Жил в далёкие времена жестокий хан. Однажды он подумал, что нет пользы от стариков и незачем их зря кормить. И хан издал указ: «Каждый должен убить своего отца, как только тому исполнится шестьдесят лет».
Жил во владениях грозного хана пастух по имени Кенджи. И вот его отцу исполнилось шестьдесят лет. А Кенджи очень любил своего отца, не хотелось ему подчиняться бесчеловечному ханскому указу.
— А ты спрячь меня, —говорит отец. — Глядишь, мой ум тебе ещё пригодится.
Спрятал Кенджи отца в старой кибитке — крытой дорожной повозке, что стояла в сарае, а по ночам приносил ему еду и питьё.
Однажды ночью отец спрашивает Кенджи:
— Почему на улице телеги скрипят? Куда это люди спешат?
— Ох, отец, мы узнали, что в наше ханство ползёт огромный дракон, и как через наше село, — говорит Кенджи. — Люди стали покидать свои дома, да и нам с тобой пора бежать.
— А ты не беги, — говорит старик. — Ты убей дракона.
— Как же я его убью? Дракон огромный, из ноздрей у него огонь идёт, к нему и не подступишься.
— Есть у человека оружие против дракона — ум, — говорит отец. — Дракон слишком большой, и в этом — его слабость. Выкопай яму, спрячься и жди. Если голова дракона проползёт мимо тебя на рассвете, то середина туловища подтянется к полудню. Тогда и выскакивай из укрытия. Не бойся, дракон не успеет повернуться и до тебя дотянуться. Середина туловища дракона не очень толстая, её легко перерубить острым мечом, и где-то там он прячет драгоценные камни. Возьми их и спрячь. Они тебе пригодятся.
Кенджи сделал всё так, как посоветовал отец: в полдень выскочил из ямы, разрубил в тонком месте туловище дракона, достал оттуда несколько драгоценных камней и пошёл домой.
По всему ханству разнеслась весть о том, что какой-то герой смог убить дракона. Многие люди приходили к хану и говорили, что это они сделали, но хан требовал доказательств. Тогда Кенджи принёс хану драгоценные камни, добытые из тела дракон, и рассказал, как ему удалось убить чудовище.
— Как же ты до этого догадался? — спросил хан.
— Я всё делал по совету своего отца, — сказал Кенджи. — Это он меня научил, как победить дракона. Я не убил своего отца, когда тому исполнилось шестьдесят лет, и с помощью его советов спас свой народ.
— Я был не прав, когда думал, что нет пользы от стариков. Нам нужна их мудрость, — сказал хан и отменил свой жестокий указ.
А отца Кенджи он сделал своим главным советником.
(по мотивам ногайской народной сказки)
29 октября. О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова об апостолах: «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?».
О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа — игумен Назарий (Рыпин).
Состояние апостолов было объективной реальностью на тот момент, потому что они ещё не были просвещены Духом Святым. Поэтому ненависть первосвященников, законников и фарисеев была так велика ко Христу, потому что Он не призвал их соучаствовать в Своей славе и царстве земном, как им представлялось, а избрал этих некнижных рыбаков, мытарей. И конечно же, хотя апостолы Христовы пытались смиряться, но эта идея земного царства, земной власти, конечно, тоже посещала их умы, они не понимали Христа.
И поэтому Христос в большей степени готовил их к смертным страданиям не для того, чтобы они смогли их понять сейчас, а больше для того, чтобы потом, когда уже всё случится, когда они будут просвещены Духом Святым, это утвердило их веру и напомнило о всём том, о чём Он им прежде говорил, прежде Своей смерти, чтобы утвердить их в вере в распятого Христа, в том, что Он знал о Своих страданиях и сознательно и добровольно пошёл на крестную смерть ради спасения человеческого рода.
И мы зачастую в своих каких-то религиозных представлениях и отношениях к Богу, к Церкви, в некотором смысле напоминаем непросвещённых Духом Святым апостолов в том, что мы хотим что-то у Бога. Мы не Бога хотим, а от Бога всё время чего-то хотим. И конечно, на это нужно обратить внимание. В нашей вере, в наших молитвах мы молимся о духовном преображении, о своём исцелении души, или же мы хотим тоже занять какое-то премьерское или министерское кресло вокруг Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 октября. О подлинной полноте

В 1-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова о Христе: «Благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота».
О подлинной полноте — протоиерей Максим Горожанкин.
«Господь наш Иисус Христос, придя на землю, соединил в Себе божественное и человеческое естества». Почему это произошло и почему для нас это так важно? Христос стал человеком, во всём подобным нам, кроме греха. И человеческую природу, и человеческое естество Господь вознёс на Крест и совоскресил с Собою.
В православном богословии есть очень глубокий и важный термин — это обожение. И каждый человек, каждый христианин призван к обожению, то есть к тому, чтобы во всём быть подобным Богу.
Святитель Григорий Богослов прекрасно осмысливает данное явление в духовной жизни. Он пишет так: «Если ты будешь низко думать о себе, то я напомню тебе, что ты — созданный бог, ты — честная Христова часть, через Христовы страдания идущий в нетленную славу».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 октября. О жизни и творчестве Андрея Рябушкина

Сегодня 29 октября. В этот день в 1861 году родился русский художник Андрей Рябушкин.
О его жизни и творчестве — протоиерей Василий Гелеван.
Будущий художник воспитывался в верующей семье. И он, что называется, с младых ногтей уже познакомился с церковной живописью. Он очень любил иконы, он любил рассматривать, как украшены стены храмов. Конечно, это отразилось в его будущих работах, когда он сам стал художником.
Путь его был непростым: рано осиротев, он не смог унаследовать мастерскую своего отца. Но случай помог ему всё-таки найти свой путь. Но мы-то понимаем, что случай не случайный бывает. Богу угодно, чтобы человек всё-таки реализовал себя. Земляк Андрея Рябушкина, тоже студент Московского училища живописи, ваяния, зодчества, Андрей Преображенский, повлиял на то, чтобы всё-таки таланты Рябушкина нашли свою реализацию.
Очень интересный факт такой, что по окончании Художественной академии выпускники имели стипендию на поездку за границу для того, чтобы познакомиться с мировыми классиками в Италии, например. Так вот, Рябушкин отказался от такой заграничной поездки, захотел поехать по России. Это очень показательно, что человек любит свою страну и хочет её, прежде всего, воспеть.
Он посетил Новгород, Псков, Владимир, Ростов, Ярославль. Он увлечён историей Отечества и увлечён изучением культурного наследия своих предков. Его всё интересовало: одежда, орнаменты на национальных костюмах, музыкальные инструменты, игрушки, расписные прялки. Всё это он потом отразит в своих знаменитых работах.
Вот по завершении путешествия Андрей Рябушкин написал целый ряд жанровых картин, посвящённых крестьянскому и мещанскому быту. В этот день, когда родился Андрей Рябушкин, будет здорово открыть каталог и познакомиться с его наследием.
Все выпуски программы Актуальная тема







