— Предъявите документы!
— Пожалуйста.
— Справка дана Ивашовой Светлане Андреевне в том, что она с третьего августа сего года находилась в новосибирской инфекционной больнице по поводу сыпного тифа и выписана... Ты что нам липу даёшь? Документы!
— Других нет.
— Шагай, шагай.
— Ну, что вы пристали на самом деле?!
— Пристали! Смеётся ещё! Война, а она смеётся! Нахальство какое. И спички жжёт. Откуда ты взялась на нашу голову?».
Светлана Ивашова, главная героиня художественного фильма «На семи ветрах», 20 июня 1941 года отправилась из Владивостока на встречу к своему жениху Игорю в небольшой городок где-то на западе Украины. В дороге невесту настигает война. И привычный мир рушится на глазах. Нежная, хрупкая девушка преодолевает немыслимое расстояние, чтобы добраться до любимого человека. Можно себе представить, с чем пришлось столкнуться женщине на своём пути. Режиссёр киноленты Станислав Ростоцкий специально делает акцент на лёгких туфельках, в которых Светлана вынуждена ходить по лужам и грязи. Тем самым он подчёркивает её невесомость и беззащитность, и силу любви, преодолевающую трудности.
Светлана добирается до нужного города, находит заветный дом и записку, оставленную её женихом Игорем: «Сегодня опять плохая сводка. Пошёл исправлять. Возьму Берлин и вернусь». Героиня фильма принимает решение ждать своего возлюбленного.
Дом, в котором остаётся Светлана, стоит на перепутье, где сходится множество дорог. Здесь постоянно меняются люди и обстоятельства. Не случайно режиссёр назвал свою кинокартину «На семи ветрах». Это место становится центром всех ключевых событий фильма. В доме останавливаются солдаты, военные журналисты, располагается госпиталь для раненных солдат. И Светлана со всеми находит общий язык, старается поддерживать, по мере собственных сил. А сама всё ждёт весточки от дорогого сердцу человека.
Обещанием непременно дождаться своего возлюбленного Игоря героиня фильма, будто выражает протест войне. На примере её жизни мы можем убедиться в том, что даже самые тяжёлые обстоятельства не способны лишить человека любви, воспоминаний о счастливом времени и о своих близких.
Несмотря на то, что люди того времени привыкли надеяться только на собственные силы, многие из них по-своему тянулись к Богу. Одна из героинь фильма — Долли Максимовна в разговоре со Светланой делает, на мой взгляд, очень серьёзное признание:
— Вы верите в Бога, Светлана?
— Нет.
— А я бы хотела верить, иногда. Ну, кому я кроме Бога могу молиться, чтобы мой муж, сын, там, в Ленинграде, остались живы. Не молиться же верховному командованию. У них и без меня забот достаточно.
— А у Бога
— А у Бога других забот нет».
Это разговор двух людей, которые запутались. Их чувства противоречивы, но они хотят верить.
Так важно и сложно в любых обстоятельствах оставаться человеком. Особенно на войне. Это проверка не только на физическую выносливость, но и на духовную. И, наверное, главная, личная победа в том, чтобы в обидах, злости и ярости, которые одолевали сердце человека, не потерять себя.
Один из персонажей киноленты «На семи ветрах» — полковой комиссар Вольдемар Янович высказал эту мысль прямым текстом:
«Вот мы сидим с вами за этим красивым столом, можно подумать, что никакой войны нет, но мы-то знаем, что она здесь. Она совсем близко, она рядом. И не только на земле, на воде и в небе, но ещё и в сердце каждого из нас. И может быть важнее всего, в тот день, когда мы победим, чтобы не осталось в сердце не единой капли яда войны».
Слова, сказанные Вольдемаром Яновичем, имеют отношение не только к войне. Они будут актуальны всегда. В конечном итоге именно то, что происходит на сердце и в душе у человека влияет на его жизнь, и на людей рядом.
Кинолента режиссёра Станислава Ростоцкого «На семи ветрах» светлая и вдохновляющая. С интересом наблюдаешь за характерами, судьбами людей. Во время войны они не забывали о радости, не скрывали своих чувств и эмоций, находили время для песен, а ещё хотели любить и быть любимыми!
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия