Когда смотришь на полотно «Весна — большая вода» Исаака Левитана, любимого художника Сергея Рахманинова, можно услышать музыку. А вот какую — вы узнаете из программы «Свидание с шедевром», посвящённой этой работе.

— Добрый день! Какая великолепная музыка у вас играет!
— Здравствуйте! Да, в нашем музыкальном магазине можно не только хороший диск приобрести, но и послушать, например, записи Рахманинова... У нас прекрасная коллекция классики. Может быть, помочь вам с выбором?
— Да, было бы замечательно. Я хотела купить подарок подруге ко дню рождения. Она музыковед. Можно ей подобрать музыкальный диск, что-то из классики...
— Рекомендую вам диск, который как раз сейчас играет. Это собрание сочинений Сергея Рахманинова фирмы «Мелодия». Издание к 150-летию композитора. Здесь его фортепианные произведения и романсы...
— Хорошая идея! Если не ошибаюсь, звучит романс «Весенние воды» на стихи Тютчева?
— Точно! И вы́, наверное, музыковед, как ваша подруга?
— Нет, но моя работа тоже связана с искусством. Я искусствовед. Работаю в Третьяковской галерее.
— Значит, вы разбираетесь в живописи! А знаете, кто-то из великих сказал, что хорошая живопись — это музыка, это мелодия.
— Так сказал Микеланджело, и я полностью разделяю его мнение. Могу даже проиллюстрировать эту мысль. У нас в Третьяковской галерее хранится работа художника Исаака Левитана, которая звучит, как мне кажется, как музыка Рахманинова. Сейчас найду её в интернете...
— Любопытно, о какой работе вы говорите...
— Вот она! Полотно называется «Весна — большая вода». Левитан написал его в 1897 году.
— О, картина великолепна! На ней художник изобразил весеннее половодье. Паводок захватил лесную опушку и несколько деревенских построек. Деревья вырастают словно из воды и тянутся высоко-высоко в чистое голубое небо. Они похожи на струны. Всё изображение буквально звучит переливами весенних красок.
— Да, но звучит сдержанно, неброско, скромно. Художник использует оттенки голубого, серого, золотистого, которые играют между собой, создавая дивную музыку прекрасной русской просыпающейся весны.
— А вода, посмотрите, изображена просто мастерски́!
— Верно подметили. Вода прозрачная, спокойная, неподвижная... Линия горизонта слегка размыта и кажется, нет границы между небом и землёй... Только лодочка у кромки воды немного так сказать «приземляет» зрителя. С помощью этой тонкой детали Левитан обозначает незримое присутствие на картине человека.
— А деревянные строения, подтопленные па́водком, выглядят будто корабли вдалеке. Казалось бы, сюжет картины незамысловат, но столько чувства в ней!
— Не даром Исаака Левитана называют певцом русской природы. Кстати, он был любимым художником Сергея Васильевича Рахманинова. Поэтому, наверное, их творчество так созвучно.
— И оба мастера искренне любили и воспевали русскую природу...
— Молодой человек, вы здорово разбираетесь в искусстве! А чем вы занимаетесь?
— Я учусь в Московской консерватории, на 3-м курсе фортепианного факультета. А здесь, в музыкальном магазине, подрабатываю в выходные.
— Теперь понятно! Желаю вам успешной учёбы и вдохновения! И спасибо за помощь с выбором подарка. Думаю, моей подруге понравится юбилейное издание музыки Рахманинова.
— Не сомневаюсь в этом! Кстати, приходите вместе с ней на концерты в консерваторию! У нас бывают камерные вечера романсов, фортепианной музыки, в которых мы, студенты, тоже участвуем.
— С радостью приду! А я вас приглашаю к нам в Третьяковскую галерею, в которой вы наверняка не раз бывали, чтобы снова насладиться творчеством великих мастеров и замечательной работой Исаака Левитана «Весна — большая вода».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер