американский режиссёр Роберт Земекис, а спродюсировал Стивен Спилберг. Картина имела ошеломляющий успех, и сегодня, спустя несколько десятилетий, остаётся одним из самых известных и любимых зрителями во всём мире фильмов. В нашей программе я хотел бы поговорить о заключительном эпизоде трилогии — «Назад в будущее-3». Фрагмент из него мы с вами услышали. Финальная часть фантастической кинофраншизы вышла на экраны в 1990 году. С предыдущими двумя она связана сюжетом и героями, однако её вполне можно смотреть и как самостоятельный фильм. Роберт Земекис признаётся, что к третьей части картины испытывает особые чувства. «В ней улавливается духовный подтекст, — говорит режиссёр. — Ведь она не только о путешествиях во времени, но и о том, как герои находят путь к собственной душе».
А ещё Земекис всегда хотел снять вестерн — и в третьей части фильма «Назад в будущее» ему удалось реализовать свою задумку. Основное действие картины разворачивается в 1885 году на Диком Западе. Док остался там, устав от путешествий. А Марти с машиной времени отправил обратно в 1985-й. Но в своём времени Макфлай случайно обнаружил свидетельства о том, что в 19 веке Док был убит злодеем. Существовала даже фотография его надгробия. Чтобы изменить будущее и предотвратить гибель друга, Марти отправляется к Доку — в прошлое, на сто лет назад.
Там героев ждёт немало приключений в духе ковбойских фильмов. Хотел бы заметить, что «Назад в будущее» не только фантастическая, но ещё и комедийная лента, к тому же невероятно динамичная, живая и захватывающая. Именно в третьей части появляется любопытный сюжетный поворот: романтическая линия Дока. В 1885-м он встречает учительницу по имени Клара. Большая почитательница Жюля Верна, она увлекается наукой, и быстро находит общий язык с учёным, который, кстати, для конспирации выдаёт себя за кузнеца. Любовь помогает Доку понять, что бессмысленно постоянно метаться туда-сюда во времени. Достаточно просто жить, дарить близким любовь и доброту. Это и будет залогом счастливого будущего. Ведь оно не предопределено, и создаём его мы сами. В одном из эпизодов Док говорит об этом Макфлаю:
— Марти!
— Да?
— Я принял решение.
— А?
— Я не отправляюсь в будущее. Я остаюсь здесь.
— О чём ты говоришь, Док?
— Нет смысла отрицать это. Я полюбил Клару.
— Док! Нам здесь не место. Никому из нас. Возможно, что тебя пристрелят завтра. Возможно, что это надгробие окажется твоим!
— Марти! Будущее не написано. Его можно изменить, ты это знаешь.
Кто кого переубедит и чем всё закончится, мы узнаем, посмотрев третью часть нестареющей фантастической картины «Назад в будущее». Кстати, её режиссёр Роберт Земекис считает, что в основе любой фантастической истории непременно должна лежать глубокая идея. Что ж, после просмотра фильма действительно появляется уверенность в том, что будущее возможно изменить и без машины времени.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 95 зач., VII, 14 - VIII, 2.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Человек как существо не ограничен телом. В этом убеждена Православная Церковь, полагающая, что люди не должны рассматриваться исключительно в категориях физики и химии. Мы нечто большее, чем гормоны и ферменты. Об этом, в частности, рассуждает апостол Павел в отрывке из 7-й и 8-й глав послания к Римлянам. Этот текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
Глава 8.
1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
Христианство учит, что человек — высшее творение Божие. Создавая Адама и Еву, Господь определил, чтобы человек стал как бы «пограничным» существом. С одной стороны, у человека есть бессмертная душа, которая роднит его с миром духовным. С другой — человеческое тело по своему устройству похоже на тела животных. Таким образом, мы являемся обладателями сложной природы. По мнению одних богословов, эта природа состоит из двух уже упомянутых частей — тела и души. По мнению других — к имеющимся двум составляющим добавляется третья — дух.
Активные размышления об устройстве человека среди христианских мыслителей начались после того, как древняя Церковь перешагнула границы иудейской цивилизации и приняла в общение людей иных национальностей и культур. Прежде всего, греков, которые сделали античную философию основой христианского богословия. Для древнегреческих философов было характерно с подозрением относиться к телу, которое, по их мнению, было темницей души. Античная культура даже противопоставляла тело и душу. Такое отношение отчасти было позаимствовано и христианством той эпохи.
Некоторые философские школы древней Греции имели мистическую направленность. Наряду с душой они признавали наличие у человека ещё и духа — особой составляющей, отвечающей за связь с миром духовным. Часто дух именовался умом, поскольку именно ум более всего ценился античными мудрецами. В среде христианских богословов древности дискуссия об устройстве человека длилась несколько веков, но окончательное мнение насчёт того, сколько же в человеческой природе частей, так и не сформировалось. Иными словами, оба подхода получили право на существование. Но при одном условии.
Христианство верит, что человек был создан Богом как целостное существо. Поэтому Церковь отказывается от разделения человека на составляющие, а самое главное — от их противопоставления друг другу. Имеющиеся в нас материальное и духовное начала должны пребывать в гармонии и находиться в согласии с замыслом Творца. Конечно, тело, бывает доставляет нам неудобства. Потому апостол Павел и восклицает: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?». Но тот же апостол в целом с оптимизмом смотрит на земную жизнь, где при всех недостатках и ограничениях всё же проявляет себя благодать Божия. Благодать, освящающая и душу, и тело того, кто живёт в жертвенном служении Христу Спасителю.
Таким образом, тело не является чем-то по умолчанию плохим или ненужным. Тело, как и любая другая составляющая человеческого естества, может подобно инструменту использоваться нами либо во благо, либо во осуждение — в зависимости от того, куда направлена дарованная Богом свобода. И если мы всё же поддаёмся греху, то превращаем тело (по апостолу Павлу храм души) в страстную плоть. Из этого следует довольно простой, но важный вывод. Не нужно ставить знак равенства между телом и плотью. И, конечно, следует тело, как и любой другой дар Божий, использовать исключительно для достижения спасения, дарованного нам Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Онкологика» оперативно помогает тем, кто столкнулся с раком

Фонд «Онкологика» шесть лет помогает взрослым людям с диагнозом рак, а также их близким по всей России. Фонд рассказывает, куда обратиться в первую очередь и что для этого нужно, оплачивает обследования, приобретает медицинские изделия, проводит юридические и психологические консультации и даже предоставляет продукты.
История фонда началась с Мирославы Сергеенко. Девушка сама перенесла рак. Пройдя через все трудности, связанные с болезнью, она поняла, насколько важны пациентам поддержка и грамотная навигация на этом пути. Спустя время Мирослава основала фонд «Онкологика», куда теперь каждый день обращаются сотни людей.
Однажды на горячую линию фонда позвонил и Никита из Нижегородской области. Ему 20 лет. Парень учится на сварщика и больше года живёт с четвёртой стадией рака. Никита проходит лечение и не думает сдаваться. «Эмоционально это тяжело, но главное – не надо отчаиваться. Нужно быть оптимистом, и обязательно всё получится», - говорит он. При этом молодой человек признаётся, что без помощи фонда «Онкологика» выстоять было бы в разы сложнее. Так получилось, что семья Никите не помогает, парень живёт самостоятельно. И когда он заболел и не смог работать, то столкнулся с финансовыми трудностями. Но благодаря друзьям и фонду он обрёл поддержку.
Команда проекта помогла ему оформить инвалидность, обеспечила продуктами, а также оплатила проезд в Москву, до больницы, и обратно.
Если вам или вашим близким тоже важна поддержка, позвоните на горячую линию фонда «Онкологика»: 8 800 350 57 85, вас не оставят в беде. Больше узнать о фонде, поддержать его работу и благополучателей можно на официальном сайте. Ваша помощь станет опорой для тех, кто не в силах справиться сам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Исторический контекст Нагорной проповеди». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Нагорной проповеди Спасителя, об историческом контексте этого события, для кого эта проповедь произносилась и как воспринималась слушателями.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер