У нас в гостях были продюсер, режиссер Эдуард Бояков и эксперт в области развития малых городов Лев Гордон.
Мы говорили о том, могут ли возродиться умирающие русские деревни и малые города, и как может повлиять на это развитие культурной жизни.
______________________________________________________________
А.Пичугин
— Друзья, здравствуйте. Это программа «Светлый вечер» на радио «Вера». Здесь в этой студии Алла Митрофанова
А.Митрофанова
— Алексей Пичугин.
А.Пичугин
— И у нас необычная тема передачи, сегодня, уже буквально через час-другой, в Москве начнутся городские усадебные чтения. Это целый цикл усадебных чтений, мероприятие, которое будет проходить в различных усадебных комплексах, старинных поместьях, правда вот первое, которое сегодня, оно пройдет сегодня и его ведущим станет Борис Корчевников – известный телеведущий. Сегодня мы в нашей программе поговорим о возрождении деревни, о городских проектах, много таких интересных тем, которые вокруг всего этого вращаются.
А.Митрофанова
— Собственно тема, наверное, точнее будет сформулирована так – может ли культура изменить окружающее пространство. Культурные проекты, культурные явления, которые появляются в нашей жизни, как они влияют на то, что происходит в нас и с нами в большом мире, который у нас есть. Подобные проекты, как тот, в котором принимают участие Борис Корчевников и многие другие проекты. Вот в частности у Дмитрия Иванова в поселении Спасово в Калужской области, очень такая разнообразная насыщенная культурная программа. Насколько такие вещи могут способствовать тому, чтобы у нас возрождалась жизнь, причем качественная жизнь, не просто некое существование, а именно качественная жизнь, в тех местах, где людей уже практически не осталось, или где люди находятся в апатии. Это касается не только деревень, это касается и городов, и не всегда малых городов. У нас сегодня в нашей студии два человека, которые как раз очень успешно меняют жизнь вокруг себя, потому что занимаются потрясающими вещами.
А.Пичугин
— Это режиссер Эдуард Бояков и эксперт по развитию малых городов – Лев Гордон. Здравствуйте!
Э.Бояков
— Добрый вечер!
Л.Гордон
— Добрый вечер!
А.Митрофанова
— Эдуард, с Вами наши слушатели уже немного знакомы, я этому очень рада и хочу еще раз поблагодарить Вас за Вашу работу в павильоне «Культура», раньше он так назывался – павильон на ВДНХ, теперь он называется павильон «Кульпросвет», недавно мы были у Вас на презентации. И с моей точки зрения – это как раз пример того, как с помощью культурных проектов и разговора с людьми о том, что происходит внутри совершенно разных культурных явлений нашей жизни, можно попытаться обогатить жизнь и напитать, условно говоря, поднять те глубокие вопросы, которые где-то внутри нас глубоко дремлют, особенно с учетом того, в каком ритме мы живем.
Э.Бояков
— Ну да, да, наверное, это банальность говорить о том, что культура определяет наше ощущение не только комфорта, но и радости, наше ощущение смысла жизни рождается из того, насколько мы резонируем с культурными ценностями, с культурными кодами. Но с другой стороны, надо эту банальность, мне кажется, не забывать и все чаще-чаще-чаще повторять ее. Недавно я ознакомился с социологическим исследованием, которое, в общем-то, говорит вот о каком феномене – люди, даже из числа тех, кто не является театралами, театральными завсегдатаями, меломанами, не посещают регулярно филармонии, не ходят в музей на каждую важную выставку, тем не менее, называют театр, музей и филармония в качестве главной причины, почему они этот город выбирают, почему они хотят в нем жить, за что они этот город любят. Видимо таким образом они себе, ну как бы говорят, ну я не хожу в музей, ну вот хоть мой ребенок будет ходить. Как-то такой работает процесс – это по-прежнему ценность и ценность, которой нам не хватает. В том числе и ценность, связанная не только с такими парадными мероприятиями, да, типа вот действительно день города, или Новый год, или какой-то праздник, юбилей у Пушкина.
А.Митрофанова
— Нет, в текущей жизни, в ее ткани.
Э.Бояков
— Именно в текущей жизни, было бы неплохо, если мы оставшиеся 364 дня тоже любили бы город, читали бы Пушкина ну и так далее.
А.Митрофанова
— И наслаждались бы хорошей музыкой. Лев Гордон, с Вами наши слушатели еще не знакомы, Вы у нас впервые и я тоже очень рада, что есть возможность с Вами пообщаться. Когда смотрела Ваш послужной список, очень удивилась, что человек с таким феноменальным образованием, трудно представить себе, европейский университет, или университет в Канаде, или в Штатах крупный, в котором Вы бы не получили, либо очередное высшее, либо какое-то дополнительное образование. Вместе с тем, Вы живете в городе Ижевске и я как журналист, глядя на эти данные задаю себе вопрос. Это значит, что этот человек в городе Ижевске создал для себя определенную среду, в которой ему очень хорошо и комфортно, а вот каким образом он это сделал – большой вопрос. А этому как раз посвящена вся Ваша основная нынешняя работа. Расскажите об этом, пожалуйста.
Л.Гордон
— Ну, во-первых, спасибо большое, что вы меня пригласили. Конечно же послужные списки не определяют того, кем мы являемся сегодня и вот я сегодня чувствую себя учеником и последователем Эдуарда Боякова, когда я его увидел, входя в студию, я почувствовал огромную сердечную радость, потому что этот человек, с кем мы знакомы пару лет, и о котором разные люди имеют разное мнение, для меня является, ну, скажем, одним из тех ярких сильных, красивых личностей, одной из личностей, которые освещают пространство вокруг себя. И когда я сегодня пришел, я все еще ощущаю эту вибрацию в груди и понимаю, что когда Эдуард, другие люди, с которыми я имею честь быть знакомым в этой жизни, раскрывают вот этот свой творческий внутренний потенциал, пространство вокруг преображается. Ну, я соответственно от них тоже учусь, и что могу делаю в своей среде обитания. Но если можно, я на секундочку, вот когда Эдуард говорил про культуру, про культурные коды, у меня почему-то вдруг родилось спонтанное определение культуры, которым бы я хотел поделиться с нашими слушателями сегодня.
А.Митрофанова
— Очень интересно, так.
Л.Гордон
— В прямом эфире, культура, - подумал я, - это форма осмысления, наполнения и преобразования жизни. И соответственно, конечно же, так сказать, традиционная культура в виде всяких институций, театров, кино и прочее, музеев, культура, например, формирование городской среды внешней, вот то, что в Москве сейчас многое меняется – это тоже такой взаимообмен. Наши представления влияют на то, как плитка укладывается, где дорожки прокладываются, но потом это пространство начинает формировать уже наши какие-то модели поведения, общения, коммуникации в городе. И соответственно то, кем мы являемся внутри, очень сильно начинает влиять на то, как мы взаимодействуем в начале в более мягкой такой среде коммуникации, потом в более такой проявленной жесткой среде материального мира и потом обратно этот цикл закрывается и наши коммуникации опять начинают развивать нас и соответственно среда городская, деревенская, любых сообществ, она крайне важна в нашем мире для формирования нового человека – то, что я называю новым человеком – человека, который свободно проживает свою творческую энергию на любом этапе своей жизни, будь то ребенок, молодые люди, или вот такие, как мы с Эдуардом уже аксакалы с седыми волосами в бороде.
А.Пичугин
— Лев, расскажите нашим слушателям, наверняка, мы все не очень хорошо представляем себе, Ваши проекты внутри Ижевска.
Л.Гордон
— Буквально два слова, Ижевск – 640 000 человек, исторически индустриальный город, там 250 с лишним лет назад основан, как завод и вокруг этого выросло поселение. Соответственно, в XXI веке, на мой взгляд, когда я там приехал, после того, как жил в разных странах по всему миру, я увидел, что город остался в XX веке.
А.Пичугин
— А это Ваш родной город?
Л.Гордон
— Да, я родился там. Он остался в XX веке прежде всего с точки зрения того, как люди ощущают себя, как они ощущают пространство вокруг и что они с этим делают. И соответственно у меня такая миссия всегда была, я еще от отца ее перенял, очень простая – это повышение общей культуры жизни. То есть, опять-таки, то, как люди ощущают себя и наполняют свою жизнь. И собрав шаг за шагом достаточно интересную группу людей, многие из которых гораздо более талантливые, умные, интересные, чем я сам, мы занимаемся простым делом – мы помогаем творческой энергии человека, людей, сообществ в городе, максимально полно проявляться, опять-таки наполняя жизнью то место, где мы живем.
А.Пичугин
— Очень конкретно звучит, но можно какие-то конкретные примеры просто привести?
Л.Гордон
— Да, очень просто, например, фестиваль «Открытый город», когда… очень важный момент во всех этих проектах, что они не спущены сверху, то есть, это не день города, а наоборот горожане, городские сообщества… я называю это течение самой жизни, там в каждом из нас, кто здесь сидит за столом, условно говоря, божественное присутствие, или вот это течение жизни, оно через нас проявляется, если мы его не блокируем, оно проявляется в виде каких-то событий, взаимодействия, коммуникации. И там фестиваль «Открытый город», который вместе с коллегами мы проводим в Ижевске несколько лет уже – это возможность как раз людям общаться друг с другом, слушать местных каких-то музыкантов, творцов, поэтов, приглашенных и очень большое значение мы уделяем именно тому естественному творчеству, которое рождается на этой территории. То есть, мы ищем локальные коды, идентичность и даем возможность им проявляться. И это один из ста проектов, которыми мы занимаемся, соответственно – это множество различных событий, форм взаимодействия, форм преобразования жизни. Другим интересным, очень уникальным… Ижевск родился опять-таки, как железоделательны
А.Пичугин
— А Вы занимаетесь только развитием культурного пространства? Или, например, социальные проекты тоже входят в Вашу корзину?
Л.Гордон
— Другой интересный проект – это «Университет 55+». Я ехал на трамвае по Дюссельдорфу и увидел надпись «Академия 55+». Приехал, обсудил со своими друзьями, коллегами и мы запустили вот этот университет для людей старшего поколения.
А.Пичугин
— А в чем смысл?
Л.Гордон
— Смысл очень простой, когда человеку исполняется, ну, 55 – это условно, 60-65…
А.Пичугин
— Пенсионный возраст, условно.
Л.Гордон
— Да, когда он выходит из такой активной социальной жизни, в Москве немножко другие, так сказать, модели, но в регионах там чуть-чуть более все спокойно. И соответственно, многие люди, они выходят из активной социальной жизни, теряют немножко себя. И как бы они уже не нужны людям. У какого русского писателя были «ненужные люди», но вот примерно такое же…
А.Митрофанова
— Лишние.
Л.Гордон
— Островский, или я не помню, кто. И соответственно, мы даем им возможность, это тысячи сейчас человек, они танцуют, изучают юриспруденцию, компьютерные дела и прочее-прочее и они опять входят в активную зону своей жизни и играют большую роль в городской также активности. Наполняя город той самой жизнью, которая в них могла бы быть закрыта, а так получается, что она течет через них и еще они делятся ею с другими.
А.Митрофанова
— Эдуард, а Вы бывали в Ижевске у Льва в гостях? Расскажите о Ваших впечатлениях.
Э.Бояков
— Да. Я был в Ижевске тогда, когда начиналось движение, преобразующее город. И когда тема урбанистики, тема креативных решений, креативного подхода к среде только набирала силу, но я уже видел какие-то очень симпатичные, очень интересные росточки, если так можно выразиться. Во всяком случае на нашем форуме, в котором я принимал участие, помимо выступлений руководителей, парламента, республики, мэра и так далее, была, например, строчка – утренняя йога перед администрацией города. И там действительно, было лето, была хорошая погода и все участники форума имели возможность утром сделать зарядку на хорошем, чистом, уютном, таком радостном газоне. Вот таких простых вещей действительно, связанных с повседневностью, связанных с лавочками, с урнами, с газонами, с бордюрами, с деревьями, с детскими площадками, вот их очень-очень не хватает и в Москве, и в России. И то, что ситуация в Москве, если говорить о нашем городе, меняется – меня очень радует. Но это только начало процесса. Мы должны создать среду, в которой человеку будет естественно улыбаться другому встречному человеку, прохожему, или человеку, с которым он сталкивается в лавке, торгующей фруктами, или в кофейне. А это, как ни странно, сейчас Лев описал, спасибо за такое представление, Лев, и я не буду совсем уж такой кавказский алаверды устраивать из нашего вечера, но я действительно чувствую насколько очевиден этот талант, который есть у Ижевска и этой группы, именно заниматься конкретным интересным, пусть очень даже не громким, небольшим, но как оказывается, важным делом. Теорию малых дел никто не отменял. Мне кажется, нельзя противопоставлят
А.Пичугин
— Режиссер Эдуард Бояков и эксперт по развитию малых городов – Лев Гордон сегодня в гостях у программы «Светлый вечер». Лев, а у меня к Вам вопрос, Вы работаете только в Ижевске, или Вы сотрудничаете с подобными, и кстати говоря, есть ли подобные вашей организации, в других городах России, какие-то сообщества, или может быть люди по интересам собираются? Илью Варламова знаю, но у него другое направление.
Л.Гордон
— Мы прошли, собственно, три шага, в начале мы решили, что пока мы не достигнем конкретных результатов – рано обращаться к более широкой, так сказать, группе людей по стране. Соответственно, первые год-полтора, мы опустили головы и копали-копали-ко
А.Пичугин
— Сколько вы уже работаете?
Л.Гордон
— Три года. После того, как мы увидели конкретные результаты и технологии развития городских сообществ, городской среды, работы с администрацией, с бизнесом и так далее, мы провели тот самый первый «Форум живых городов», о котором говорил Эдуард. И туда приехало, по-моему, 35 примерно представителей из 35 городов – около 150 человек и после этого мы собственно начали уже обмениваться технологиями с другими командами, которые занимаются развитием городов по всей стране от Владивостока до Севастополя. А таких команд, я бы не сказал, что их много, потому что каждый город, в котором начинается такой процесс, там, Томск, был – Сергей Гордеровский, Воронеж – с Эдуардом в том числе Бояковым, там, Севастополь сейчас тоже активные процессы, Ярославль, Ульяновск, когда появляется вот такая жизнь в каком-то городе просыпается, то это становится очень заметно на пространстве Российской Федерации. Соответственно, сегодня таких активных городов, я бы сказал, 10-15, не люблю хвастаться, но мы были выбраны лучшим проектом по развитию, продвижению территории в 2014 году, потом точно также одним из десяти лучших в 2015 году и соответственно, когда мы общаемся с людьми в других городах, мы всегда видим, что это яркие пассионарные личности, которые действительно наполнены любовью внутри, и они творят как правило, не потому, что им что-то не нравится, а потому, что им есть, что дать другим. И это мне кажется, очень важный признак настоящего созидательного творчества, когда ты творишь из любви и из наполненности.
А.Пичугин
— Мне уже довольно давно интересно, скажите, из Вашего накопленного, пускай не за великое время, три года всего, опыта, вот по Вашему опыту, Вы занимаетесь очень крупным городом для России, Ижевск 640 000 населения, у нас миллионников не так много в России, но все равно Ижевск очень крупный, Вы сейчас перечислили тоже достаточно крупные города. Основное, что у нас есть – это малые города, с населением 15-20-30 – максимум 50 тысяч человек населения, вот, наверное, там какие-то свои проекты должны быть, не применим опыт в большом городе к развитию малого города? Или нет?
Э.Бояков
— Мне кажется, что-то применимо, а что-то не применимо. Говорить о том, какая должна быть, например, симфоническая программа в 30-тысячном городе, наверное, неправильно. Надо организовать доставку людей из этого 30-тысячного города в 600-тысячный, или в миллионник, где есть оркестр, где есть институция, потому что оркестр нельзя создать в каждом городке, даже если мы поставим такую задачу, мы получим большое количество очень плохих оркестров. А вот во всем, что касается образования, доступности, работы с детьми, работы с пожилыми, вот преодоление вот этих лишних иногда таких рычагов, лишних расстояний между культурным продуктом и человеком, потребителем, в 15-тысячном городе – это удивительная совершенно задача. Ведь можно не строить филармонию в этом 15-тысячном городе, а можно создать условия, когда весь оркестр захочет приехать и пожить, например, пару недель вот в этом небольшом городе. И оркестранты будут счастливы, потому что и не будут гонять. Не так, как их обычно гоняют по гастролям из Дюссельдорфа в Штутгарт, из Штутгарта в Вену, из Вены и так далее, и так далее, или если говорить про Россию, ну, я общаюсь со многими артистами для которых вот это вот тур – это очень тяжело, это невероятная нагрузка физическая. А если можно приехать в маленький город, пожить в нем, и начнется удивительно процесс обмена. И этот город даст этому симфоническому оркестру не меньше, нежели оркестр даст этому городу.
А.Митрофанова
— А Вы знаете такие примеры, когда это начинало работать?
Э.Бояков
— Ну, знаю, вот я совсем недавно, мы уже вспоминали про Спасово, вот рядом с этим поселком монастырь Спаса Нерукотворного пустынь, где… который общается с десятком художников постоянно, в течение уже многих-многих-мн
Л.Гордон
— Остался в XX веке.
Э.Бояков
— Ну да, остался в XX веке и похож на разрушенный ангар какой-то, никому не нужный, заброшенный.
Л.Гордон
— Если можно, я тоже присоединюсь к этому очень важному вопросу, могут ли проекты из крупных городов переходить в малые, там в поселки, в небольшие города. В России действительно 1108 городов официально, из них Ижевск 19-й по размеру, соответственно, 1000 с лишним – это города меньше, примерно, 300, насколько я помню, это города 100 тысяч и больше, то есть, 700 – это города меньше вот этих 100 тысяч. Несомненно, ключевые принципы, они абсолютно универсальны. В чем они состоят – первое, это возможность, я про это немножко говорил, это возможно человеку свободно проявлять свою творческую энергию, вне зависимости, он один живет в ските – это 10 человек, это 50 тысяч, или 500 тысяч, как только мы создаем условия в месте нашего обитания для свободных коммуникаций, для свободного проявление творческой энергии, начинаются вещи, которые даже не нужно заранее проектировать. Проектировать нужно способность человеку выразить себя и общаться друг с другом, а что родится в ходе этого творчество, где-то это скамейки, где-то это новый зеленый каркас города, где-то это какие-то предпринимательс
Э.Бояков
— Площадки.
Л.Гордон
— Площадки для коммуникации на разные темы – что делать с зелеными насаждениями в городе, нужны нам дорожки, или не нужны, как развивать предпринимательс
А.Митрофанова
— Лев Гордон – специалист по развитию городской культуры и городов вообще в широком смысле слова, Эдуард Бояков – режиссер, продюсер, в программе «Светлый вечер» на радио «Вера». Мы с Алексеем Пичугиным, я – Алла Митрофанова, вернемся к разговору буквально через минуту.
А.Пичугин
— Друзья, еще раз здравствуйте, это «Светлый вечер», здесь в студии радио «Вера» Алла Митрофанова.
А.Митрофанова
— И Алексей Пичугин.
А.Пичугин
— И у нас в гостях режиссер – Эдуард Бояков и эксперт по развитию малых городов – Лев Гордон. Мы собственно и говорим, как через культуру, как через межличностные отношения можно начать возрождение малых городов, возрождать…
А.Митрофанова
— Средние города.
А.Пичугин
— Средние города, и крупные города, реализовывать проекты, которые станут толчком к развитию. Я хочу привести небольшой пример, зарисовочку из сельской жизни, с которой я тут столкнулся буквально несколько недель назад впервые. Очень красивое село в Ивановской области с очень красивым названием Мирславль. Когда-то очень крупное село для Ивановской области, маркер – туда летал самолет из Иваново, хотя между этим Мирславлем и Иваново расстояние 50-60 км, на машине проезжаете за 40 минут, представляете, самолет летал и там есть остатки этого деревенского аэродрома. Был огромный колхоз. Жизнь оттуда уходит постепенно. Угадайте, что в Мирславле из общественно полезных, из общественных социальных пунктов осталось? Нет фельдшерско-акуш
Э.Бояков
— Клуб?
А.Пичугин
— Библиотека. Клуба тоже нет уже, клуб умер, осталась только библиотека одна, единственная, которая заменяет и фельдшерско-акуш
А.Митрофанова
— Это как раз то, о чем говорил Эдуард.
Э.Бояков
— Да, и правильно совершенно считает, очень правильно. Если это детская театральная студия, то да, если это народный фольклорный театр, который изучает традиции конкретной деревни, конкретного места, конкретного какого-то пространства фольклорного, то это да. Если это театр, который будет играть Чехова, конечно не нужно, не нужно, театр – это уже априори урбанистический феномен. Театр также, как и мой пример с симфоническим оркестром, это элемент полиса, это средство через которое люди… то есть это как растр трубы, то есть, нужны трансляции, нужны способы людей услышать друг друга. Когда людей очень много, как в городе, то тогда нужен большой динамик, тогда нужна площадь, где этих людей можно и нужно собрать и какие-то авторитеты, какие-то люди что-то транслируют. Если это деревня, то люди должны обращать внимание на то, как они живут вокруг. Им не нужно собираться все время на площади, они знают и чувствуют друг друга – это совершенно другие модели коммуникации, они поют, встречаясь на свадьбах, они поют…
А.Митрофанова
— Причем слаженно и хорошо.
Э.Бояков
— Да, слаженно и хорошо, и так, что горожане позавидуют, вот и все, не нужны, конечно, театры в деревне.
Л.Гордон
— У меня потрясающе, я всегда радуюсь, каждый раз, как я прихожу в гости к Эдуарду, я всегда слышу одно слово, которое не знаю, сегодня это было «растр трубы». А по поводу того вопроса, о котором мы сейчас говорим, мне кажется очень показательно, что даже в студию сегодня Эдуард приехал из деревни и я сюда тоже приехал из деревни. Я проявляю свою творческую энергию в Ижевске, потому что там я полезнее, скажем так, но живу я с супругой в деревне, где кроме нас, вот мы ходим, почти никого нет. Там много домов – около ста, но то ли все где-то работают, то ли разъехались, то есть, мы на берегу еще реки Камы и мы никогда никого не видим. И мы туда осознанно переехали полгода назад, и мне кажется, что возрождение российской, или русской деревни, оно пойдет вовсе не через, так сказать, ретроактивное движение в прошлое, а через создание новых деревень. Вот Дмитрий Иванов как раз один из тех, кто сегодня способствовал созданию этой передачи – эта деревня Спасская. Эдуард и наши общие знакомые, которые сейчас живут в различных деревнях вокруг Москвы, я сам, многие люди, которые уже пожили и в мире в разных странах, и в России многое сделали в городской жизни, сейчас выбирают вот эту более близкую к природе форму существования жизни с регулярными… с высокой мобильностью, с приездами, с проектами в городах, в Москве, в региональных каких-то центрах, потому что сейчас появился запрос на новое качество жизни.
А.Митрофанова
— Дауншифтинг называется то о чем Вы говорите.
А.Пичугин
— Это другое.
Э.Бояков
— Мне кажется – это противоположное дауншифтингу. Дауншифтинг – это бегство от жизни, а это наоборот, это попытка остаться живым, попытка избежать вот этих механических форматов, которые нам навязывает город, попытка пробудить свое творчество и в конце концов сделать больше добра и служить людям.
А.Пичугин
— Вам не напоминает такая форма то, что было в 1920-е годы, когда новая власть строила нового человека и предлагались новые архитектурные формы, в частности родился конструктивизм – замечательные идеи, вернее они были замечательные на бумаге…
Э.Бояков
— И дома культуры родились.
А.Пичугин
— Да, дома-комунны еще родились. То есть пространство жизненное нового человека, оно должно было быть маскимально общественное. То есть, ячейка – отсек для жизни, а все остальное уже извините на глазах у всех – столовая, прачечная, все общественные пространства. Но я это к чему, к тому, что большевики пытались сделать нового человека и на примере вот этих конструктивистск
Э.Бояков
— Что-то вышло, что-то не вышло, не все так, Алексей, последовательно и однозначно, как Вы рисуете. Конечно эта форма новая, если мы говорим об архитектуре, сталинского ордера, она не смела конструктивизм, она его как бы победила, она его победила, она очень-очень-очен
А.Пичугин
— Безусловно, очень много хорошего было в этих идеях.
Э.Бояков
— Я сейчас говорю даже просто о последовательнос
А.Пичугин
— А вот пока далеко от дома культуры не ушли, у меня… надолго я думаю, запомню этот случай. Буквально две недели назад я шел по Рочдельской улице, там находится такое ДК «Трехгорка» на территории Трехгорной мануфактуры. Судя по всему – это новый проект, не так давно возник, то есть, к дворцам культуры и домам культуры советского времени он отношения не имеет, но называется ДК «Трехгорка», я не знал, где он находится, мне надо было найти дорогу и я спрашивал всех выходящих из Трехгорки работников, проходящих мимо, причем выбирал людей постарше, потому что уж они точно должны были знать, где это находится и что это такое. Все меня спрашивали: «Простите, что такое ДК?» - я говорю: «Ну, дворец культуры, дом культуры» - «Да? Нет, не знаем». То есть, оказывается это словосочетание «дом культуры», «дворец культуры» за последние 10, наверное, лет, настолько ушло. Вот, наверное, ДК Горбунова прекратило свое существование, как ДК Горбунова, как Горбушка, и все забыли уже в Москве, что это такое.
А.Митрофанова
— Может быть, мне бы хотелось вернуться к другой теме, которая возникла в нашем разговоре. Смыслы, которые находятся в нашей голове, в нашем сознании, которые мы пытаемся каким-то образом транслировать друг другу и на основе этого возникает, или не возникает коммуникация между нами – общение. Мы либо слышим друг друга, либо нет. Лев, я когда слушала Вашу лекцию, обратила внимание, что Вы указывали на четыре уровня по которым идет развитие города, вот в частности, Ваш город Ижевск. Первый уровень – это уровень комфорта, насколько хорошо развита инфраструктура и так далее. Второй уровень – это эффективное управление, третий уровень – это человек, и четвертый уровень – это смыслы. Вот мы радио «Вера», мы про людей и про смыслы. Мне бы очень хотелось сейчас обратиться к этой части нашей беседы, к этой стороне проблемы. Что в нас нам самим мешает каким-то образом более качественно и эффективно выстраивать нашу жизнь. Я думаю, что и Лев, и Эдуард, вы с этим сталкиваетесь, с подобными вещами, с какой-то инерцией что ли нашего сознания. Вы в данном случае представители совершенно другой энергии, но думаю, что хорошо знаете, как это происходит порой в обратном направлении.
Э.Бояков
— Мне кажется, говоря о том, что мешает, о сложностях, об опасностях, нужно обратить внимание на вот эту статистику, которую Алексей приводил, говоря о том, что больше всего ожидают государственных субсидий.
А.Митрофанова
— То есть, прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете, да?
А.Пичугин
— Да, 41%
Э.Бояков
— Вот что мешает. Ничего подобного не произойдет, увеличение субсидий приводит к изменению фона, все это становится более коррумпированным
А.Митрофанова
— Эдуард Бояков – продюсер, режиссер и Лев Гордон – специалист по изменению городского пространства сегодня в программе «Светлый вечер» на радио «Вера». Лев, к Вам хочется тоже вопрос адресовать по поводу смыслов, я думаю, абсолютно верно Эдуард указал на главную причину того, что нам мешает менять пространство вокруг себя – мы ждем субсидии государства и что кто-т обязательно должен это сделать за нас. То, чем занимаетесь Вы, принципиально противоположная штука, Вы начинаете делать и к Вам начинают подтягиваться другие люди, которые в том числе помогают Вам с деньгами.
Л.Гордон
— А я еще один интересный пример приведу, 40 км от Ижевска есть деревня Бураново, и вот года два назад, по-моему, был такой конкурс Евровидение и группа бабушек, которые просто занимались в своем сельском клубе пением, не более того.
А.Митрофанова
— Да, да, стали всемирно известны.
Л.Гордон
— Я их очень хорошо знаю, и они просто… им просто нравится петь, это просто течение той самой творческой энергии и общения между людьми.
Э.Бояков
— Люди замечают, они видят…
Л.Гордон
— Аутентичность.
Э.Бояков
— Они видят и верят именно… вот эту новую аутентичность, хотя конечно их формат сложно назвать аутентичным, но это уже такая, это аутентичность XXI века, органичность, я сказал бы.
Л.Гордон
— И соответственно, по поводу вот этих смыслов, о чем мы говорим, почему же действительно не все, вот они взяли стали сами возрождать свое пространство. Они поставили себе высокую цель, они хотят сами построить храм, и они ее уже достигли, они уже построили за счет своей личной творческой энергии.
А.Митрофанова
— Да? Молодцы какие.
Л.Гордон
— Им построили дорогу, а храм построили сами на свои заработанные деньги и то же самое, когда мы начинаем обращать взор из вне, как бы внутрь себя, то есть, конечно же, любые трансформации начинаются изнутри, а любые внутренние трансформации, ну обычно они идут либо из осознанности, когда мы понимаем, что с нами происходит, соединяемся с чем-то более высоким и движемся вперед, либо через кризисы. Ну и мне кажется, что глядя на то, как многие люди сегодня живут, несомненно, этих кризисов у нас достаточно много, последние 30 лет точно.
А.Пичугин
— Скажите, пожалуйста, как Вы думаете, насколько важно развитие культурного пространства для малых городов и деревень? Ну я понимаю, что для крупных городов, для Ижевска, например… Ижевск всегда будет существовать, там есть предприятия, которые обеспечивают существование, там есть среда, там все более, или менее, по сравнению с маленьким городом где-нибудь в Удмуртии, с ЖКХ более, или менее нормально, поэтому там можно думать о культуре, а вот в маленьком городе, который вымирает от того, что завод закрылся и все, и больше никаких других реальных возможностей продолжать ему свое существование, у города нет, он по инерции живет последние 25 лет, вот как с этим быть?
Л.Гордон
— Алексей, ну тут я впервые перед Эдуардом хотел бы сказать. Еще раз я хочу это очень четко проговорить, что культура конечно же – это то, как мы осмысляем и наполняем смыслом свою жизнь, чем мы наполняем свою жизнь и пространство в котором мы живем, как мы преобразуем это пространство. И если человек идет по улице и он с уважением, с теплом говорит с другим человеком на этой улице – это культура общения, если человек, живя, например, в деревне, покрасил колонку, потому что она обшарпанная и потратил свою краску на это – это культура жизни. И соответственно, культура, которая проявляется в более академических, не знаю, как правильно назвать, формализованных может быть формах, там театр, музей и прочее – это только маленькая часть, очень как бы важная, но очень маленькая часть общей культуры жизни. И конечно же именно отношение нас к себе, к своему пространству, к людям вокруг – это и есть та культура, та способность осмыслять, наполнять смыслом, преобразовывать нашу жизнь повседневную, которая определяет поселок, город будут живыми в дальнейшем, или же они будут угасать постепенно. Эдуард, что ты думаешь?
Э.Бояков
— Я согласен с тобой, конечно.
А.Митрофанова
— Я слушая вас, понимаю, все та же самая формула преподобного Серафима Саровского работает – стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся, или иными словами – займись внутренним пространством и тогда внешнее пространство тоже начнет преображаться.
Э.Бояков
— Да, и соблюдай эту последовательнос
Л.Гордон
— Прилетает.
Э.Бояков
— Да, да, и нам прилетает, если говорит сегодняшним языком.
А.Пичугин
— А можно я еще один пример приведу? Я понимаю, что это совсем никакого отношения к культуре не имеет. Опять-таки из личного, я наблюдаю жизнь одного небольшого городка в Ивановской области – это уже просто стало, мне кажется, мемом здесь в рамках нашей программы, когда я туда впервые приехал в 2008 году, через него проходил поезд Иваново-Москва. У поезда было пять вагонов, он приходил на Ярославский вокзал на Комсомольскую площадь. Теперь у этого поезда порядка 30 вагонов, но это не потому, что жить стало лучше, есть кому ездить на этом поезде, а просто потому, что если в 2008 году люди еще хоть как-то находили работу у себя в этих маленьких городах и селах, то теперь они все ездят работать охранниками в Москву. Это орбита, Москва – это большая орбита, которая притягивает к себе огромное количество населенных пунктов, это понятно, но получается, что в рамках этой орбиты они все вымрут. И культура здесь, мне кажется, что уже не поможет.
Э.Бояков
— Я хотел бы возразить, я вижу достаточно много других примеров. Я вижу русские города в которых я встречаю… с населением 200-300-500 тысяч, в которых я встречаю очень симпатичных молодых людей.
А.Пичугин
— Ключевое слово 200-300-500 – это не малые города. Они сами к себе будут притягивать.
Э.Бояков
— Моя мама живет рядышком, жила совсем рядом с Тарусой – это не 200 и не 100 тысяч – это меньше. Город преобразился совершенно потрясающе.
А.Пичугин
— Да, я наблюдаю Тарусу 20 лет.
Э.Бояков
— За 15 лет, которые я наблюдал за Тарусой, город ожил и произошло очень-очень много красивых таких событий, начиная от прекрасного памятника Цветаевой, ну и заканчивая какими-то совсем корневыми вещами – храм на центральной площади с потрясающим иконостасом новым, кстати.
А.Митрофанова
— Почему так происходит? Что конкретно стало меняться в Тарусе и что привело к подобным метаморфозам?
Э.Бояков
— Не только в Тарусе, мне кажется, в какой-то степени и в стране меняется. Вот эта картина, которую Алексей рисует, она очень такая апокалиптическая
Л.Гордон
— Я вот хочу тоже поддержать мысль, которую Эдуард высказал, что личная инициатива, вот это пробуждение души, когда мы из объекта внешнего воздействия, не важно там, со стороны какой-то администрации, или каких-то таких процессов вселенских, мы становимся субъектом, то есть, мы начинаем делать выбор, еще когда мы подкреплены вот этой внутренней связью со своим каким-то центром, это начинает менять все пространство в твоей личной жизни, в твоей семье, среди твоих близких, в твоей деревне, или в твоем поселке. И конечно же любое возрождение, оно происходит только через человека, не через программы. Я сейчас за последние годы близко познакомился с тем, как работает городская власть, республиканская, или субъект федерации на федеральном уровне много сейчас пообщался, и я увидел, что все люди, ну сами по себе прекрасные, но механизмы управления, вот так уж как бы все сложилось, что они очень тяжелые, очень инертные и там мало жизни.
А.Митрофанова
— И эта система воспроизводит сама себя из поколения в поколение.
Э.Бояков
— И обслуживает сама себя.
Л.Гордон
— Соответственно все настоящие вот эти элементы, или процессы возрождения, они идут только из живого человеческого, подвижнического устремления, потом то, как люди умеют, или учатся общаться друг с другом и подсоединять, вот как бы создавать какую-то общину, скажем, да, не важно, распределенную по стране, или в одном месте, обмениваться этой энергией, поддерживать друг друга и переходить на более глубокий уровень трансформации, изменения пространства вокруг себя. И вот раз я сегодня здесь в студии оказался, я как раз иду через час в агентство Стратегических инициатив на Краснопресненско
А.Митрофанова
— Вы знаете, Лев, я смотрю на Вас сейчас и вспоминаю Томаса Манна, его концепцию идеального бюргера, идеального горожанина такого человека, который максимально ответственно относится к окружающему пространству, к своей собственной жизни и к тому, сколько сил и насколько, так скажем, насколько органично и комфортно он живет, с одной стороны, а с другой, насколько он все зависящее от него делает для окружающих его людей. И понимаю, что очень важно, наверное, для того, чтобы что-то в жизни начинало меняться, не только созидать свое, да, не только, так скажем, впитывать и брать, но и отдавать. И это очень такой ключевой момент. В тот момент, когда люди начинают то, что на языке психологии называется самоактуализация
Э.Бояков
— Ну и дай Бог, чтобы им доверяли, чтобы они получали площадку для реализации именно своих лидерских амбиций – это тоже очень важно. Тема лидерства, тема вот такой вот персональной ответственности – это невероятно важно, отвечать на вопрос, почему в Тарусе произошло, а в соседнем городке не произошло, если действительно, по-серьезному, разбираться. Если не просто так перед микрофоном сказать и разойтись, а вот провести несколько дней в изучении этого вопроса, я вас уверяю, окажется, что был нужен человек на нужном месте.
А.Пичугин
— Ну, с Тарусой тут все очень просто – русский Парнас, огромное количество художников, писателей и поэтов, здесь хотела быть похоронена Марина Цветаева, камень на берегу реки.
Э.Бояков
— И что?
А.Пичугин
— Это все факторы.
Э.Бояков
— Почему 20 лет назад я наблюдал пьяных подростков, которые….
А.Пичугин
— И я там наблюдал 20 лет назад пьяных подростков, тоже.
Э.Бояков
— Очень много, да. Почему?
А.Митрофанова
— У нас много исторических мест, к сожалению, не все они также прекрасны сейчас, как Таруса. Я согласна с Эдуардом – это вопрос, который требует осмысления и наверняка в центре внимания там находится человек. То есть, иными словами, от каждого из нас что-то в этой жизни зависит.
Э.Бояков
— Именно так.
Л.Гордон
— И вот я хочу прямо сразу обратиться к нашим слушателям, потому что конечно мы тут беседуем, не чтобы друг друга развлекать, а чтобы как раз создался этот живой контакт с теми, кто слушает нас через радиоприемники, а вот собственно на вашу жизнь на собственную давайте сейчас взглянем, вот вы посмотрите, насколько вы живете своим предназначением, насколько вы чувствуете свою душу, насколько вы следуете сердцу и интуиции, высшему какому-то, скажем, разуму, который через вас проявляется. И если это уже сегодня происходит – это прекрасно, если нет – что вам мешает? И вот я уже говорил, что знаете, как у большевиков, по-моему, было выражение «от искры разгорится пламя», да?
А.Митрофанова
— Да.
Л.Гордон
— Ну как бы принцип то он совершенно универсален, вот мы сейчас едем в машине и слушаем, или сидим дома, я не знаю, кто где слушает, ну и соответственно нести это внутреннее пламя жизненности, аутентичности, подлинности нашего проживания каждого дня, я сейчас этому учусь сам каждый день. Я сейчас, когда вхожу в ситуацию общения с людьми, я чуть больше, чем раньше пробую понять каждого человека, создать живой прямой контакт и посмотреть, почему мы оказались в этой комнате вместе, в чем провидение, судьба и что мы можем сделать вместе. Если каждый из слушателей сегодня будет простые такие вещи делать в жизни, и будут возникать вот эти живые сети, взаимосвязи между людьми и через доверие, через контакт, через радость сопроживания и сопричастности, мне кажется и будут рождаться процессы возрождения в этой достаточно инертной действительности
А.Митрофанова
— Большое спасибо нашим гостям за этот разговор. Режиссер, продюсер Эдуард Бояков был сегодня в студии программы «Светлый вечер» на радио «Вера», Лев Гордон – специалист по преобразованию нашей действительности на примере города, да, в масштабе города. И вы знаете, мне кажется, что такие примеры, о которых мы сегодня говорили, то, что они уже в нашей жизни имеют место, к примеру, поселение Спасово в Калужской области, или эти усадебные чтения, с которых мы начали, которые стали инфоповодом для нашего разговора, вот это как раз такие вещи, которые настраивают на сдержанный оптимизм, а остальное зависит уже от нас, насколько мы….
Э.Бояков
— В добрый путь, спасибо!
А.Пичугин
— Спасибо, будьте здоровы, всего доброго, успехов!
Л.Гордон
— Спасибо!
Фестиваль православной музыки «Святая Богородица — Достойно есть» в Болгарии
Ежегодно, начиная с 2004 года, небольшой болгарский город Поморие, расположенный неподалеку от курортного Бургаса, на несколько дней превращается в столицу православного хорового пения. Причина тому — известный по всей Европе музыкальный фестиваль «Святая Богородица — Достойно есть», организуемый совместно Сливенской епархией Болгарской Церкви, болгарским певческим содружеством «Славянская беседа» и мэрией города Поморие.
Обычно в фестивале принимают участие около сорока хоровых коллективов, представляющих Болгарию, Россию, Грецию, Сербию и иные страны. Уровень фестиваля чрезвычайно высок. Коллективам необходимо пройти отбор специальной комиссии, которая определяет степень их профессионализма. Духовным руководителем фестиваля «Святая Богородица — Достойно есть» в течение всего времени его существования является Сливенский митрополит Иоанникий — именно ему принадлежит идея дать фестивалю его нынешнее название.
Дело в том, что согласно церковному преданию Православное песнопение «Достойно есть», посвященное Богородице Марии, в восьмом веке афонские монахи узнали от святых ангелов. Теперь это песнопение считается образцом церковной молитвы. Начало фестиваля обычно приурочено ко дню церковной памяти иконы Богоматери, также именуемой «Достойно есть», которая ежегодно празднуется в Болгарской Церкви 11 июня.
В этот день митрополит Иоанникий совершает Литургию, а затем вместе со всеми участниками фестиваля идет крестным ходом по улицам Помория. Во главе крестного хода традиционно находится икона «Достойно есть».
В течение последующих четырех дней в главном храме Помория — Церкви Рождества Пресвятой Богородицы — коллективы представляют программы по категориям: «Православные церковные хоры», «Восточное пение» и «Смешанные и однородные хоры или вокальные ансамбли». Интересно, что все выступления транслируются в прямом эфире по местному радио.
Выступления хоров оценивает профессиональное жюри под председательством известного в Болгарии композитора Георгия Попова, который стоит у истоков фестиваля и возглавляет певческое содружество «Славянская беседа». В ходе фестиваля лучшим коллективам предоставляется возможность петь в храмах Помория, а также в соседних городах — Бургасе и Несебре.
Кроме выступлений, в рамках каждого фестиваля устраиваются специальные семинары, где обсуждаются насущные проблемы хорового пения и читаются интересные лекции по истории церковной музыки. Завершается фестиваль заключительным гала-концертом, в ходе которого победителям в номинациях вручаются награды. Все прочие участники получают почетные дипломы.
Все выпуски программы Вселенная православия
Не откладывайте. Наталья Сазонова
Недавно читала книгу о докторе Гаазе.
За бескорыстную помощь вся Москва 19 века называла его «святым доктором». Я задумалась над его призывом: «Спешите делать добро».
«Делать добро» — здесь всё понятно, но почему «спешите»? Разве можно не успеть?! Можно...
Живёт человек. И всю жизнь только для себя живёт, только о себе заботится. А к концу этой жизни понимает, что бесполезно прожил. Пустая она. Потому что ничего-то в ней для других сделать не успел.
Только не успеть, точнее, опоздать, можно не только к концу жизни, но и пока живёшь. Пока есть силы, и есть потребность и есть случай.
Как-то в интернете наткнулась на документальный фильм о пожизненно заключённых. Осуждённые рассказывали о себе; за что сидят, о чём сейчас думают, о чём сожалеют или... не сожалеют. Меня потрясло интервью с одним заключённым. Мужчина сорока лет, двадцать из них уже отсидел. На вопрос журналиста о чём он сожалеет, ответил: «Знаете, я в тюрьме Евангелие впервые прочёл. Переосмыслил многое в своей жизни. Столько бы мог людям пользы и добра сделать. И никто меня в этом не ограничивал, а не сделал ... А сейчас есть у меня на то и силы и желание, но ограничений много. Столько сделать нужного людям, как на свободе бы мог, в тюрьме не удаётся. Стараюсь, но знаю, что мог бы больше. Вот о чём сожалею».
Я услышала эти слова и вспомнила:
«Спишите делать добро!» Оказывается, такую возможность можно навсегда потерять. Я и не задумывалась над этим.
А недавно поняла ещё один смысл призыва «святого доктора».
Возвращаюсь с работы. Около моего подъезда, на лавочке — бездомный. Так вот сидя, и уснул. Грязный, одет в лохмотья. Рядом с ним — пакет, в нём пол батона хлеба. Сразу захотелось его накормить чем-нибудь горячим. Поднялась в квартиру, глянула в окно; человек не ушёл, лежит, спит. Ну и решила: перекушу быстро, успею. Не обедала, есть хочется. Разогрела еду, поела. А бездомный на лавке всё спит. Стала и ему поесть разогревать. Потом в кладовой одежду подходящую нашла. Всё собрала в сумку и спустилась на улицу. Вышла... а на лавке никого нет! Я туда-сюда; нигде бездомного не видно. Ведь только что был! Две ближайшие помойки обежала — нет нигде! Так и не нашла его. Поплелась со своей сумкой обратно. Ну как же так?! И тут, как ответ, снова вспомнила: «спешите делать добро».
Спешите — значит не откладывайте! Я уверена: Бог через других людей поможет этому человеку, а я свою возможность помочь потеряла. Спешите делать добро!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
Томас Эдисон и его мать
«Меня сделала моя мать. Она искренне верила в меня», — говорил американский изобретатель Томас Эдисон. Он называл мать своим добрым гением и всегда вспоминал о ней с любовью и нежностью.
11 февраля 1847 года в городке Майлан штата Огайо у торговца зерном Сэмюэля Эдисона и его жены Нэнси родился сын. Мальчика назвали Томасом. Он рос здоровым и жизнерадостным. Едва научившись ходить, малыш всюду следовал за матерью. Отец был в постоянных разъездах по торговым делам, и воспитанием ребёнка занималась Нэнси. Всё время мать и сын проводили вместе. Знакомые и соседи Эдисонов поражались тому, как сильно мальчик был похож на мать. У него были такие же глубокие, внимательные серые глаза. Да и характер точь-в точь материнский — общительный, добрый, открытый.
Стремлением к знаниям Томас тоже пошёл в мать. Нэнси с детства очень хотела стать учительницей, и её отец, приходской священник, дал дочери прекрасное воспитание и образование. До замужества она несколько лет работала в школе. Терпеливо и обстоятельно Нэнси отвечала на все вопросы любознательного сына. А их было множество. Почему птицы летают? Почему на небе облака? Почему горит огонь? Томас с радостью и упоением постигал окружающий мир.
Когда мальчику исполнилось семь лет, он пошёл в школу. Томас ждал этого дня с нетерпением. Но учителям не пришёлся по нраву его любознательный характер. Они называли Томаса неусидчивым и часто наказывали. Так прошло около двух месяцев, и однажды мальчик вернулся из школы с запиской от преподавателя. Нэнси развернула сложенный вдвое листок. На лицо её набежала тень, глаза наполнились слезами... Но она быстро взяла в себя в руки. С любовью глядя на сына, мать прочла записку вслух: «Миссис Эдисон! Ваш сын — гений. Эта школа слишком мала для него, здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами».
И Томас стал учиться дома. Нэнси, у которой за плечами был богатый преподавательский опыт, удивительным образом удавалось совмещать хлопоты по хозяйству с ежедневными занятиями строго по расписанию. Под её терпеливым руководством сын очень быстро научился читать и писать. Мать учила его арифметике, истории, географии и физике и всем остальным основным дисциплинам. Когда Томасу исполнилось всего 9 лет, они вместе прочли «Начала» — знаменитый фундаментальный труд Исаака Ньютона.
Миссис Эдисон скончалась в 1871 году, когда её сыну было 24 — он твёрдо стоял на ногах и уже заявил о себе как о талантливом изобретателе и инженере. А через несколько лет о Томасе Эдисоне заговорил весь мир. Благодаря его идеям в дома людей пришло электрическое освещение. Эдисон усовершенствовал телеграф, он изобрёл микрофон и фонограф, открыв эру звукозаписи.
Однажды, будучи уже на вершине своей изобретательской славы, Томас Эдисон решил разобрать старый семейный архив. Среди писем и документов ему попался сложенный вдвое листок, который показался мужчине знакомым. Томас развернул его и ахнул. Это была та самая записка, с которой много лет назад учитель отправил его из школы. Только слова в ней почему-то были совсем не те, что когда-то вслух прочла ему мать. «Миссис Эдисон! — писал учитель. — Ваш сын — умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Учите его самостоятельно дома». Томас отложил записку в сторону и заплакал.
...Как-то раз Эдисон общался с репортёрами. «Что помогло вам стать изобретателем?», — спросил один из них. И он ответил: «Не будь у меня такой матери, из меня, пожалуй, не вышло бы ничего путного. Только её безграничная вера в мои способности, любовь, соединенная с упорством, нежностью и добротой смогли сделать меня тем, кто я есть».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен