Во все времена христианства истинному вероучению приходилось противостоять лжеучениям – ересям. Во втором веке Церковь боролась против гностицизма, в четвертом вела борьбу с арианством, в пятом выступала против монофизитства, а в шестом-седьмом столкнулась с ересью монофелитов. Среди тех, кто твёрдо выступал против монофелитства был святой Мартин, римский исповедник, за свои взгляды сосланный в крымский Херсонес.
Шёл 649-й год, когда Мартин занял кафедру Римского епископа.
В это время монофелиты распространяли свою ересь, отвергая две природы Иисуса Христа – божественную и человеческую, настаивая на одной – божественной. А указ, изданный императором, запрещал все споры на эту тему во избежание нестроений в государстве.
Папа Мартин, будучи твердым противником монофелитства, за которое стояли император Констант Второй и Константинопольский патриарх Павел, открыто осуждал их, и даже созвал в Риме Собор епископов вскоре после своего назначения.
Конфликт между новым папой и ними получил развитие. Уже в ходе подготовки к Собору, император через своего военачальника Олимпия пытался помешать папе, и был причастен к покушению на его жизнь.
Однако, Собор всё же состоялся в Латеранском кафедральном соборе Рима, и собрал более ста епископов. На нем были осуждены восточные патриархи – Сергий, Кир, Пирр и Павел, а монофелитство осуждено как ересь.
Сломить упорство папы Мартина в 653 году был отправлен экзарх Равенны Феодор Каллиопа. Обвинив папу в сговоре с сарацинами и государственной измене, папу Мартина отправили в изгнание на остров Наксос. Претерпев мучения и страдания, в 655 году папа Мартин был сослан в Херсонес, где в том же году и скончался.
В Херсонесе того времени христианство, хоть и считалось официальной религией, уступало по распространению язычеству благодаря местным хазарам и аланам. Папа Мартин пережил здесь и голод, и гонения. Об этом он писал в своих письмах в Рим и Константинополь, прося прислать ему хоть сколько-нибудь пищи или денег для пропитания.
Расцвет христианства начнется в Херсонесе Таврическом спустя век после упоминаемых нами событий и продолжится до начала тринадцатого – до вторжения татар.
Как мы знаем, в эти же земли был изгнан и другой папа – Климент Первый. В первом веке святой Климент подвергся преследованиям за христианское исповедание, а в седьмом – папа Мартин стал жертвой в борьбе уже за чистоту веры.
После кончины папы Мартина, его мощи были перенесены в Константинополь, а затем в Рим, где и поныне находятся в Церкви святых Сильвестра и Мартина.
Так закончился жизненный путь епископа вступившегося за чистоту вероучения Церкви. А монофелиты, несмотря на их численное превосходство в эпоху папы Мартина Исповедника, были осуждены на Шестом Вселенском соборе спустя четверть века после мученической кончины святого.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.