
Лет так восемь назад я решила немного поработать над собой, заняться актерским мастерством на каких-нибудь прекрасных курсах, чтобы немного побороться со своей застенчивостью. Пришла пора публичных выступлений, которые вызывали у меня чудовищный стресс, спазмы в мозгу и в итоге — полное косноязычие у микрофона.
Я нашла очень хорошего режиссера, который давал нам уроки. Надо сказать, что и эти уроки вызывали у меня спазмы, ведь надо было делать домашнее задание и потом демонстрировать успехи перед группой.
Вся моя группа казалась мне собранием невиданных талантов, которые вообще непонятно зачем пришли учиться. Так оно, наверное, и было. Раз за разом я преодолевала эти спазмы, и становилось все менее страшно. Особенно когда уроки кончались, и начиналась реальная жизнь — они меня здорово обогащали, это было то самое «тяжело в учении — легко в бою».
Но было одно очень печальное НО. По сравнению со своими коллегами по актерскому мастерству я казалась себе самой запуганной и бездарной. Ведь я всю жизнь гордилась тем, что я мама троих детей, домохозяйка и пишу статьи в умные журналы. Моя полная неспособность воспарить перед публикой меня удручала!
Я поделилась своей болью с нашим учителем. Говорю: «Вот, я уже смогла на сцене заорать, было такое задание, но никогда не смогу изобразить ни одного животного! А все остальные, посмотрите какие: прямо преображаются в белок, котов, пингвинов... не помогают мне ваши уроки в общем, увы!».
На что учитель сказал: «Ну почему же не помогают? Вы просто постарайтесь усвоить очень важное правило: не надо НИКОГДА сравнивать себя с другими. Сравнивайте себя исключительно С САМОЙ СОБОЙ!».
Мне полегчало. Я действительно крохотными шагами продвигалась по пути раскрепощения, вот покричала же на сцене, да еще как! И почти без перехвата дыхания могу читать стихи. А звери — ну не вживусь я в образ ни белки, ни крокодила...
И от этого совета я прямо воспряла, и мне захотелось поделиться этим с вами! Ведь это касается не просто актерского мастерства или публичности — большинству из нас оно и не понадобится. Это касается такого важного чувства, как — вот вы удивитесь! — как ЗАВИСТЬ. А это жгучее, тяжелое ощущение знакомо ох как многим! И все мы конечно знаем, как это неправильно, и как с этим важно бороться, «а ну-ка не завидуй, ты же христианин, ты же вообще хороший человек!» — работает? Не очень...
Итак, я начинаю примерять к жизни это знание: «не сравнивать с другими». У кого-то из моих друзей жизнь попроще, полегче, покрасивее. Но стоп: значит ли это, что хоть кусочек, хоть крошечку моей пронзительной и непростой жизни я готова уступить за то, чтоб было полегче? Нисколько, ни одной пяди. Как я говорила детям давно-давно, и сейчас мы смеемся и радуемся на эту тему: «Ну почему Бог дал мне все самое-самое лучшее? Лучшего мужа, лучших детей на свете, лучших собак, лучший домик, лучших соседей, лучшие сосны вокруг домика?..» Далее по списку...
И сейчас взрослые дети вспоминают и удивляются: а ведь правда. И я, и дети мои идем через спазмы и боли своей дорогой, которая ни с чем не сравнится, она наша, мы становимся — или очень стараемся становиться — чуточку лучше и еще чуточку сильнее — каждый час и миг нашей жизни.
И можем сравнивать себя только с собой — миг, час, день назад. В наших руках — по милости Божьей — работать над самими собой. А другие — они тоже прекрасные, умные, талантливые, добрые и смелые. Но Господь дал нам вот это все, эту жизнь. Несравнимую. Непростую. Счастливую. Вот ведь интересный итог моих упражнений в театральном мастерстве: не сравнивать означает не завидовать!
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер