Во все времена христианства истинному вероучению приходилось противостоять лжеучениям – ересям. Во втором веке Церковь боролась против гностицизма, в четвертом вела борьбу с арианством, в пятом выступала против монофизитства, а в шестом-седьмом столкнулась с ересью монофелитов. Среди тех, кто твёрдо выступал против монофелитства был святой Мартин, римский исповедник, за свои взгляды сосланный в крымский Херсонес.
Шёл 649-й год, когда Мартин занял кафедру Римского епископа.
В это время монофелиты распространяли свою ересь, отвергая две природы Иисуса Христа – божественную и человеческую, настаивая на одной – божественной. А указ, изданный императором, запрещал все споры на эту тему во избежание нестроений в государстве.
Папа Мартин, будучи твердым противником монофелитства, за которое стояли император Констант Второй и Константинопольский патриарх Павел, открыто осуждал их, и даже созвал в Риме Собор епископов вскоре после своего назначения.
Конфликт между новым папой и ними получил развитие. Уже в ходе подготовки к Собору, император через своего военачальника Олимпия пытался помешать папе, и был причастен к покушению на его жизнь.
Однако, Собор всё же состоялся в Латеранском кафедральном соборе Рима, и собрал более ста епископов. На нем были осуждены восточные патриархи – Сергий, Кир, Пирр и Павел, а монофелитство осуждено как ересь.
Сломить упорство папы Мартина в 653 году был отправлен экзарх Равенны Феодор Каллиопа. Обвинив папу в сговоре с сарацинами и государственной измене, папу Мартина отправили в изгнание на остров Наксос. Претерпев мучения и страдания, в 655 году папа Мартин был сослан в Херсонес, где в том же году и скончался.
В Херсонесе того времени христианство, хоть и считалось официальной религией, уступало по распространению язычеству благодаря местным хазарам и аланам. Папа Мартин пережил здесь и голод, и гонения. Об этом он писал в своих письмах в Рим и Константинополь, прося прислать ему хоть сколько-нибудь пищи или денег для пропитания.
Расцвет христианства начнется в Херсонесе Таврическом спустя век после упоминаемых нами событий и продолжится до начала тринадцатого – до вторжения татар.
Как мы знаем, в эти же земли был изгнан и другой папа – Климент Первый. В первом веке святой Климент подвергся преследованиям за христианское исповедание, а в седьмом – папа Мартин стал жертвой в борьбе уже за чистоту веры.
После кончины папы Мартина, его мощи были перенесены в Константинополь, а затем в Рим, где и поныне находятся в Церкви святых Сильвестра и Мартина.
Так закончился жизненный путь епископа вступившегося за чистоту вероучения Церкви. А монофелиты, несмотря на их численное превосходство в эпоху папы Мартина Исповедника, были осуждены на Шестом Вселенском соборе спустя четверть века после мученической кончины святого.
17 июля. О почитании Святых царственных страстотерпцев

Сегодня 17 июля. День памяти Святых царственных страстотерпцев: императора Николая Второго, императрицы Александры, цесаревича Алексия, великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии.
Об их почитании — протоиерей Михаил Самохин.
Личность императора Николая II и его семьи до сих пор остаётся предметом порой жарких дискуссий. Мы находим просчёты и ошибки, нередко безжалостно судим и удивляемся решению церкви о канонизации столь спорной, по мнению некоторых, исторической фигуры.
Несмотря на все эти общественные и собственно церковные дискуссии, мать-церковь точно указала своё представление о месте последней царской семьи в духовной жизни православных людей: они — страстотерпцы. Независимо от всей их прошлой жизни, мы почитаем их безропотное следование воле Божией и уготованному им крестному пути. Именно умения быть послушным Господу так не хватает нам в современной жизни.
Неслучайно и сам факт образа почитания царственных страстотерпцев стал для нас экзаменом на послушание Матери Церкви. Современное послушание не предполагает, увы, благодарности или даже безропотности. Это всего лишь умение в самый главный момент своей жизни выбрать Христа и Его путь. Дай Бог каждому из нас успеть и суметь сделать этот выбор!
Все выпуски программы Актуальная тема
17 июля. О личности и подвиге Благоверного князя Андрея Боголюбского

Сегодня 17 июля. День памяти Благоверного князя Андрея Боголюбского, жившего в двенадцатом веке.
О его личности и подвиге — игумен Лука (Степанов).
Святой благоверный князь Андрей Боголюбский, страстотерпец, был сыном основателя Москвы — Юрия Долгорукого, а его дедом был великий по служению своему и благочестию Владимир Мономах. И, видимо, как раз от деда воспринял князь Андрей удивительное боголюбие в церкви, усердие, отразившиеся впоследствии уже в великих соборах им воздвигнутых, в великой милости Божьей к нему.
Сама Богородица благословила его своим появлением на написание чудного её образа, боголюбивого, по которому и его собственное наименование осталось в истории — Андрей Боголюбский. Его служение происходило в непростое время, он послужил централизации власти, собиранию Отечества нашего.
Во Владимире им возведены Успенский собор, множество других церквей и монастырей и шедевр не только русской, мировой церковной архитектуры — Церковь Покрова на Нерли, и поныне украшающая нашу землю русскую и воодушевляющая к любви, к традиции древней, к церковной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 июля. О творчестве Анны Петровны Зонтаг

Сегодня 17 июля. В этот день в 1785 году родилась детская писательница и переводчица Анна Петровна Зонтаг.
О её творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Главное её произведение — «Священная история. Избранные сюжеты для детей из Ветхого и Нового Заветов». Классическая книга до 1917 года, передававшаяся несчётное число раз. Это значит, что многие поколения русских людей в империи воспитывались на слоге и слове Анны Петровны. Другое её популярное сочинение — «Подарок детям в день Святого Воскресения».
Примечательно, что дядюшкой Анны Петровны Зонтаг был Василий Андреевич Жуковский, который, собственно, и рекомендовал племяннице заняться художественной литературой и всячески ободрял её на творческом пути.
Ныне книжки Анны Петровны Зонтаг известны лишь библиофилам. Но, может быть, после нашего светлого воспоминания о ней кто-то из слушателей поинтересуется и найдёт «Подарок детям к Христову Воскресению», «Сюжеты из Ветхого и Нового Завета» и оценит по достоинству высокий русский литературный язык, позволявший называть произведения образованных авторов XIX века изящной словесностью.
Все выпуски программы Актуальная тема