
Наталия Лангаммер
Какое интересное слово «мы». С его многогранностью я познакомилась в первый день своего воцерковления. Я тогда первый раз слушала проповедь в Храме. Первый раз была на литургии. Все впервые. Накануне вечером была первая исповедь. Первая подготовка к Причастию. Первое знакомство с покаянным каноном.
«Аки свинья в калу лежу, ... аз... ». Я вздрогнула от этих слов в молитвослове. Ну, не согласна я, что прямо в такой грязи лежу! И что я — свинья.
Проповеди после службы ждала, сжавшись внутри. Неужели мне снова скажут, что я поросёнок в грязной луже?
И вдруг священник говорит: «Мы грешные». Не ты — грешница, не ты плохо себя ведешь. Даже не вы, прихожане, нерадивые, а «мы». То есть, батюшка, человек духовно кратно выше стоящий, чем я, объединял себя со мной. И таким образом он подтягивал мою душу вверх.
«Спасибо, спасибо, спасибо! — улыбнулась я в душе — Я не одна в своей луже! Уже не так страшно. Спасибо, отче, за деликатность».
Годы спустя этот оборот «мы» как дипломатический приём плотно вошёл в мой словарь. Именно оборот, а не местоимение. Потому что я начала использовать возможности этого «мы».
Чаще всего это слово я, подобно священнику, так и применяла в разговорах о духовном. Когда рассказывала знакомым о вере. И когда хотела ненавязчиво указать человеку на его грех, говорила «мы часто делаем так-то и так-то». Вроде, тоже деликатничала. А люди часто ежились. Конечно, я же не священник, не пастырь, чтобы наставлять пасомых. И пользоваться обобщающим «Мы».
Один раз так со мной поступил близкий человек. Начал рассказывать священнику, как мы не любим вставать рано на службу. А батюшка заступился и сказал: «Брат, ты говори за себя, а то Наташа подумает, что это её касается». Но знакомый мой этого и добивался — не на себя пожаловаться, а на меня.
Вот тогда я ощутила все неуютность и силу этого «мы».
Теперь я приглядываю за этим словечком в своем лексиконе. Оно, оказывается может быть опасным. Как я его использую? В каких эмоциях я нахожусь, когда говорю это самое «мы»? Оно почти, как оружие. Почти — потому что не убивает, но зато скребет души людей и изматывает.
Есть в нем какая-то нечестность. Способ манипуляции. Ну, правда, зачем говорить «мы», если можно сказать «я»? Ну например: мы часто лжем... Нормально звучит. А если сказать: я часто лгу? Не, это не совсем так. Это совсем не так. В общем, не хочу я так о себе говорить. Ага! Неловко? За плечи других прятаться удобнее. И безответственнее.
Так что, скажу за себя. Я очень часто использую слово «мы». Не думаю, что смогу отслеживать его в своей речи постоянно. Но, наверное, и не надо. Если оно органично встраивается в текст, значит, и не несет особого замысла.
Однако, я всегда знаю, когда говорю «мы», чтобы, объединив себя с кем-то, повлиять на поведение этого человека. И вот тут — стоп. Влияй, дорогая, только на себя! Неси свою индивидуальную ответственность. Ведь на Страшном суде я буду отвечать одна. И без вариантов говорить «Я».
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
1 Кор., 126 зач., II, 6-9.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что такое духовная мудрость и как её приобрести? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих,
7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,
8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
Мудрость, о которой говорит апостол Павел, не имеет ничего общего с тем, что мы привыкли называть интеллектом. Мудрость с христианской точки зрения — это не образованность, не эрудиция, не широкий кругозор, это не способность хранить большие объёмы информации и быстро их обрабатывать. С другой стороны, это и не житейская смекалка, и не практический опыт жизни. Поэтому и говорит апостол, что Евангелие предлагает «мудрость не века сего и не властей века сего преходящих». То есть это не те виды знания, которые помогают человеку пробиться вперёд, оказаться, скажем так, наверху пищевой цепочки, занять достойное место в социуме.
Мудрость, которую проповедует Павел, а вместе с ним и вся христианская традиция, — это Божественная премудрость. Для большинства людей она остаётся тайной и сокровенной. То есть скрытой. И это несмотря на то, что от самого создания мира, то есть по изначальному замыслу Бога, она предназначается для каждого человека. Каждый из нас должен её получить. О какой же мудрости идёт речь? Речь идёт о той благодати и полноте богообщения, которую мы получаем через веру в Иисуса Христа. Поэтому и говорит Павел, «если бы познали эту мудрость, то не распяли бы Господа славы». Поэтому и в христианской традиции Спаситель нередко называется Софией, что в переводе и означает Премудрость.
Чтобы ощутить в себе действие этой мудрости, недостаточно просто принять Крещение. Это всего лишь первый шаг. После него необходимо приучать себя к церковной жизни. Это целый комплекс практик, который каждый уверовавший призван внедрять в свою жизнь. С одной стороны, это жизнь богослужебная. То есть регулярное участие в таинствах Церкви. Но это ещё не всё. Также это стремление во всех своих делах искать волю Божию и служить ради Христа окружающим нас людям. В домашнем быту, на работе, на улице, одним словом, везде, во всякой повседневной, обыденной ситуации. И, наконец, это та работа, которую отцы Церкви называют душевным деланием. Это усердная работа над собственным внутренним миром.
Большое внимание этой практике уделяла монашеская традиция. Но это не означает, что подобная работа только для монахов. Монахи лишь описали этот путь. Но он жизненно необходим для всякого человека. Всякий должен нащупать в своей душе тот орган, который Писание называет «сердце». Это центр наших внутренних переживаний. Всякий должен приучить себя внимательно наблюдать за тем, какие мысли проникают в этот центр, какие чувства они рождают, какие под их влиянием мы совершаем поступки и произносим слова. Всякий должен научиться держать этот центр в чистоте от интеллектуального и эмоционального мусора, и вообще от любого постороннего шума. Всякий должен воспитывать в себе навык допускать в это средоточие лишь слова молитвы к Богу. Наконец, всякому следует уметь услышать тот ответ, который звучит в этой внутренней тишине.
Формирование этих навыков не вопрос внешнего благочестия. Это вопрос элементарной духовной гигиены. А для многих из нас вопрос качества жизни. Не приучим себя к этому, нас будет мотать из стороны в сторону вплоть до того, что в какой-то момент наше существование станет невыносимым. Приучим — и тогда не только найдём опору в Боге, но и на опыте познаем смысл слов апостола Павла: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Николай Сербский о молитве». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе главы «О молитве и посте» из книги святителя Николая Сербского «Ты нужен Богу» размышляли о значении и смыслах молитвы и поста в жизни христианина.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Радость передвижения для Лёши

В этом месяце четырёхлетний Лёша из Санкт-Петербурга сделает важный шаг — отправится в детский сад, чтобы учиться общению, играть и познавать мир. И это действительно большое событие для мальчика и его семьи. У Лёши детский церебральный паралич, который всё время чинит препятствия на пути его развития. Тем не менее мальчик старательно учится новому и каждое его достижение — огромная радость для родителей.
Лёша — энергичный и увлечённый ребёнок. Тянется к музыке, с интересом листает книги и фотоальбомы, вместе с папой печатает на клавиатуре, помогает маме запускать стиральную машину и поливать домашние цветы. Но пока он не может быть настолько подвижным и самостоятельным, насколько бы ему хотелось. Лёше сложно сидеть без опоры и ходить. Чтобы гулять, дружить, играть и быть включённым в повседневную жизнь, ему необходима активная коляска. Такая техника не только подарит мальчику радость свободного передвижения, но и будет поддерживать правильное положение тела, снизит нагрузку на позвоночник и позволит избежать различных осложнений.
Собрать средства на активную коляску родителям Лёши помогает московский фонд «Игра». Он уже нашёл большую часть суммы, однако необходимо закрыть остаток. Если вы тоже хотите поддержать мальчика на пути к самостоятельности, переходите на сайт фонда «Игра».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов