
Фото: PxHere
«Москва — Третий Рим». Эту загадочную фразу многие хоть раз, да слышали. И наверняка задавались вопросом — что же она означает? У выражения «Москва — Третий Рим» — глубокие исторические и философские корни. Это не просто поговорка, а целая мировоззренческая теория. Возникла она шесть столетий назад, и по сей день не утратила своей актуальности.
Впервые теорию «Москва-Третий Рим» сформулировал в XVI-м веке монах псковского Елеазарова монастыря по имени Филофей. Он изложил её в послании к дьяку — то есть, государственному чиновнику — Михаилу Мунехину, а затем и к самому великому князю Московскому Василию III. «Два Рима пали по грехам своим, третий стоит, а четвёртому не бывать», — писал монах. Что именно он имел в виду, становится понятно, если обратиться к историческим событиям. Первый Рим — Западная Римская Империя, центр древней цивилизации и средоточие власти — пал под натиском варваров ещё в V-м веке. На смену ей пришла Восточная Римская империя — Византия, в которой христианство стало государственной религией. Столица империи, Константинополь, стал одновременно и мировым политическим центром, и оплотом православной веры. Однако в 1453 году город был захвачен турками-османами. Новый Рим пал. Единственным сильным, независимым, централизованным и при этом православным государством, которое могло бы унаследовать традиции Византии, оставалась лишь одна держава — Русь. К тому времени государство Российское уже сбросило с себя оковы монголо-татарского ига. Разрозненные некогда удельные княжества объединились вокруг Москвы. Важным моментом оказалось и то, что Русская православная церковь стала независимой. Это произошло после Вселенского собора во Флоренции, на котором была подписана уния — акт об объединении Православной и Католической церквей при главенстве Папы Римского. После такого вероотступнического шага греков, Россия в прямом смысле слова осталась единственной хранительницей и защитницей православной веры. Ведь остальные поместные церкви, в том числе Вселенский Константинопольский Патриархат, находились под иноземным господством. С политической же стороны преемство России подкреплялось династическим браком. Взошедший в 1462 году на Московский престол великий князь Иван III взял в жёны племянницу последнего византийского императора Константина XI-го — Софью Палеолог. В связи с этим событием некоторые иностранные правители, например, глава Венецианской республики, писали «в Московию» о том, что отныне Московский государь является полноправным наследником Византийской империи. Как защитница веры, Русь активно включилась в борьбу с османами, покорявшими одну за другой христианские страны Европы.
Новую жизнь теория монаха Филофея «Москва-третий Рим» получила в середине XIX века. Её взяли на вооружение славянофилы, утверждая, что у России — свой, особый исторический путь.
Все выпуски программы Открываем историю
16 мая. О мировоззрении и вкладе в историческую науку Ивана Гревса

Сегодня 16 мая. В этот день в 1860 году родился русский историк Иван Гревс.
О его мировоззрении и вкладе в историческую науку — протоиерей Артемий Владимиров.
Вклад Ивана Михайловича в науку заключается в том, что экскурсию он признавал образовательным проектом, помогающим войти участникам экскурсии в пространство истории. В частности, Иван Михайлович разработал семинар как жанр преподавания, соединенный с лекционным курсом. Житель Васильевского острова Иван Михайлович, отдав молодости дань либерализму, будучи кадетом, жестоко разочаровался в революционных смутах в связи с большевизмом и подвергался в советское время гонениям. Его критиковали за идеализм. Между тем, как человек большой внутренней культуры, он не мог игнорировать внутренний мир личности как исходную точку в изучении исторического прошлого. Одна из любимых тем Ивана Михайловича — это архитектура и план Васильевского острова с птичьего полета. Любя, как религиозный человек, праздник Воздвижения Креста, Иван Михайлович много времени уделил осмыслению плана Васильевского острова. В основе плана лежал крест, а в центре этого креста знаменитый Андреевский собор. Чуткое сердце христианина Ивана Михайловича признавало крест как источник духовной и нравственной силы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 мая. О важности труда биографов

Сегодня 16 мая. День биографа.
О важности труда биографов — протоиерей Игорь Филяновский.
Жанр биографии остается одним из самых востребованных в мировой литературе. Одним из первых биографов можно назвать древнегреческого философа Плутарха. Он автор «Сравнительных жизнеописаний», уникального произведения о ярких исторических фигурах своего времени. В средние века в Европе, и особенно в Византии, расцвел жанр церковной агиографии. Это биографии христианских святых, которые рассказывали историю жизни человека и давали оценку его подвига в свете духовных свершений на пути служения Господу Иисусу Христу и Его Церкви. В новое время жанр биографии выдающихся личностей расширил свой литературный канон и мог быть представлен как историко-философскими исследованиями, так и билиторизированными рассказами о жизни героев. В русской культуре бережно хранят память о первом издателе и биографе Пушкина Анненкове, о биографе Льва Толстого Бирюкове. В XX веке многие крупные писатели издавали биографии выдающихся людей разных эпох. Ромен Роллан и Цвейг, Андрей Моруа и Ирвинг Стоун. А в нашей литературе в этом жанре работали Юрий Тынянов, Михаил Булгаков, Сергей Дурылин. Была основана целая литературная серия «Жизнь замечательных людей», которая существует и поныне. Ведь жизнеописания выдающихся личностей всегда будут ценным литературным наследием любой страны и неиссякаемым материалом для новых исследований.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 мая. О жизни и творчестве Ольги Берггольц

Сегодня 16 мая. В этот день в 1910 году родилась поэтесса Ольга Берггольц.
О её жизни и творчестве — протоиерей Василий Гелеван.
«Никто не забыт, ничто не забыто». Знаменитая фраза принадлежит ей, поэтессе Ольге Фёдоровне Берггольц. Она называла себя представительницей запоздавшего поколения. Если бы она родилась лет на 15 раньше, была бы в числе лучших поэтов Серебряного века. Но на её жизнь пришлись революция, гражданская война, репрессии, блокадный Ленинград. Смерть, страдания и самопожертвования — эти темы стали стержневыми в её ленинградской поэме. Её нежный голос из радио каждый день давал сил жителям бороться за жизнь. Сквозь голод и холод пробивалась воля к жизни. Однажды, идя по улице, Ольга Фёдоровна упала без сил, споткнувшись о тело умершего человека и уже не могла встать из-за голода. Вдруг, по громкоговорителю, она услышала свой собственный бодрый голос. «Товарищ, нам горькие выпали дни, грозят небывалые беды, но мы не забыты с тобой, не одни, — и это уже победа». Тогда она встала и смогла идти дальше. В 1942 году блокада — это образ Голгофы. Заколоченных крест-накрест окнах домов видится крест человеческих страданий. «Вот женщина стоит с доской в объятьях; угрюмо сомкнуты её уста, доска в гвоздях — как будто часть распятья, большой обломок русского креста». Вот женщина стоит с доской в объятиях, угрюмо сомкнуты её уста. Доска в гвоздях, как будто часть распятия. Большой обломок русского креста. Последняя просьба умирающей поэтессы состояла в том, чтобы над ней прозвучала молитва «Ныне отпущаеши».
Все выпуски программы Актуальная тема