
Лет так восемь назад я решила немного поработать над собой, заняться актерским мастерством на каких-нибудь прекрасных курсах, чтобы немного побороться со своей застенчивостью. Пришла пора публичных выступлений, которые вызывали у меня чудовищный стресс, спазмы в мозгу и в итоге — полное косноязычие у микрофона.
Я нашла очень хорошего режиссера, который давал нам уроки. Надо сказать, что и эти уроки вызывали у меня спазмы, ведь надо было делать домашнее задание и потом демонстрировать успехи перед группой.
Вся моя группа казалась мне собранием невиданных талантов, которые вообще непонятно зачем пришли учиться. Так оно, наверное, и было. Раз за разом я преодолевала эти спазмы, и становилось все менее страшно. Особенно когда уроки кончались, и начиналась реальная жизнь — они меня здорово обогащали, это было то самое «тяжело в учении — легко в бою».
Но было одно очень печальное НО. По сравнению со своими коллегами по актерскому мастерству я казалась себе самой запуганной и бездарной. Ведь я всю жизнь гордилась тем, что я мама троих детей, домохозяйка и пишу статьи в умные журналы. Моя полная неспособность воспарить перед публикой меня удручала!
Я поделилась своей болью с нашим учителем. Говорю: «Вот, я уже смогла на сцене заорать, было такое задание, но никогда не смогу изобразить ни одного животного! А все остальные, посмотрите какие: прямо преображаются в белок, котов, пингвинов... не помогают мне ваши уроки в общем, увы!».
На что учитель сказал: «Ну почему же не помогают? Вы просто постарайтесь усвоить очень важное правило: не надо НИКОГДА сравнивать себя с другими. Сравнивайте себя исключительно С САМОЙ СОБОЙ!».
Мне полегчало. Я действительно крохотными шагами продвигалась по пути раскрепощения, вот покричала же на сцене, да еще как! И почти без перехвата дыхания могу читать стихи. А звери — ну не вживусь я в образ ни белки, ни крокодила...
И от этого совета я прямо воспряла, и мне захотелось поделиться этим с вами! Ведь это касается не просто актерского мастерства или публичности — большинству из нас оно и не понадобится. Это касается такого важного чувства, как — вот вы удивитесь! — как ЗАВИСТЬ. А это жгучее, тяжелое ощущение знакомо ох как многим! И все мы конечно знаем, как это неправильно, и как с этим важно бороться, «а ну-ка не завидуй, ты же христианин, ты же вообще хороший человек!» — работает? Не очень...
Итак, я начинаю примерять к жизни это знание: «не сравнивать с другими». У кого-то из моих друзей жизнь попроще, полегче, покрасивее. Но стоп: значит ли это, что хоть кусочек, хоть крошечку моей пронзительной и непростой жизни я готова уступить за то, чтоб было полегче? Нисколько, ни одной пяди. Как я говорила детям давно-давно, и сейчас мы смеемся и радуемся на эту тему: «Ну почему Бог дал мне все самое-самое лучшее? Лучшего мужа, лучших детей на свете, лучших собак, лучший домик, лучших соседей, лучшие сосны вокруг домика?..» Далее по списку...
И сейчас взрослые дети вспоминают и удивляются: а ведь правда. И я, и дети мои идем через спазмы и боли своей дорогой, которая ни с чем не сравнится, она наша, мы становимся — или очень стараемся становиться — чуточку лучше и еще чуточку сильнее — каждый час и миг нашей жизни.
И можем сравнивать себя только с собой — миг, час, день назад. В наших руках — по милости Божьей — работать над самими собой. А другие — они тоже прекрасные, умные, талантливые, добрые и смелые. Но Господь дал нам вот это все, эту жизнь. Несравнимую. Непростую. Счастливую. Вот ведь интересный итог моих упражнений в театральном мастерстве: не сравнивать означает не завидовать!
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица