
Когда я начала учиться петь в народном хоре при нашем храме, даже не предполагала, что получу и уроки духовной жизни.
Я прежде думала, что те, кто поют на клиросе, очень хорошо не только знают, но и понимают богослужения. За этим и направилась на занятия: решила, что выучим песнопения, переводы с церковнославянского будем разбирать, толкования. Понятно, что я могла это делать и без участия в хоре, но все не получалось себя организовать. Даже тропари воскресные и праздничные очень трудно запоминались.
Оказалась, что работа в хоре заключается прежде всего в правильной постановке голоса и изучении мелодий восьми богослужебных гласов. Конечно и песнопения надо учить, понимать их, но все это самостоятельная деятельность, такая домашняя работа. Я не расстроилась. Мне было очень интересно.
В хоре собрались почти все без специального музыкального образования. Регент проявляла с самого начала чудеса педагогики, работая с нами. Я как-то сразу решила, что у меня неплохо получается. Очень старалась. Настроение было каждый раз приподнятое. Когда регент объясняла одно и то же по нескольку раз, я считала, что меня это не касается. Начинала даже досадовать на других: почему нельзя послушать внимательно, сделать как надо.
Настал момент, когда я поняла, что всё не так хорошо, как казалось. На одном занятии нас было мало. И я услышала своё пение как бы со стороны. У меня получалось очень плохо. Фразу допеть не могу, потому что дыхания не хватает, звук голоса слабый. Оказывается, когда нас было много, я себя не слышала, не могла дать объективную оценку. Конечно, регент меня не критиковала. Она объясняла, что я делаю неправильно и показывала, как это можно исправить.
Но я расстроилась и, когда пришла домой, стала задумываться, стоит ли мне ходить на занятия. Всё искала причину: как я могла вообразить, что у меня получится начать петь так легко? Для меня характерна неуверенность, сомнения в себе. Даже есть нехорошая черта: не берусь за интересное дело, думая, что не справлюсь, потом жалею. А тут как-то очень быстро приняла свой якобы успех.
Я решила поговорить со священником. Он заговорил о гордости. Я, конечно, знала про этот грех, но не обращала внимания на некоторые тонкости в его описании. Например, обидчивость, не принятие критики. И тут поняла, что состояние печали по поводу неудачи — это проявление греха. Ведь ничего нет страшного в том, что у меня сразу не получилось петь. Хорошо, что это обнаружилось, что я теперь знаю, в каком направлении работать. А я чуть руки не опустила.
Благодаря этому случаю я принялась изучать наставления святых отцов о борьбе с гордостью. Стала подмечать за собой её проявления. Выяснилось: мысли о том, что я что-то делаю лучше других, появляются у меня не только на хоровых занятиях. Это неприятно осознавать. Но зато теперь я стараюсь распознавать симптомы этой духовной болезни — гордыни. С помощью Божией, с молитвой борюсь с ней.
Казалось бы, что такого, если ты себя похвалишь, когда у тебя что-то действительно хорошо получиться? Но здесь такая тонкая грань — порадоваться действительно хорошему результату или уйти в любование собой.
Вот так занятия в народном хоре на примере одного греха показали мне еще раз, что духовная работа над собой должна происходить везде и всегда. Я решила внимательнее читать труды святых отцов и очень тщательно готовиться к таинству исповеди, не приукрашивая и не оправдывая себя.
Автор: Наталья Махмудова
Все выпуски программы Частное мнение
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема