Когда смотришь на полотно «Весна — большая вода» Исаака Левитана, любимого художника Сергея Рахманинова, можно услышать музыку. А вот какую — вы узнаете из программы «Свидание с шедевром», посвящённой этой работе.
— Добрый день! Какая великолепная музыка у вас играет!
— Здравствуйте! Да, в нашем музыкальном магазине можно не только хороший диск приобрести, но и послушать, например, записи Рахманинова... У нас прекрасная коллекция классики. Может быть, помочь вам с выбором?
— Да, было бы замечательно. Я хотела купить подарок подруге ко дню рождения. Она музыковед. Можно ей подобрать музыкальный диск, что-то из классики...
— Рекомендую вам диск, который как раз сейчас играет. Это собрание сочинений Сергея Рахманинова фирмы «Мелодия». Издание к 150-летию композитора. Здесь его фортепианные произведения и романсы...
— Хорошая идея! Если не ошибаюсь, звучит романс «Весенние воды» на стихи Тютчева?
— Точно! И вы́, наверное, музыковед, как ваша подруга?
— Нет, но моя работа тоже связана с искусством. Я искусствовед. Работаю в Третьяковской галерее.
— Значит, вы разбираетесь в живописи! А знаете, кто-то из великих сказал, что хорошая живопись — это музыка, это мелодия.
— Так сказал Микеланджело, и я полностью разделяю его мнение. Могу даже проиллюстрировать эту мысль. У нас в Третьяковской галерее хранится работа художника Исаака Левитана, которая звучит, как мне кажется, как музыка Рахманинова. Сейчас найду её в интернете...
— Любопытно, о какой работе вы говорите...
— Вот она! Полотно называется «Весна — большая вода». Левитан написал его в 1897 году.
— О, картина великолепна! На ней художник изобразил весеннее половодье. Паводок захватил лесную опушку и несколько деревенских построек. Деревья вырастают словно из воды и тянутся высоко-высоко в чистое голубое небо. Они похожи на струны. Всё изображение буквально звучит переливами весенних красок.
— Да, но звучит сдержанно, неброско, скромно. Художник использует оттенки голубого, серого, золотистого, которые играют между собой, создавая дивную музыку прекрасной русской просыпающейся весны.
— А вода, посмотрите, изображена просто мастерски́!
— Верно подметили. Вода прозрачная, спокойная, неподвижная... Линия горизонта слегка размыта и кажется, нет границы между небом и землёй... Только лодочка у кромки воды немного так сказать «приземляет» зрителя. С помощью этой тонкой детали Левитан обозначает незримое присутствие на картине человека.
— А деревянные строения, подтопленные па́водком, выглядят будто корабли вдалеке. Казалось бы, сюжет картины незамысловат, но столько чувства в ней!
— Не даром Исаака Левитана называют певцом русской природы. Кстати, он был любимым художником Сергея Васильевича Рахманинова. Поэтому, наверное, их творчество так созвучно.
— И оба мастера искренне любили и воспевали русскую природу...
— Молодой человек, вы здорово разбираетесь в искусстве! А чем вы занимаетесь?
— Я учусь в Московской консерватории, на 3-м курсе фортепианного факультета. А здесь, в музыкальном магазине, подрабатываю в выходные.
— Теперь понятно! Желаю вам успешной учёбы и вдохновения! И спасибо за помощь с выбором подарка. Думаю, моей подруге понравится юбилейное издание музыки Рахманинова.
— Не сомневаюсь в этом! Кстати, приходите вместе с ней на концерты в консерваторию! У нас бывают камерные вечера романсов, фортепианной музыки, в которых мы, студенты, тоже участвуем.
— С радостью приду! А я вас приглашаю к нам в Третьяковскую галерею, в которой вы наверняка не раз бывали, чтобы снова насладиться творчеством великих мастеров и замечательной работой Исаака Левитана «Весна — большая вода».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Исаак Левитан. «Одуванчики»
— Так вот почему вы так стремились в Чебоксары, в Чувашский художественный музей, Андрей Борисович! Здесь экспонируется полотно вашего любимого художника, Исаака Левитана!
— Вы проницательны, Маргарита Константиновна! Я действительно хотел увидеть своими глазами картину «Одуванчики». Посмотрите, сколько в ней очарования!
— И вместе с тем простоты! Цветы стоят в глиняном кувшине. Кроме белых, созревших бутонов, здесь и жёлтые медовые солнышки, и нераскрывшиеся головки.
— В букете нет тщательности, его как будто ребёнок собирал. Зато есть свежесть, которая особенно заметна на тёмном невзрачном фоне.
— «Одуванчики» великолепны! Даже не хочется называть этот шедевр натюрмортом. Термин переводится с французского как «мёртвая природа», а в произведении гениального мастера столько жизни!
— Да, такое вот парадоксальное явление — живой натюрморт. Левитан не так много работал в этом жанре. За всю жизнь он написал не больше трёх десятков картин с цветами. «Одуванчики» — одна из первых.
— Какой это год?
— Счастливое лето 1889-го года. Художник тогда жил в Плёсе на Волге, большую часть своего времени проводил на пленэрах. А возвращаясь по вечерам, собирал полевые букеты и рисовал их до поздней ночи. Через девять лет этот опыт пригодился Левитану для преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
— Он учил студентов писать натюрморты?
— В основном, конечно, пейзажи. Но после занятий на природе мастер непременно велел собирать цветы для этюдов. Один из учеников Левитана, Борис Липкин, вспоминал позднее, насколько это было потрясающе. Мастерская превращалась в подобие оранжереи. Левитан расставлял букеты в простых горшках и таких же вот глиняных кувшинах, как на картине «Одуванчики». И давал задачу сложную, как само искусство.
— Это какую же?
— Он говорил, что писать нужно так, чтобы от картины пахло не красками, а цветами.
— Сам Левитан умел это делать. Подходя к полотну «Одуванчики», почти физически ощущаешь горьковатый запах травы. А ещё невольно задерживаешь дыхание, чтобы невесомые соцветия не разлетелись самолётиками.
— Да, Исаак Ильич гениально показал хрупкое очарование одуванчиков. Смотришь и понимаешь, что через несколько секунд порыв сквозняка может растрепать незатейливый пучок. И осознаёшь неповторимость мига, который запечатлел художник.
— В этом особый талант Левитана! В каждом его полотне скрыт призыв ценить мгновения.
— И благодарить Творца, который их подарил нам. «Одуванчики» Левитана — свидетельство о том, насколько прекрасен мир, в котором мы живём. Здесь самые скромные полевые цветы достойны стать произведением искусства.
Картину Исаака Левитана «Одуванчики» можно увидеть в Чебоксарах, в Чувашском государственном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Брянск. Преподобный благоверный князь Олег Брянский
Одним из небесных покровителей города Брянска считается благоверный князь Олег Романович. Святой родился в тринадцатом веке. Он был внуком Михаила Черниговского — великого Киевского князя, принявшего мученическую смерть в Золотой Орде за отказ поклониться идолам. Олег унаследовал от деда глубокую веру в Бога. Он щедро подавал милостыню, строил храмы. Из летописей известно, что в 1274 году благоверный князь вместе со своим отцом, Романом Брянским, участвовал в походе против Литвы. Что случилось с Олегом на поле сражения — доподлинно неизвестно. Но сразу после сражения он принял иноческий постриг в Брянском Петропавловском монастыре, который сам учредил. Князь провёл остаток дней в аскетических подвигах ради Христа и непрестанной молитве. Вскоре после кончины он был прославлен Церковью в лике преподобных. Мощи князя Олега хранятся в кафедральном Троицком соборе города Брянска.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Собор Святой Троицы
В 1968 году в Брянске произошла трагедия — безбожники взорвали храм Преображения Господня, который считался главным в городе. В начале двадцать первого века священноначалие решило восстановить кафедральный собор, посвятив его на этот раз Живоначальной Троице. Строительство началось в 2006 году. В нём участвовало большинство горожан — пожертвованиями, трудами, молитвами. В 2009-ом в нижнем, цокольном этаже церкви отслужили первую Литургию. А спустя ещё три года святейший патриарх Кирилл совершил чин великого освящения главного, Троицкого престола кафедрального собора. Рядом с храмом возвысилась восьмидесятиметровая четырёхъярусная колокольня. Ей дали название Пересвет в честь инока Троице-Сергиевой лавры, который в четырнадцатом веке участвовал по благословению Сергия Радонежского в Куликовской битве. Возле колокольни был установлен памятник святому воину Александру Пересвету. Яркий архитектурный комплекс Троицкого собора стал узнаваемым символом Брянска.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM