
Когда я начала учиться петь в народном хоре при нашем храме, даже не предполагала, что получу и уроки духовной жизни.
Я прежде думала, что те, кто поют на клиросе, очень хорошо не только знают, но и понимают богослужения. За этим и направилась на занятия: решила, что выучим песнопения, переводы с церковнославянского будем разбирать, толкования. Понятно, что я могла это делать и без участия в хоре, но все не получалось себя организовать. Даже тропари воскресные и праздничные очень трудно запоминались.
Оказалась, что работа в хоре заключается прежде всего в правильной постановке голоса и изучении мелодий восьми богослужебных гласов. Конечно и песнопения надо учить, понимать их, но все это самостоятельная деятельность, такая домашняя работа. Я не расстроилась. Мне было очень интересно.
В хоре собрались почти все без специального музыкального образования. Регент проявляла с самого начала чудеса педагогики, работая с нами. Я как-то сразу решила, что у меня неплохо получается. Очень старалась. Настроение было каждый раз приподнятое. Когда регент объясняла одно и то же по нескольку раз, я считала, что меня это не касается. Начинала даже досадовать на других: почему нельзя послушать внимательно, сделать как надо.
Настал момент, когда я поняла, что всё не так хорошо, как казалось. На одном занятии нас было мало. И я услышала своё пение как бы со стороны. У меня получалось очень плохо. Фразу допеть не могу, потому что дыхания не хватает, звук голоса слабый. Оказывается, когда нас было много, я себя не слышала, не могла дать объективную оценку. Конечно, регент меня не критиковала. Она объясняла, что я делаю неправильно и показывала, как это можно исправить.
Но я расстроилась и, когда пришла домой, стала задумываться, стоит ли мне ходить на занятия. Всё искала причину: как я могла вообразить, что у меня получится начать петь так легко? Для меня характерна неуверенность, сомнения в себе. Даже есть нехорошая черта: не берусь за интересное дело, думая, что не справлюсь, потом жалею. А тут как-то очень быстро приняла свой якобы успех.
Я решила поговорить со священником. Он заговорил о гордости. Я, конечно, знала про этот грех, но не обращала внимания на некоторые тонкости в его описании. Например, обидчивость, не принятие критики. И тут поняла, что состояние печали по поводу неудачи — это проявление греха. Ведь ничего нет страшного в том, что у меня сразу не получилось петь. Хорошо, что это обнаружилось, что я теперь знаю, в каком направлении работать. А я чуть руки не опустила.
Благодаря этому случаю я принялась изучать наставления святых отцов о борьбе с гордостью. Стала подмечать за собой её проявления. Выяснилось: мысли о том, что я что-то делаю лучше других, появляются у меня не только на хоровых занятиях. Это неприятно осознавать. Но зато теперь я стараюсь распознавать симптомы этой духовной болезни — гордыни. С помощью Божией, с молитвой борюсь с ней.
Казалось бы, что такого, если ты себя похвалишь, когда у тебя что-то действительно хорошо получиться? Но здесь такая тонкая грань — порадоваться действительно хорошему результату или уйти в любование собой.
Вот так занятия в народном хоре на примере одного греха показали мне еще раз, что духовная работа над собой должна происходить везде и всегда. Я решила внимательнее читать труды святых отцов и очень тщательно готовиться к таинству исповеди, не приукрашивая и не оправдывая себя.
Автор: Наталья Махмудова
Все выпуски программы Частное мнение
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О святых воронежской земли

Сегодня 17 сентября. Собор святых Воронежской митрополии.
О святых воронежской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В сонме святых Воронежской митрополии просияло множество святых угодников Божиих. Это и первый епископ Воронежский, святитель Митрофан, которого очень почитал император Петр Великий, и он хоронил святителя. И с благословения святителя Митрофана началось возрождение воинской доблести страны, начался её флот.
Это и святитель Тихон, Воронежский, Задонский чудотворец, духовные писания которого послужили и служат до сих пор для многих христиан добрым назиданием в их духовной жизни. Это и новомученики, и исповедники российские. Святой священномученик Петр, епископ Воронежский, который прошёл путь от ученого монаха до соловецкого узника, был расстрелян и убит.
История русской святости видна в сонме святых разных-разных губерний и областей. И дай Господь, чтобы сегодня, молясь святым земли Воронежской, мы призывали в молитвах и святителя Митрофана, и святителя Тихона, и святителя Петра, и всех святых в земле Воронежской просиявших.
Все святые, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О творчестве Константина Сергиенко

Сегодня 17 сентября. В этот день в 1940 году родился русский писатель, автор исторических романов для детей Константин Сергиенко.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
85 лет тому назад родился примечательный русский современный писатель Константин Константинович Сергиенко, писавший преимущественно для юношества. А его самое известное произведение «До свидания, овраг» посвящено четвероногим друзьям, которые в этой повести мыслят и говорят. И настолько образно и глубоко, что это произведение было признано советским бестселлером, переведено на многие иностранные языки. И для любителей своих питомцев представляет собой своего рода энциклопедию.
Константин Константинович был человеком высокой культуры. Зная три иностранных языка, он с юности погружался в исторические темы, скажем, войны Испании и Голландии. Прежде чем написать исторический очерк на тему осады голландского города испанцами, изучил более 500 произведений на данную тему. Сегодня можно позавидовать такой глубине проникновения в тему.
Скончавшись совсем молодым, не достигнув шестидесяти лет, раб Божий Константин говорил о том, что жизнь человеческая — это чудо, это дар. Мы не должны относиться к нему поверхностно. Так легко растерять милости, дарованные нам свыше. Жизнь прожить по-русскому — при слове «не поле перейти».
Произведение Константина Сергиенко и учит нас постигать тайну жизни, воздавая за неё благодарение тому, кто нам её даровал.
Все выпуски программы Актуальная тема