
«Мужики!», студия Мосфильм, режиссёр Искра Бабич
— Если дома оставлять нельзя, то не разлучайте. Это моё условие.
— Условие... Никаких условий, девочка. Существует твёрдый порядок. Ты будешь жить и учиться в нашем интернате-десятилетке. Павлика отправим в детский дом. Ну а... а Стёпку вашего надо показать врачу, и будем оформлять его в специальный детский дом.
В маленьком селе разыгрывается большая драма: детей, в которых души не чаяли буквально все местные жители, хочет забрать из родного дома служба опеки. Полина, Павлик и Стёпа — сироты. Их мама недавно умерла. Они не хотят разлучаться друг с другом, не хотят уезжать из села, где их любят и помогают им. Но комиссия, приехавшая из района, кажется, уже решила дальнейшую судьбу ребят. Только что прозвучал фрагмент из фильма «Мужики!» Картину сняла на студии «Мосфильм» режиссёр Искра Бабич. Лента вышла на экраны в 1982-м и стала лидером проката, а также лучшим фильмом года по версии журнала «Советский экран».
По сюжету фильма, незадолго до того, как к детям приехала служба опеки, в селе появился мужчина по имени Павел Зубов. Он хотел навестить родителей, которых не видел много лет. Прямо после службы в армии Павел отправился жить и работать в далёкий северный город. И с тех пор ни разу не возвращался в родные края. Причина тому — горькая обида на бывшую невесту Настю, которая не дождалась его возвращения со службы. Эта обида сделала героя циничным, он перестал верить людям и, кажется, разучился любить. Получив известие о том, что Настя, умерла, Павел решается приехать домой. Из непростого разговора с отцом он узнаёт то, чему поначалу наотрез отказывается верить.
— Незадолго до смерти позвала она меня. Завет оставила. Велела передать, что на тебя обиды не имеет, и всю жизнь тебя, дурака, любила и помнила
— Что?
— А то, что Полина — нам единственная внучка, а вам, Павел Матвеич, родная дочь!
Мы узнаём печальные подробности истории: вскоре после того, как Павел ушёл в армию, выяснилось, что его невеста ждёт ребёнка. Мать, не разобравшись, что к чему, решила, что та изменила её сыну, и поспешила ему об этом написать. Павел поверил матери, и отказался от Насти. Она родила Полину. Через несколько лет вышла замуж, и на свет появился Павлик. Младшего, Стёпку, Настя вместе с Павликом забрала из роддома — от мальчика отказалась родная мать. С мужем у Насти не сложилось — он сильно пил и в итоге бросил семью. Женщина одна растила троих. И вот теперь дети стали сиротами. Их заберут в детский дом.
Зрители становятся свидетелями непростого нравственного выбора. С одной стороны, у главного героя нет исчерпывающих доказательств того, что Полина — его дочь. С другой — Павел чувствует, что это правда. Режиссёр Искра Бабич разворачивает перед зрителем настоящую психологическую драму: тонкую, буквально каждым кадром и диалогом задевающую зрителя за живое. Кажется, мы видим, наконец, метаморфозы, происходящие с героем: он признал Полину своей дочерью и готов забрать её с собой. Но девочка наотрез отказывается бросать младших братьев. Сможет ли Павел пойти до конца в своём преображении? Хватит ли его вновь пробудившейся любви на то, чтобы стать отцом и чужим детям? Герою, образ которого ярко воплотил на экране известный актёр Александр Михайлов, предстоит разобраться в самом себе и открыть новые, неведомые прежде грани своей души.
Перед нами — удивительная история о том, как однажды ожило, оттаяло холодное, очерствевшее человеческое сердце. И оказалось, что оно умеет любить, жалеть и сострадать. При всей серьёзности сюжета, фильм «Мужики!» получился лёгким, светлым и радостным. В нём много добра, любви и милосердия. И счастья — настоящего, которое возможно только тогда, когда ты стремишься к нему не только для себя, но и ради тех, кому очень нужна твоя помощь.
27 июня. О детях Божьих

В 9-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя».
О детях Божьих — священник Алексий Дудин.
Живя в этом мире, мы часто видим примеры того, что успеха достигают те люди, которые имеют определённые ресурсы, которые имеют определённые связи.
Но когда мы имеем дело с Господом, то тут все люди становятся равны. Это непонятно для нас, но Господь предупреждает, что не по плотским заслугам, не по каким-то внешним дарованиям человек достигает духовного успеха.
А духовного успеха достигает только тот человек, который всем своим сердцем, всем своим естеством, всем своим произволением искренне, честно трудится Христу, отдавая Ему все силы, все своё произволение.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 июня. О чудесах Пророка Елисея

Сегодня 27 июня. День памяти Пророка Елисея, жившего в девятом веке до Рождества Христова.
О его чудесах — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророк Елисей творит множество чудес: чудесный переход Иордана буквально после вознесения пророка Илии, исцеление больных. Елисей воскрешает сына гостеприимной жены сонамитянки. Елей умножается в доме бедной вдовы, хлеб появляется также. Обо всём этом мы читаем в IV книге Царств.
И даже по смерти пророка Елисея совершается на его могиле воскрешение человека. Похоронная процессия встречается с враждебным войском, и покойника бросают в пещеру, где погребен Елисей, и покойный воскресает.
О чем это нам говорит? О том, что пророк Елисей всю жизнь борется с язычеством, как и его учитель, и чудеса, которые он творит, говорят о том, что, как и Илья, сам Елисей проповедует Бога истинного.
А чудеса воскрешения умерших говорят нам о том, что все мы воскреснем, о чём мы всегда молимся и о чём поём в Символе веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 июня. О жизни и творчестве Ирины Одоевцевой

Сегодня 27 июня. В этот день в 1895 году родилась поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева.
О её жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Знала она и голод, и нищету, ведь многие представители русской эмиграции бедствовали, оказавшись далеко от России. Время не пощадило имение её отца в Биаррице, где она жила с мужем. В Париже после Второй мировой войны её квартира была разграблена. Завершала свою жизнь она в старческом доме.
Однако приняла судьбоносное решение вернуться в 1987 году на родину, уже столь не похожую на императорскую Россию, некогда её породившую. Замечательно, что в те перестроечные годы Ирина Одоевцева стала знакомой миллионам людей, её показывали по телевидению. Переизданные ею мемуары разошлись тиражом более двухсот тысяч экземпляров.
Любители литературы не упустят возможностипознакомиться с её мемуарами. Ирина Одоевцева — прекрасный стилист, слово её ясно и прекрасно, а личные воспоминания о знаменитых деятелях русской культуры настолько выпуклые и образные, что доносят до нас аромат той исчезнувшей, но оставившей по себе память эпохи Серебряного века.
Все выпуски программы Актуальная тема