
Фото: Silas Baisch/Unsplash
Иногда Православие встречаешь в совершенно неожиданных местах. Взять хотя бы Индонезию — государство, где большинство жителей исповедуют ислам. Удивительно, но и в этой стране нашлось место для Православной Церкви. Не сказать, что православным живется в Индонезии комфортно, но все же они там есть — причем довольно большую часть местных православных христиан составляют именно индонезийцы.
Хотя формально в Индонезии христианство считается разрешенной религией, за исповедание православия можно получить суровые санкции со стороны государства. Вот почему индонезийские христиане стараются скрывать свое вероисповедание. Они редко или почти никогда не посещают богослужение и молятся дома. Тем не менее, есть и те, кто храбро приходит в храм каждое воскресенье.
Индонезийское православие имеет собственные ярко выраженные черты. Как и почти везде на востоке, при входе в храм индонезийцы снимают обувь. Во время богослужения они большей частью сидят на постеленной на пол циновке. Само богослужение совершается на индонезийском языке- общем наречии для всех регионов страны. Мужчины и в особенности женщины на богослужение надевают национальные костюмы. Женщины и вовсе приходят в храм со специальным покрывалом на голове- совсем по-мусульмански.
Совсем по-мусульмански выстроено и расписание богослужений. Оно совершается в индонезийских храмах пять раз в сутки, как совершается мусульманская молитва- намаз. Если человек не может прийти в храм, он молится дома- также пять раз в сутки.
Кстати, повсеместное соседство с исламом образовало еще одну особенность индонезийского Православия. Местные христиане, многие из которых перешли в Православие из ислама, с большим почтением относятся к ветхозаветным, чем к новозаветным святым. Связано это с тем, что в исламе пророки древнего Израиля, например, почитаются как святые. Еще одна особенность состоит в том, что исламская культура- культура книги, Корана. Поэтому православные индонезийцы очень внимательно изучают Библию, немалые отрывки из которой помнят наизусть.
Многие православные учреждения в Индонезии названы еврейскими именами. Это тоже сделано не случайно — у иврита и арабского языка большое количество общих семитских корней. В случае с Индонезией иврит помогает как бы перекинуть мостик от ислама к христианству. Вот так самобытно живет Православие в этих землях.
26 июня. О проповеди во время гонений

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа, обращённые к апостолам: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой».
О проповеди во время гонений — игумен Лука (Степанов).
Словами о том, что надлежит гонимым ученикам Его бежать в другие города и там проповедовать, Господь указывает на те обстоятельства жизни человечества, которые как раз и послужат к всемирной проповеди.
Действительно, и иудеи, и язычники восстали на учеников Христовых в скорости после Его вознесения и схождения Святого Духа на апостолов, после рождения Церкви.
Изгоняемые ученики Христовы не пытались удержаться любыми правдами и неправдами в Иерусалиме, но расходились по всему миру, сознавая себя уже посланными для благовестия тем народам, в которых ещё не было и слышно имени Христова.
Таким образом, они без смущения, посланные Господом, совершали великую миссию преображения рода человеческого евангельским благовестием.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 июня. Об ожидании Второго пришествия Христа

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне».
Об ожидании Второго пришествия Христа — священник Захарий Савельев.
В связи с тем, что человек допустил в свою природу зло, и, соответственно, через вот эту природу человека зло вошло в этот мир, то и вся тварь стенаетмучится, смысл мироздания поменялся. Первоначально, как вот мы помним из псалмовпророка Давида, «всякое дыхание да хвалит Господа».
Весь мир Богом из небытия в бытие был приведён для того, чтобы восхвалять своего Творца. Бог создал нас только по Своей любви. Он не был зависим от того, чтобы кого-то сотворить, чтобы Свою любовь воплощать. Наш Бог есть Бог-Троица, и любовь внутри самого Бога циркулирует и существует.
Бог сам есть любовь, и по Своей безвозмездной любви Бог приводит из небытия целый мир, и, в общем-то, всё живущее, всё живое в нашем мире, на нашей планете, связано со своим Творцом, с Богом, со Христом.
И вот пришествие в мир Спасителя освещает не только человечество, но и целый мир от греха, от зла, от несправедливости. В общем-то, и те катаклизмы, и те ненастья, которые происходят в этом мире, происходят, безусловно, по грехам рода человеческого.
И вот как раз избавлением от этого проклятия, от этой смерти является сам Господь Иисус Христос. И всёживое, на самом деле, ожидает второго пришествия Спасителя, как завершения вот этого периода бытия иожидания. И когда человеческая история перейдёт на новый виток, то и весь мир перейдёт на новый виток отношения с Богом. То есть мы, как и знаем из текста Священного Писания, будет новое небо и новая земля.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 июня. Об опыте Церкви в борьбе с зависимостями

Сегодня 26 июня. Международный день борьбы с наркоманией.
Об опыте Церкви в борьбе с этим недугом — священник Стахий Колотвин.
Современный научный подход к изучению и борьбе с наркотическими зависимостями — вещь совсем недавняя в исторической перспективе. Тем не менее, Церковь могла представить свой богатый опыт, на который опираясь и светская наука может делать следующие шаги.
Потому что зависимость физическая, зависимость химическая, зависимость биологическая лишь зиждется на зависимости духовной. А любой грех делает, по сути, человека наркоманом. Потому что человек идет вновь и вновь к греху, который разрушает его душу, который вредит его жизни, потому что получает греховное удовольствие, греховное преимущество.
Поэтому, когда речь идёт об исцелении от наркотической зависимости, нужно работать и с душой, и с телом. И человеку, который опирается при решении своих наркотических проблем на духовный опыт Церкви, ему освободиться куда легче.
Однако мы помним, что лучшее лечение — это профилактика. И здесь церковный опыт может пригодиться. Потому что задача христианина — не борьба с грехом, — что согрешить, а потом каяться и не повторять, — а вообще не совершать греха, избегать, даже не подходить к тому краю, где тебя уже утянет губительная страсть.
И этот опыт может пригодиться и нам, и всем, даже маленьким детям, которым могут предложить какую-то дозировку распространители, и на неё попасться. И ребёнку-христианину это будет легче.
Поэтому, дорогие друзья, даже если вы далеки от храма, и, кажется, всё безопасно, пойдите к Богу. Потому что Господь сможет защитить ваших детей не только от духовных угроз, но и от страшной зависимости.
Все выпуски программы Актуальная тема