Помню в четвертом классе желая стать очень умной – такие порывы иногда у меня случались – я выучила старинный английской стих на старом английском языке. Так старательно его учила, что до сих пор помню! Там мамочка провожает сыночка на галеры – за какие-то совершенные им злодейства.И задает ему всякие горестные материнские вопросы. За рамками стиха угадывается следующая драма: мама была очень хлопотливой и доброй, все сыночку прощала и все спускала с рук, отчего сын, чувствуя свою безнаказанность, пустился во все тяжкие и видимо стал нарушать закон – может быть стал разбойником – может даже убил кого-нибудь – ведь наверняка на галеры просто так не пошлют! На последний вопрос, что любимый сыночек оставит ей, провожающей мамочке, опустившийся сыночек отвечает что-то вроде: а тебе, маман, я оставляю все адские проклятья лично от меня – за те советы, которые ты мне в жизни давала!
Значит, мама была не права, задумалась я тогда, в своем четвертом. Взрослым стих нравился, и эффектная концовка про проклятья всех трогала. Равно как и мое драматические декламирование со всякими старинными английскими словами. А мысли об этой маме со временем переросли в раздумья о любви вообще – ведь она как говорят «все прощает и все терпит». Почему тогда женщина не прощает своего мужа, который предал ее с другой женщиной? Почему тогда добросовестные родители наказывают детей, а если взрослый ребенок повел себя уж очень неправильно – я знаю родителей, которые отказали своим взрослеющим чадам от дома – пока те не образумятся. Однажды мой друг сидел со взрослым сыном за столом. Сын пребывал в очень дерзком возрасте, когда родители испытываются на прочность,то есть: до какой границы сын может дерзить своим родителям. За столом сын сказал что-то обидное маме. Отец встал, дал юноше пощечину и сказал: «Уходи!» Сын хлопнув дверью ушел. Отец переживал, но терпел. И конечно через несколько лет семья воссоединилась – сыночек пришел и сказал родителям «прости». К этому времени он нашел жену и работу. У всех замечательные отношения.
Почему надо наказывать? И почему этим занимается Тот, Который символизирует для нас саму любовь и милосердие – наш Творец? Разве Он не сотворил нас такими несовершенными, что мы все время оступаемся и не всегда знаем, как поступить правильно или даже – праведно? Ведь может быть любящей жене надо простить измены мужу? Родителям – не наказывать детей, потому что любовь все покрывает и все прощает? Моя подруга говорит мне: Я представляю себе Бога как вселенную, по которой разлита любовь – и посылаю в эту вселенную добрые импульсы. А другая: я представляю себе Бога так, как Он написан на иконах – как доброго старичка с бородой, Который прислушивается к нашим просьбам. Я не представляю себе Бога, но если и пытаюсь, то склоняюсь к старичку с седой бородой – и именно у Него прошу всяческого прощения и милосердия и конечно всяческих благ. А если делаю все не так – прошу: ой, только вот давай на этот раз без наказаний, а? Ну бывает, со всеми бывает… Ответ на свой вопрос – и довольно точный – я нашла в труде Клайва Льюиса под названием «Страдание».
Вот я его и хочу озвучить, мне кажется, точнее не скажешь! «Любовь ощущает пятно и порок сильнее, чем ненависть. Любовь переносит и прощает все, но ничего не попускает. Она радуется малости, но требует всего.
… Бог человека любит, а не равнодушно желает ему счастья. Мы хотели, чтобы Бог нас любил – вот Он и любит нас. Такой Господь у нас и есть – не благодушный старичок, разрешающий нам поразвлечься… но огонь попаляющий, чья любовь упорна, как любовь к творению, жалостлива, как любовь к собаке, мудра и достойна, как любовь к сыну, ревнива, сильна и требовательна, как любовь к женщине.»
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер