Во все времена христианства истинному вероучению приходилось противостоять лжеучениям – ересям. Во втором веке Церковь боролась против гностицизма, в четвертом вела борьбу с арианством, в пятом выступала против монофизитства, а в шестом-седьмом столкнулась с ересью монофелитов. Среди тех, кто твёрдо выступал против монофелитства был святой Мартин, римский исповедник, за свои взгляды сосланный в крымский Херсонес.
Шёл 649-й год, когда Мартин занял кафедру Римского епископа.
В это время монофелиты распространяли свою ересь, отвергая две природы Иисуса Христа – божественную и человеческую, настаивая на одной – божественной. А указ, изданный императором, запрещал все споры на эту тему во избежание нестроений в государстве.
Папа Мартин, будучи твердым противником монофелитства, за которое стояли император Констант Второй и Константинопольский патриарх Павел, открыто осуждал их, и даже созвал в Риме Собор епископов вскоре после своего назначения.
Конфликт между новым папой и ними получил развитие. Уже в ходе подготовки к Собору, император через своего военачальника Олимпия пытался помешать папе, и был причастен к покушению на его жизнь.
Однако, Собор всё же состоялся в Латеранском кафедральном соборе Рима, и собрал более ста епископов. На нем были осуждены восточные патриархи – Сергий, Кир, Пирр и Павел, а монофелитство осуждено как ересь.
Сломить упорство папы Мартина в 653 году был отправлен экзарх Равенны Феодор Каллиопа. Обвинив папу в сговоре с сарацинами и государственной измене, папу Мартина отправили в изгнание на остров Наксос. Претерпев мучения и страдания, в 655 году папа Мартин был сослан в Херсонес, где в том же году и скончался.
В Херсонесе того времени христианство, хоть и считалось официальной религией, уступало по распространению язычеству благодаря местным хазарам и аланам. Папа Мартин пережил здесь и голод, и гонения. Об этом он писал в своих письмах в Рим и Константинополь, прося прислать ему хоть сколько-нибудь пищи или денег для пропитания.
Расцвет христианства начнется в Херсонесе Таврическом спустя век после упоминаемых нами событий и продолжится до начала тринадцатого – до вторжения татар.
Как мы знаем, в эти же земли был изгнан и другой папа – Климент Первый. В первом веке святой Климент подвергся преследованиям за христианское исповедание, а в седьмом – папа Мартин стал жертвой в борьбе уже за чистоту веры.
После кончины папы Мартина, его мощи были перенесены в Константинополь, а затем в Рим, где и поныне находятся в Церкви святых Сильвестра и Мартина.
Так закончился жизненный путь епископа вступившегося за чистоту вероучения Церкви. А монофелиты, несмотря на их численное превосходство в эпоху папы Мартина Исповедника, были осуждены на Шестом Вселенском соборе спустя четверть века после мученической кончины святого.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема