У нас в гостях был певец, призер проекта Голос Буша Гоман.
Мы говорили о творческом пути нашего гостя, о семейных ценостях и том, как вера в Бога помогает в творчестве и в жизни.
______________________________________
А. Пичугин
— Здравствуйте, дорогие слушатели! Здесь, на светлом радио, «Светлый вечер» наступает. Лиза Горская в этой студии —
Л. Горская
— Алексей Пичугин —
А. Пичугин
— И ближайший час вместе с нами проведёт Буша Гоман — призёр всем вам хорошо известного проекта «Голос». Здравствуйте!
Б. Гоман
— Приветствую вас!
Наше досье:
Буша Гоман. Родился в 1977 году в городе Лозовая на Украине. В конце 80-х годов с семьёй переехал в подмосковный город Люберцы. Участвовал в программе «Утренняя звезда». Много гастролировал за рубежом, работал с известными музыкантами и певцами. Участник третьего сезона шоу «Голос». Женат, семеро детей.
Л. Горская
— Вот хотелось бы уточнить: тут в каких-то источниках мы, пока готовились к программе, видели, что вы по паспорту Борис. Буша — это творческий псевдоним или что это?
Б. Гоман
— Нет, Буша — это моё имя, потому что это венгерское имя. У нас большая семья: 5 братьев, 5 сестёр. И мы — часть народа цыганского, который конкретно из Венгрии приехал в Советский Союз. Поэтому, по тем временам, с венгерскими именами не совсем было удобно находиться в Советском Союзе.
Л. Горская
— То есть в паспорт нельзя было даже написать их?
Б. Гоман
— Ну да, не было смысла, потому что нужно было креститься с другими именами, нужно было детей крестить. Нужно было быть таким, как все, не выделяться, поэтому детям записывали другие имена, а на самом деле называли по-другому.
А. Пичугин
— Вот вы говорите, что нужно было не выделяться, нужно было креститься. В советское время как раз когда человек шёл креститься, он уже выделялся!
Б. Гоман
— Да вы знаете, как раз на наш народ это не влияло, потому что мы, когда были маленькие, мы приходили уже в первый класс с крестиками на шее и абсолютно не смущались.
А. Пичугин
— А дальше ни в октябрята, ни в пионеры не шли?
Б. Гоман
— И в октябрята шли, и в пионеры, и крестики не снимали.
А. Пичугин
— А как же это не влияло на отношения?
Б. Гоман
— Вы знаете, потому что всегда цыганский народ был в глазах общества особенный, поэтому по-особенному к ним и относились. Мы уже выделялись тем, что в школу ходим.
А. Пичугин
— Раз он из цыган — то пусть и с крестиком, и как угодно!
Б. Гоман
— Да.
Л. Горская
— А где это происходило территориально, в какой части Советского Союза?
Б. Гоман
— Наша семья жила в Украине, под Харьковым маленький городишка — город Лозовая. Это Харьковская область. Мои родители приехали в Украину из Венгрии, они обосновались в этом городе. И там мы все родились. И потом уже в 88-м году сюда переехали, в город Люберцы.
Л. Горская
— И до сих пор вы там проживаете?
Б. Гоман
— Да. Наш отец Владимир Лазаревич, он взял нас, как щенят, привёз нас в Москву, построил нам большой дом в Малаховке.
А. Пичугин
— О, знакомые места!
Л. Горская
— Ну да.
Б. Гоман
— ...И в 93-м году ушёл к Господу.
Л. Горская
— А почему «как щенят»? Потому что вас много было или потому, что вы кусались?
Б. Гоман
— Нет, потому что нас было много. И слава Богу за папу, за отца, что он в тот момент принял такое судьбоносное решение и взял ответственность поменять место жительства.
А. Пичугин
— Но это, наверное, не простое решение было всё-таки? Из маленького городка в Харьковской области переехать в Подмосковье.
Б. Гоман
— Да, я о том же...
А. Пичугин
— Ну да впрочем, давайте ещё о творчестве, конечно, будем говорить. Вы до того, как попали на проект «Голос». Напомню слушателям, что вы участвовали в третьем сезоне.
Б. Гоман
— В третьем сезоне, да. Я был в команде у Александра Борисовича Градского.
А. Пичугин
— Да. Ведь до того у вас же был какой-то период исполнительства, творчества, не связанный с «Голосом», предшествовавший ему?
Б. Гоман
— Да, конечно. И много всего интересного. Я, вообще, пою песни и сочиняю с детских лет — с пяти-шести летнего возраста.
А. Пичугин
— А чем вы занимались профессионально? Я так понимаю, что музыка, как профессия — профессией она для вас стала позднее. А до этого вы чем занимались?
Б. Гоман
— Вы знаете, я всё время занимался, я самый младший в семье...
А. Пичугин
— А большая разница с братьями-сёстрам
Л. Горская
— ...В возрасте.
Б. Гоман
— Самому старшему 57 лет, а мне 39. Есть ещё младшая сестра, а из братьев я самый младший. Дело в том, что я с детства... по разным фестивалям меня водили сначала мои родители, брат мой старший Иван, который профессиональный музыкант, тоже гитарист. Они воспитывали меня на хорошей американской качественной музыке, вплоть до того, что я начал сочинять в этом стиле музыку.
А. Пичугин
— Но это было в то время — соответственно, если вы 77-го года рождения, то это было, скорее всего, в Перестройку и в 90-е, когда этой хорошей качественной музыки было достать не сложно.
Б. Гоман
— Да. Вы знаете, я, вообще, когда в 93-м в первый раз полетел в Америку, я оттуда привёз очень много музыки, которой здесь ещё не было. И потом она стала через несколько уже лет только популярна.
А. Пичугин
— Но 93-й год — это же Западное, Восточное побережье, это рэп.
Б. Гоман
— Тогда это назывался «ритм-энд-блюз».
А. Пичугин
— А, ритм-энд-блюз? Тогда, значит, я о другом говорю!
Б. Гоман
— Да. Сегодня это ар-эн-би. Но это псевдоритм-энд-б
А. Пичугин
— Это уже даже не ар-эн-би, по-моему, сегодня это как-то по-другому называется. «Ар-эн-би» — уже, по-моему несколько лет назад исчез этот термин у нас.
Б. Гоман
— Уже исчез? Так вот, я, когда сюда приехал, я всё время занимался тем, что писал песни, сочинял музыку. В моём народе меня очень хорошо знают, и не только в России, а по всему миру. Поэтому, что касается... все мероприятия, которые были музыкальные, я везде старался участвовать. Я в своё время участвовал в передаче «Утренняя звезда». И там тоже дошёл до супер какого-то призового места. А потом, в 93-м году, когда умер наш отец, мы немножко забросили это дело. И потихоньку, потихоньку начали после этого же восстанавливатьс
А. Пичугин
— Время-то непростое было!
Б. Гоман
— Ну, естественно! А жить надо было, и я имел материал на разные случаи жизни.
А. Пичугин
— То есть до проекта «Голос» вас уже хорошо знали, как минимум, вы говорите, в разных странах, в разных цыганских общинах?
Б. Гоман
— Да, конечно. Меня приглашали всегда на большие мероприятия, такие как свадьбы, всякого рода праздничные события. Потом, когда я уже приехал в Москву, уже начал знакомиться с шоу-бизнесом серьёзно, мне помог очень сильно Сергей Крылов — на тот момент очень известный дядька.
А. Пичугин
— Да-да-да, конечно!
Б. Гоман
— И он мне помог, он познакомил меня со всеми людьми... Мы ездили на гастроли со всеми звёздами нашей эстрады. Был такой большой проект «Ангел (421)», где участвовали где-то 20 звёзд эстрады. И я закрывал эту программу в каждом городе, я пел песню цыгана Яшки.
А. Пичугин
— А много ли вообще цыганских звёзд эстрады?
Б. Гоман
— Нет, я имею в виду, что звёзды эстрады России.
А. Пичугин
— Нет, я не про проект «421», а вообще: вы ездили в разные страны, именно выступали в цыганских обществах. А много ли звёзд эстрады — как раз выходцы из цыганского народа?
Б. Гоман
— Ой, есть многие, о которых даже никто не знает, что они цыгане, допустим.
А. Пичугин
— Нет-нет... А! Но они сами-то знают про себя?
Б. Гоман
— Естественно! Вот, допустим, был такой Шандор...
А. Пичугин
— А, ну это, конечно!
Б. Гоман
— Это наш братик был.
А. Пичугин
— Я каждый раз, когда еду на дачу, всё время проезжаю по Симферопольскому шоссе этот большой билборд и часовенку, которую в память его поставили.
Б. Гоман
— Да. Это родственник, близкий брат. Есть, допустим, Ян Марти — шансонмен такой, тоже из цыганского народа. Многие есть, Боже мой! Театр «Ромэн», в конце концов!
А. Пичугин
— Театр «Ромэн», конечно, да! А я даже не только... я не про Россию, скорее, в мире.
Б. Гоман
— А, вы имеете в виду в мире!
А. Пичугин
— Конечно, естественно!
Б. Гоман
— Много людей. Идут разные мифы, разговоры о том, что Принс, который недавно ушёл в вечность, у него какие-то корни были. Элвис Пресли, кстати.
А. Пичугин
— Элвис Пресли? Правда?
Б. Гоман
— Да. Элвис Пресли. Чарли Чаплин был такой настоящий цыган. Многие люди есть, и в футболе звёзды есть, в спорте, и в политике — где их только нету! Если даже такой простой и яркий вариант: Николя Саркози, который является частью цыганского народа.
Л. Горская
— Вот так вот!
А. Пичугин
— Интересно. А он сам об этом где-то говорит, отождествляет себя?
Б. Гоман
— Да конечно! Многие есть люди, если подумать, повспоминать.
Л. Горская
— Вот вы сказали, что вы широко известны в своём народе, а как это... вот интересно представить себе: как это? Вы все вместе держитесь, да, диаспора? Все друг друга знают или нет? Потому что я знаю, например, ассирийская диаспора, но они малочисленный такой народ — древний, но малочисленный — они чуть ли не все друг друга знают. Если в Украине встретишь ассирийца, он будет знать твоего знакомого ассирийца, которого ты в Москве знаешь, сто процентов! А у цыган также?
Б. Гоман
— То же самое! Цыгане знают все про всех и про всё. Потому что идёт такая почта — слухами...
А. Пичугин
— Ведь в каждой стране, практически, есть цыганская диаспора, и она очень большая. Как можно знать обо всех?
Б. Гоман
— Ну потому что слухи. Допустим, я выпустил новую песню... И с тех пор, как уже интернет функционирует, это вообще легко.
А. Пичугин
— С интернетом да, конечно.
Б. Гоман
— А до того шли просто слухи. Мы приезжали... допустим, приглашают тебя на какую-то свадьбу в какой-то город, туда собирается 100-200 семей. Ты вышел, спел песню, всем понравилось. И они об этом разговаривают между собой и другими людьми.
Л. Горская
— Но это «сарафанное радио» — не зависит от этнической группы никак, просто оно так работает.
Б. Гоман
— Не зависит, конечно. Абсолютно! Есть, знаете, какие-то моменты, когда люди говорят: «Какие у вас обычаи?» Я говорю: «Какие обычаи? Есть какие-то моменты, что что-то принято, что-то не принято, как и у любого другого народа». И вообще, я не считаю себя, конкретно вот я, что я — цыган. В первую очередь я — часть русского народа. Я люблю свой народ, свою нацию, свой язык...
А. Пичугин
— А вы его хорошо знаете, да?
Б. Гоман
— Ну, естественно! Кстати, цыгане подразделяются нациями, и даже существует языковой барьер.
А. Пичугин
— Да, вот про это я слышал!
Л. Горская
— А я нет!
Б. Гоман
— Есть моменты, когда мы с цыганами, со многими цыганами, не можем говорить на цыганском языке, потому что просто не поймём друг друга.
Л. Горская
— Почему? Настолько разные?
А. Пичугин
— В разных странах формировалось всё...
Б. Гоман
— Потому что в разных странах, да... Вот я говорю, допустим, с цыганом по-цыгански, и между прочим, говорю такие вещи, как «специально». Вот что такое «специально»? Я знаю, что это такое. Либо говорю «стакан». Всё, он уже не поймёт, потому что он живёт в Америке. То, что... тот язык, который смешанный — у кого с английским языком, у кого с венгерским, у кого с русским...
Л. Горская
— С испанским.
Б. Гоман
— Да, с испанским. Но и сам цыганский язык, он тоже разный, сильно разный. Да вы возьмите вот просто русский язык. Вот в Москве люди говорят так, а в Питере чуть-чуть по-другому.
А. Пичугин
— Да даже до Питера не обязательно ехать! Можно отъехать на область от Москвы...
Б. Гоман
— Там уже говор другой...
А. Пичугин
— Не просто говор — некоторые слова не поймёшь.
Б. Гоман
— Вот именно!
А. Пичугин
— Друзья, напомню, что в гостях у нас сегодня призёр третьего сезона проекта «Голос» Буша Гоман. И как вы приняли решение идти на конкурс? Это было ваше решение или ваши поклонники, родственники подталкивали к этому?
Б. Гоман
— Естественно, это было моё решение, и ещё подталкивали и родственники, и дети, и друзья, которые считали, что я должен там быть. Кстати, я был во втором сезоне. И я не смог туда пройти. Потом уже, на следующий год...
А. Пичугин
— А вы не смогли пройти на слепые прослушивания?
Б. Гоман
— Не смог.
А. Пичугин
— Даже на них?
Б. Гоман
— Даже на них не прошёл.
А. Пичугин
— А я, и думаю, что наши слушатели тоже далеко не все представляют, как происходит отбор в этот так любимый всеми проект.
Б. Гоман
— Это просто: отсылается анкета с песнями и с каким-нибудь описанием о себе. И первый тур — нужно как бы получить приглашение на прослушивание.
А. Пичугин
— На те самые слепые прослушивания?
Б. Гоман
— Нет. Просто на прослушивание. Потому что по интернету изначально отсылается анкета. А они просматривают анкеты, прослушивают песни, и принимают решение кого-то пригласить на прослушивание уже воочию. А потом уже, если ты нравишься совету экспертов, то кто-то проходит на слепые, а кто-то нет.
А. Пичугин
— Вот во втором сезоне вы не прошли?
Б. Гоман
— Да, я не прошёл. Я как бы боюсь, чтобы это не получилось какое-то оправдывание, но это на самом деле я был не в форме, я болел, и на тот момент у нас было горе в семье и я был абсолютно без настроения. Я пришёл туда уже такой, знаете... всё равно.
А. Пичугин
— Не особо-то и надо.
Б. Гоман
— Да, без никакой битвы там...
А. Пичугин
— А для чего? Мне всегда было интересно: для чего людям нужен этот проект? Это дополнительная возможность самовыражения, дополнительная возможность какой-то популярности, снискание славы? Или просто — а почему бы и не попробовать? А на самом деле, не получится — не очень-то и хотелось!
Б. Гоман
— Вы знаете, смотрите, допустим, что касается моей ситуации. Так как петь, я имею в виду по качеству, я больше ничего не умею делать. За любую работу можно взяться и заниматься, но я считаю, что нужно заниматься той работой, которую ты умеешь делать хорошо и качественно. Поэтому это хороший трамплин в шоу-бизнесе, но его нужно, конечно, после этого поддерживать, чтобы люди... Что такое популярность и знаменитость? Популярность — это любовь народа к артисту, а знаменитость это всего лишь знаменитость. Так вот, прежде чем быть популярным, нужно стать знаменитым. Как раз проект «Голос» хорошая ситуация, чтобы показать себя, засветить своё творчество, голос, талант.
А. Пичугин
— Я просто, может, не совсем правильно выразился. А без проекта «Голос» вы пытались как-то выйти на всероссийский уровень популярности?
Б. Гоман
— Конечно. Я участвовал и в разных...
А. Пичугин
— Ротации на радиостанциях музыкальных, телевидении...
Б. Гоман
— Это было очень редко — на радиостанциях. Это было очень редко, а были какие-то отдельные передачи, допустим, на Первом канале давно была такая передача «Живьём» — вживую, другими словами. Я участвовал в ней. Была «Утренняя звезда». Был серьёзный момент в моей жизни, когда я встретился с Джорджем Бенсоном, который был моим кумиром с детства. Это известный джазмен, которого знает весь мир. И чудесным образом получилось, что мы встретились, познакомились и подружились. Вплоть до того, что он мне предложил спеть дуэтом в его шоу. После чего мы всегда это делаем, когда он приезжает в Москву.
А. Пичугин
— А пели вы в Штатах изначально?
Б. Гоман
— Нет. Сначала на Украине, в Дворце «Украина». Потом здесь, в концертном зале «Россия», потом в Кремле и так далее, потом в «Крокус Сити Холле». И этого своего рода придавало мне вес в музыкальном мире. Нет-нет у меня проходили какие-то сольные проекты, концерты, песни, презентации, какие-то клипы на некоторые песни. Не было, конечно, такого завала работой, какой есть сегодня. И сегодня не так, как хотелось бы.
А. Пичугин
— А как хотелось бы?
Б. Гоман
— Ну, хотелось бы чем больше, тем лучше.
А. Пичугин
— Настолько ли больше, как, например, был у меня опыт общения с разными музыкантами, которые популярную музыку исполняют, у которых, простите за это грубое слово, «чёс». И вот этот «чёс» — каждый день по три концерта.
Л. Горская
— А я вот не знаю такого слова.
А. Пичугин
— Но вот каждый день по три концерта: в Хабаровске три концерта, завтра три концерта во Владивостоке, послезавтра четыре концерта в Екатеринбурге и области, а ещё через три дня где-нибудь в Сочи, а потом в Испании. И так каждый день, без выходных. Вот что от исполнителя останется и от его голоса?
Б. Гоман
— Я так думаю, что мне такой образ жизни не подошёл бы по определению — потому что я многодетный отец и на мне большая ответственность. А самая большая ответственность — это быть рядом с детьми.
Л. Горская
— А сколько у вас детей? Семь?
Б. Гоман
— Семеро, да.
А. Пичугин
— Семеро? А сколько лет: от и до?
Б. Гоман
— От 19 до 3,5 лет.
Л. Горская
— Так уже помогают, наверное, старшие?
Б. Гоман
— Пока ещё не помогают, а ещё пополняют мою семью, потому что они женятся уже.
Л. Горская
— Так вы дедушка уже?
Б. Гоман
— Ну, однажды.
Л. Горская
— Ну, однажды дедушка — всю жизнь дедушка!
Б. Гоман
— Пока однажды, скоро буду дважды.
А. Пичугин
— Ну, уже это здорово.
Б. Гоман
— И поэтому мне нужно быть с детьми. Конечно, нужно их кормить, естественно, будем честными, потому что это неотъемлемая часть...
Л. Горская
— Неотъемлемая часть жизни любого человека — еда.
Б. Гоман
— Да. И поэтому нужно кормить детей и быть с ними, и проводить время. И не просто там заработаться и умереть, знаете, а хочется просто, чтобы работать, зарабатывать и эти деньги тратить как можно полезней. И конечно же хочется больше...
Л. Горская
— А кто, вы сами занимаетесь воспитанием детей? Вот что главное для вас в этом?
Б. Гоман
— Мои дети ходят в школу, они получают образование пока — те, которые ходят.
А. Пичугин
— А кто-то уже вырос из школы.
Б. Гоман
— Да. А маленькие воспитываются. Мама у нас домработница — я не разрешаю ей работать.
Л. Горская
— А она хочет?
Б. Гоман
— Я думаю, что если бы и хотела, то зачем? Поэтому на сегодняшний день как раз этот проект «Голос» очень многое дал в жизни и в семье. Потому что на сегодняшний день мы имеем то потребное для жизни, что необходимо.
Л. Горская
— А дети музыкой занимаются у вас?
Б. Гоман
— Скажем так, пока не занимаются, но у них у всех есть слух музыкальный, они все любят петь, играть на гитаре.
Л. Горская
— А вот семейный ансамбль у вас есть? Я у всех многодетных наших гостей спрашиваю: есть ли семейный ансамбль? Если всех в кучу собрать — будут петь хорошо?
Б. Гоман
— Вот не поверите — я его как раз таки на сегодняшний день хочу создать. Да, просто собрать всех детей и понять, кто на что горазд, и собрать. У меня дочка тринадцатилетняя уже играет на гитаре неплохо. А маленькие, которые ещё меньше, они поют неплохо. И потихонечку посмотрим, кто на чём будет играть и кто будет петь — кто какую роль возьмёт в этом ансамбле. Но мы будем это делать в любом случае. Я очень люблю петь песни, прославляющие Бога. Это особенный мир в мире, и моим детям это тоже нравится. И для этого у нас есть такие специально отведённые дни, когда мы просто поём, славим Бога, говорим с открытым Священным Писанием. Потому что деньги оставить детям за собой — это одно, а оставить им веру, которая всегда будет с ними и будет всегда помогать — веру в Бога, веру такую, которая бы определяла, чтобы у них было доверие. Не просто, знаете, есть такая ситуация, когда есть вера в Бога, а есть вера Богу. Я вот как бы больше учу их, чтобы они верили Богу. Потому что любого человека спроси: «Веришь ли в Бога?» Он скажет: «Верю». — «А веришь Ему?»
Л. Горская
— Доверяешь, да?
Б. Гоман
— Да. Допустим, Он что-то говорит, верим ли мы Ему? Вот о чём идёт речь. Поэтому я учу своих детей, чтобы они слышали слово от Бога и доверяли этим словам.
Л. Горская
— А вот интересно: вот эти дни, которые у вас специально отведены для этих бесед — дети сами охотно в них участвуют или добровольно-прин
Б. Гоман
— Нет, конечно, с охотой. Они все у меня любят Библию. Мы её всю жизнь целовали раньше, а потом мы поняли, что её читать надо.
А. Пичугин
— Это, кстати, хорошее замечание!
Б. Гоман
— И поэтому, когда ты её читаешь и обращаешь внимание на то, что Иисус говорит, тогда есть, вообще, какие-то шансы что-то изменить в жизни — ценности, мышление. Нет-нет и цели уже какие-то другие появятся. А так, конечно, ну, что — с закрытым Священным Писанием ничего не изменишь.
А. Пичугин
— Да, целуй его, не целуй. Ну что же, Буша, давайте послушаем песню. Как она называется?
Б. Гоман
— Песня называется «Любовь».
А. Пичугин
— Есть какая-нибудь история у неё?
Б. Гоман
— Есть небольшая история. Эта песня не о любви к чему-то или к кому-то. Эта песня о самой любви, о сути любви. И там есть такие слова, которые изменили моё мышление раз и навсегда, когда они пришли ко мне. Я эту песню, вообще, не сочинял, она просто... Это диктант с неба.
А. Пичугин
— А вы сами пишите и музыку, и слова всегда к своим песням?
Б. Гоман
— Ну, большинство. Вот, кстати, пример вот этой песни.
А. Пичугин
— Ну давайте будем слушать.
Б. Гоман
— Да.
Звучит песня «Любовь» в исполнении Буши Гомана.
А. Пичугин
— Ну что же, дорогие слушатели, напомним, что это Буша Гоман, он же у нас в студии вместе с нами сегодня проводит «Светлый вечер». Песня «Любовь» прозвучала в нашем эфире. Лиза Горская, я — Алексей Пичугин. И буквально через минуту мы сюда вернёмся.
А. Пичугин
— Возвращаемся в эту студию, студию светлого радио, где сегодня Лиза Горская и я, Алексей Пичугин, беседуем с Бушей Гоманом — призёром третьего сезона проекта «Голос». Вы почувствовали сразу какие-то перемены в своей жизни после того, как прошли слепые прослушивания?
Б. Гоман
— Да, конечно.
А. Пичугин
— А в чём они выражались?
Б. Гоман
— В виде уверенности.
А. Пичугин
— Нет, я о другом — перемены такие, внешние: то есть вам стало больше предложений приходить выступлений, концерты?
Б. Гоман
— Конечно. Количество предложений, центр внимания. Потом, через несколько месяцев прошёл мой сольный большой концерт в «Крокус Сити Холл», куда собрались...
А. Пичугин
— Но это очень значимый показатель — «Крокус Сити Холл»!
Б. Гоман
— «Крокус Сити Холл», да, для меня самого это было очень приятно, потому что я вышел на сцену, я увидел почти 2 тысячи зрителей.
А. Пичугин
— А вы впервые на такую большую сцену вышли?
Б. Гоман
— Нет, я раньше выступал...
А. Пичугин
— Нет, с сольной программой?
Б. Гоман
— С сольной впервые, да. Обычно, ну 500 человек, 300 человек — это какой-то клуб.
А. Пичугин
— А 2 тысячи страшно?
Б. Гоман
— Нет, 2 тысячи — это приятно, это не страшно. Это приятно, потому что ты понимаешь, что каждый человек пришёл ради того, чтобы побыть с моими песнями, со мной в общении и так далее. Это очень приятно, это стимулирует на дальнейшее существование и действия в этом направлении.
Л. Горская
— А каково это, вообще, выходить на сцену, на которой до вас там, например, Ник Кейв выходил и множество других уже состоявшихся мировых величин?
Б. Гоман
— Вы не представляете, какая большая мировая величина для меня означает Джордж Бенсон, с которым я не просто стоял, а пел песню в дуэте. И я вам признаюсь, что когда это первый раз случилось, я от страха спел лучше, чем он.
Л. Горская
— Это кто так сказал: он или это ваше личное мнение?
Б. Гоман
— Так говорили украинцы, так говорили зрители — это было в Киеве, — когда говорили: «Забери у него полгонорара, потому что ты спел лучше его!» Моя мама, помню, пришла на концерт в концертный зал «Россия». А в этом концерте я тоже выступал вместе с ним в дуэте. И она пришла на концерт — она была старенькая, — она пришла и сидит там — села не на своё место. И двое мужчин говорят ей: «А вы, вообще, понимаете куда вы пришли? Зачем вам Джордж Бенсон? Вам что, джаз нравится? Может быть, вы не туда заехали?» Она говорит: «Да нет, мы знаем этого человека — он с моим сыном дружит. Мой сын сейчас с ним будет петь». Они такие про себя начали говорить шёпотом: «Старушка с ума сошла!» А потом, через 4-5 песен, я вышел на сцену, а они, когда увидели, что...
Л. Горская
— Похож!
Б. Гоман
— Что похож, да.
Л. Горская
— Вы похожи на маму?
Б. Гоман
— Да, очень — одно лицо. Они когда увидели, они извинялись потом в течение всего концерта: «Матушка, извините!»
Л. Горская
— «Дайте уже послушать!» — «Нет, извините!»
Б. Гоман
— Интересные вещи. Поэтому мандраж, конечно, он всегда бывает, но он пропадает сразу после того, как я вхожу в контакт, в общение с людьми, потому что как раз это и успокаивает. А мандраж с чего берётся? От ответственности, что нужно оправдать то, зачем пришли люди, чтобы это было оправдано, чтобы это было качественно, красиво, чтобы это было естественно — не просто там какие-то заученные моменты. Я, вообще, не люблю... я всегда он-лайн, я всегда как бы и пою вживую — никогда не пел под фонограмму, — и провожу различные встречи тоже всегда без никаких регламентов. В очень редких случаях нужно иметь регламент — в моём случае. А в основном, я выхожу — даже мои музыканты порой мучаются тем, что они не понимают, какая песня сейчас следующей прозвучит.
Л. Горская
— Ах вот так вот?
Б. Гоман
— Да. Я могу сказать: «Сначала эту песню», — а потом могу передумать и спеть совсем другую. Естественно, ту, которую они знают, которая в программе, но я имею в виду, что я самостоятельно могу менять.
Л. Горская
— Отчего это зависит? Это зависит от вашего личного какого-то чувства, настроения или вы чувствуете аудиторию и на аудиторию ориентируетесь?
Б. Гоман
— Конечно. И не от моего только, и не только от аудитории, а вот от совместного контакта, потому что прямо видно, когда людям не хватает немножко радости. И в этот момент ещё спеть песню про свою маму, которая ушла, а я про неё петь так просто не могу — у меня всегда слёзы выступают. И ещё просто загрузить их... Люди пришли... Это нужно чувствовать — я вижу, что людям вот сейчас нужно порадоваться, что-то попеть вместе со мной, может быть, подвигаться.
Л. Горская
— На самом деле, то, что вы сейчас говорите, соответствует расхожим представлениям о цыганской музыкальной культуре как раз. То есть это, говоря современным языком, драйв, это импровизация, это острота эмоции, острота чувств. Это же ваша стихия, да, получается, так реализовывается уже?
Б. Гоман
— Я считаю, что вот то, что вы сейчас перечислили, это не цыганское, это человеческое. И так любой артист должен преследовать естественность и вот это всё: импровизация; и чтобы была острота чувств и так далее. А если без этого, то будет как-то искусственно и неправильно, и некрасиво.
Л. Горская
— Так оно и есть зачастую, как правило, особенно на широкой сцене.
Б. Гоман
— Потому что люди некоторые любят петь под фонограмму. А под фонограмму и не разговоришься, и чувствами как-то не передашь... я люблю всегда своим настроением делиться с людьми. И ещё, если мне его не хватает, я люблю у них его взять.
Л. Горская
— Вот так вот! Незаметно или заметно?
Б. Гоман
— Конечно, это просто в общении очень сильно видно и заметно, и нечего, вообще, прятать что-то. И те же ребята, которые поют под фонограмму, может быть, это где-то какие-то обязательства, потому что, если это телеконцерт, где должна быть съёмка, то, естественно, там обязуют артистов петь под фонограмму. На самом деле, на этих же артистов приходи тогда, когда они работают вживую, и у них всё тоже в порядке.
Л. Горская
— А вот по поводу зала я ещё хотела поинтересоваться
Б. Гоман
— Знаете, я вам одну вещь могу сказать. Люди, они не глупые, и они чувствуют искренность.
Л. Горская
— Это моя любимая фраза!
Б. Гоман
— Если ты искренен, если тебе есть что дать, они возьмут. Если тебе нечего дать, если ты вышел и демонстрируешь какие-то свои вокальные данные, тогда очень легко можно зайти в какой-то стопор, когда ты что-то доказываешь людям: ну почему вы не слышите, как я пою? Понимаете? А на самом деле, если у тебя есть послание, если у тебя есть в слове что-то, что ты предлагаешь, если у тебя в сердце есть, чем поделиться с этими людьми, и если ты говоришь правду, то людям свойственно брать.
Л. Горская
— Но ведь тоже разные ситуации бывают, я вот сейчас подумала: ну вот сидит этот бука на концерте, он, может быть, бука потому, что у него произошло что-нибудь. Он на концерт пришёл автоматически, а то, что происходит, не трогает его, но не потому что артист плохой, а у него свои причины, другим голова занята.
Б. Гоман
— Ну а как ты это изменишь?
Л. Горская
— Никак уже, да.
Б. Гоман
— Никак, конечно. Артист, конечно, должен, он пытается быть искреннем, пытается вытащить этого человека из каких-то его депрессивных...
Л. Горская
— Состояний.
Б. Гоман
— Да, состояний. Но если человек пришёл в пурге, как это говорится в мире... задача артиста...
Л. Горская
— Сколько я с вами новых, интересных выражений узнаю! Очень ёмко: «прийти в пурге». Я вот возьму на вооружение, на самом деле! Про семью расскажите — следит за вашим творчеством семья? Вот мама на концерты ходила. А вот остальная семья как, сопереживает? Или папа, муж вернулся домой, и слава Богу — дома наш?
Б. Гоман
— Нет, конечно, все вместе со мной переживают и ожидают некоторые моменты, радуются вместе со мной, вместе со мной переживают какие-то нехорошие моменты тоже. Я считаю, что если в семье есть отношения правильные, построенные на любви. Я не хочу быть каким-то сейчас... сильно говорить о небесах, но это очень важно. Если семья построена на любви, на правильных основаниях, на отношениях, то конечно же это одно целое, конечно же это одно тело. И не может рука быть отдельно от тела или от уха, или как-то... Мы все — одно. Конечно, сопереживание и радость, и всё вместе... Допустим, если я куда-то поехал встречаться с каким-нибудь продюсером — обговаривать какой-то проект, который я хочу создать, — то, естественно, когда я прихожу домой, меня радует, когда кто-то из моих детей либо жена спросит: «Ну как там у тебя всё прошло? Есть ли какие-то перспективы? Что там, как? Что за человек?» — тогда я убеждаюсь в том, что они со мной в одном мышлении, что мы двигаемся в единстве.
Л. Горская
— Помогает вам?
Б. Гоман
— Да, конечно! И морально, и физически.
А. Пичугин
— Буша Гоман — призёр третьего сезона проекта «Голос» сегодня у нас в гостях в программе «Светлый вечер». Скажите, вот мы говорим про «мама, папа, я — музыкальная семья», у вас же очень много братьев. Вы сказали, что брат ваш Иван — известный гитарист, например.
Б. Гоман
— Ну, как бы в народе, в музыкальном народе.
Л. Горская
— Широко известный в узких профессиональных кругах.
Б. Гоман
— Да, в музыкальных кругах.
А. Пичугин
— А с ним вы как-то совместно что-то делаете, нет?
Б. Гоман
— Да, конечно. У нас нет такого, знаете, что вот давай со мной куда-нибудь поедем по-братски. Нет, этого нет.
А. Пичугин
— Но вот мы — два брата, хотим сделать совместно... песню совместно записать или альбом, или, не знаю...
Б. Гоман
— Да это в совершенной свободе как бы — если мы что-то делаем вместе, оно просто приходит и всё. Мы, конечно, вместе ездим, он играет на гитаре, играет неплохо. Если у него нет времени, у меня есть другой гитарист.
А. Пичугин
— А он тоже занимается профессионально музыкой — ваш брат?
Б. Гоман
— Да. Он тоже зарабатывает на этом деньги.
А. Пичугин
— А с Александром Градским вы познакомились только на «Голосе», да?
Б. Гоман
— Да.
А. Пичугин
— А вы изначально хотели попасть именно к нему?
Б. Гоман
— Я даже не знаю. Я, вообще, сказал, что кто первый повернётся ко мне, к тому и пойду. Повернулся Дмитрий Билан первый, потом Александр Борисович. Но когда Дмитрий Билан увидел перед собой почти стокилограммовог
(Ведущие смеются).
Л. Горская
— Простите, сложно сдержаться!
Б. Гоман
— И он мне так пальчиком показал...
Л. Горская
— «К нему иди».
Б. Гоман
— Да, к нему: «Что я с тобой буду делать?» Но я не жалею ни на секунду, я очень много опыта взял вообще и для жизни, и в пении, и в бизнесе, и вообще от этого человека.
А. Пичугин
— От Градского? Градский, конечно, профессионал, каких ещё поискать надо. А вы продолжаете как-то общаться с ним?
Б. Гоман
— Да, продолжаем. Мы созваниваемся. Нет-нет я выхожу на одну из лучших, считаю, площадок нашей страны, можно так выразиться — Театр Александра Градского. Называется он «Градский Холл».
А. Пичугин
— Да-да-да. Мне всегда казалось — я лично с Александром Борисовичем не знаком, — мне всегда казалось, что он очень сложный человек в общении.
Б. Гоман
— Он не сложный, он простой. Он такой, какой он есть, не любит маски. И это наоборот легче. Знаете, когда человек, вот он такой сладкий, что вот хоть в чай его добавляй — а внутри непонятно что. А если человек такой, какой он есть — может, даже наблюдаете по телевизору, когда смотрите, допустим, как он на кого-то, если нужно накричать, накричит. Его все операторы боятся, но любя, конечно, не в прямом смысле этого слова: «Ой-йо-йо, там Александр Борисович, всё, сейчас всех нас тут положит!» И вот он такой — он не скрывает своих эмоций.
А. Пичугин
— Но тяжело было с ним именно, когда он был вашим тренером? Да, это же можно назвать...?
Б. Гоман
— Был наставником.
А. Пичугин
— Наставником, да. Тяжело, он очень требователен?
Б. Гоман
— Что касается меня, он был мало требователен, потому что то, что ему лучше и то, что ему больше всего нужно, я ему давал — это чистые ноты, это то, что его касается больше всего.
Л. Горская
— Трогает.
Б. Гоман
— Трогает, да.
А. Пичугин
— У вас же не было, насколько я знаю, никогда профессиональног
Б. Гоман
— Не было. Я до сих пор не знаю нот — для меня это как арабские буквы.
А. Пичугин
— А как вы говорите, что он требовал от вас чистых нот? Это вот я — человек, который совершенно с музыкой не связан.
Б. Гоман
— По слуху.
А. Пичугин
— По слуху? То есть вот вам говорят: «Нота «до», — воспроизводят её, — повторите!»
Б. Гоман
— Нет, я имею в виду чистые ноты, это значит, когда поёт человек — не фальшивить, не петь мимо нот либо мимо тональности.
А. Пичугин
— А уже теперь и не хотите получать музыкальное образование? Ну, ноты хотя бы выучить.
Б. Гоман
— Да если честно, я хочу и буду этим заниматься, как бы параллельно со своими другими делами, потому что своих детей я заставляю прямо, чтобы они учили. Потому что это жутко неинтересно, это...
Л. Горская
— Вы мучаете детей сольфеджио?
Б. Гоман
— Нет, ещё нет. Маленьких — нет.
А. Пичугин
— А взрослых уже поздно!
Б. Гоман
— Поздно, да. А так, конечно, я понимаю, что это очень неприятно, это очень как-то, может быть, для них и не модно — как-то вот эти ноты учить. Я по себе знаю: у меня по пению в школе всю жизнь была «двойка» утверждённая.
Л. Горская
— За что? За то, что нот не знали?
Б. Гоман
— Да! Учительница говорила: «Ты поёшь хорошо, но ты ноты не знаешь!»
Л. Горская
— Неграмотный!
А. Пичугин
— Может, она подходила к этому с другой стороны? Она считала, что раз уж вы поёте — вы же с детства пели, — раз вы выбрали это себе в качестве занятия, то, значит, с вас и спрос другой.
Б. Гоман
— Конечно, она была права. Я до сих пор жалею, что я этим нудным, на мой взгляд, делом не занялся раньше, как и ещё с другими некоторыми вещами. Допустим, английский язык — я каждый год говорю, что через год я буду говорить. И так годы идут и идут, а я не говорю.
А. Пичугин
— Ну что же, спасибо вам большое! У нас уже время подходит к концу.
Б. Гоман
— Вам спасибо!
А. Пичугин
— Но мы должны послушать ещё одну песню.
Б. Гоман
— Следующая песня — я представлю вам свою авторскую песню. И предыдущая песня была моя авторская песня, но в этой песне есть некоторая интересная история в том, что она родилась 20 лет назад. И 20 лет назад она была очень актуальна, её любила вся молодёжь. Даже дети пели её, потому что там очень лёгкий припев. И что странно, на сегодняшний день она тоже является актуальной, модной. И уже сегодняшняя молодёжь — подростки, — я наблюдаю, что она им нравится.
А. Пичугин
— То есть вам было 19 лет, когда вы её написали?
Б. Гоман
— Да.
А. Пичугин
— Как называется?
Б. Гоман
— «Звезда».
А. Пичугин
— «Звезда». Друзья, Буша Гоман был сегодня у нас в гостях в программе «Светлый вечер» — призёр третьего сезона проекта «Голос». Лиза Горская —
Л. Горская
— Алексей Пичугин —
А. Пичугин
— А мы слушаем песню Буши Гомана, которая называется «Звезда». Всего хорошего!
Л. Горская
— До свидания!
Псалом 9. Богослужебные чтения

Жизнь всякого человека — это полоса белая, полоса чёрная. И нередко мы относимся к этой нестабильности чересчур негативно. А, может, всё же есть от неё хоть какая-то польза? Своеобразный ответ на этот вопрос находим в 9-м псалме пророка и царя Давида, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 9.
1 Начальнику хора.
По смерти Лабена. Псалом Давида.
2 Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицом Твоим,
5 ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними.
8 Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой,
9 и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.
10 И будет Господь прибежищем угнетённому, прибежищем во времена скорби;
11 и будут уповать на Тебя знающие имя Твоё, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
12 Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его,
13 ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетённых.
14 Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, — Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
15 чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоём.
16 Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлён делами рук своих.
18 Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога.
19 Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет.
20 Восстань, Господи, да не преобладает человек, да сУдятся народы пред лицом Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.
22 Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного: да улОвятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своём нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!»
26 Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 говорит в сердце своём: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»;
28 уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком его — мучение и пагуба;
29 сидит в засаде за двором, в потаённых местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным;
30 подстерегает в потаённом месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;
31 сгибается, прилегает, — и бедные падают в сильные когти его;
32 говорит в сердце своём: «забыл Бог, закрыл лицо Своё, не увидит никогда».
33 Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетённых Твоих до конца.
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своём: «Ты не взыщешь»?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предаёт себя бедный; сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.
37 Господь — царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твоё,
39 чтобы дать суд сироте и угнетённому, да не устрашает более человек на земле.
Текст псалма, который только что прозвучал, очень неоднороден по своему содержанию. Если приглядеться, то можно заметить, что в нём последовательно сменяют друг друга, как минимум, две магистральные темы. С одной стороны, это тема благодарности Богу за Его заботу и поддержку. Псалмопевец искренне и глубоко признателен Творцу за то, что Он не оставляет тех, кто ищет Его. Однако, с другой, — это тема недоумения и плача, которые рождаются от того, что мир наполнен беззакониями и неправдами.
Церковная традиция не видит в этом большой проблемы. Соединить две, казалось бы, несовместимые темы под одним заголовком — замечательный способ отобразить глубокую правду жизни. Так текст Писания передаёт то напряжение, которое испытывает каждый, кто старается идти путём праведности. Не всегда у него на сердце радость и благодать. Псалмопевец подмечает, что периодически случаются ситуации, когда даже верующий может сказать в своём сердце: «забы́л Бог, закры́л лицо́ Своё, не уви́дит никогда́». Такие ямы бывают даже в жизни великих святых.
И таким путём Бог ведёт каждого из нас. Перемены в обстоятельствах и то напряжение, которое возникает из-за этих перемен, — важная составляющая нашего духовного развития. Они дают нам возможность ощутить, что такое полнота жизнь и что такое её отсутствие. Именно эти наблюдения рано или поздно всякого из нас приводят к Творцу. Именно они побуждают нас искать Его присутствия и делать всё, что от нас зависит, чтобы Он нас больше никогда не покидал.
Псалом 9. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 9. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 9. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. По смерти Лабена.
Псалом Давида
2 Буду славить (Тебя), Господи, всем сердцем моим,
возвещать все чудеса Твои.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе,
петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад,
то преткнутся и погибнут пред лицем Твоим.
5 Ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу;
Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого,
имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия,
и городá Ты разрушил;
погибла память их с ними.
8 Но Господь пребывает вовек;
Он приготовил для суда престол Свой.
9 И Он будет судить вселенную по правде,
совершит суд над народами по правоте.
10 И будет Господь прибежищем угнетенному,
прибежищем во времена скорби.
11 И будут уповать на Тебя знающие имя Твое;
потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
12 Пойте Господу, живущему на Сионе,
возвещайте между народами дела Его.
13 Ибо Он взыскивает за кровь; помнит их,
не забывает вопля угнетенных.
14 Помилуй меня, Господи;
воззри на страдание мое от ненавидящих меня,
Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
15 чтобы я возвещал все хвалы Твои
во вратах дщери Сионовой:
буду радоваться о спасении Твоем.
16 Обрушились народы в яму, которую выкопали;
в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил;
нечестивый уловлен делами рук своих.
18 Да обратятся нечестивые в ад,
все народы, забывающие Бога.
19 Ибо не навсегда забыт будет нищий,
и надежда бедных не до конца погибнет.
20 Восстань, Господи, да не преобладает человек,
да судятся народы пред лицем Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них;
да знают народы, что человеки они.
22 Для чего, Господи, стоишь вдали,
скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного:
да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей;
корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»;
во всех помыслах его: «нет Бога!»
26 Во всякое время пути его гибельны;
суды Твои далеки для него;
на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 говорит в сердце своем: «не поколеблюсь;
в род и род не приключится мне зла».
28 Уста его полны проклятия, коварства и лжи;
под языком — его мучение и пагуба.
29 Сидит в засаде за двором;
в потаенных местах убивает невинного;
глаза его подсматривают за бедным;
30 подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище;
подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного;
хватает бедного, увлекая в сети свои.
31 Сгибается, прилегает, —
и бедные падают в сильные когти его.
32 Говорит в сердце своем: «забыл Бог,
закрыл лице Свое, не увидит никогда».
33 Восстань, Господи, Боже (мой), вознеси руку Твою,
не забудь угнетенных (Твоих до конца).
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога,
говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения,
чтобы воздать Твоею рукою.
Тебе предает себя бедный;
сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому,
так чтобы искать и не найти его нечестия.
37 Господь — царь на веки, навсегда;
исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных;
укрепи сердце их; открой ухо Твое,
39 чтобы дать суд сироте и угнетенному,
да не устрашает более человек на земле.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема