
Фото: Silas Baisch/Unsplash
Иногда Православие встречаешь в совершенно неожиданных местах. Взять хотя бы Индонезию — государство, где большинство жителей исповедуют ислам. Удивительно, но и в этой стране нашлось место для Православной Церкви. Не сказать, что православным живется в Индонезии комфортно, но все же они там есть — причем довольно большую часть местных православных христиан составляют именно индонезийцы.
Хотя формально в Индонезии христианство считается разрешенной религией, за исповедание православия можно получить суровые санкции со стороны государства. Вот почему индонезийские христиане стараются скрывать свое вероисповедание. Они редко или почти никогда не посещают богослужение и молятся дома. Тем не менее, есть и те, кто храбро приходит в храм каждое воскресенье.
Индонезийское православие имеет собственные ярко выраженные черты. Как и почти везде на востоке, при входе в храм индонезийцы снимают обувь. Во время богослужения они большей частью сидят на постеленной на пол циновке. Само богослужение совершается на индонезийском языке- общем наречии для всех регионов страны. Мужчины и в особенности женщины на богослужение надевают национальные костюмы. Женщины и вовсе приходят в храм со специальным покрывалом на голове- совсем по-мусульмански.
Совсем по-мусульмански выстроено и расписание богослужений. Оно совершается в индонезийских храмах пять раз в сутки, как совершается мусульманская молитва- намаз. Если человек не может прийти в храм, он молится дома- также пять раз в сутки.
Кстати, повсеместное соседство с исламом образовало еще одну особенность индонезийского Православия. Местные христиане, многие из которых перешли в Православие из ислама, с большим почтением относятся к ветхозаветным, чем к новозаветным святым. Связано это с тем, что в исламе пророки древнего Израиля, например, почитаются как святые. Еще одна особенность состоит в том, что исламская культура- культура книги, Корана. Поэтому православные индонезийцы очень внимательно изучают Библию, немалые отрывки из которой помнят наизусть.
Многие православные учреждения в Индонезии названы еврейскими именами. Это тоже сделано не случайно — у иврита и арабского языка большое количество общих семитских корней. В случае с Индонезией иврит помогает как бы перекинуть мостик от ислама к христианству. Вот так самобытно живет Православие в этих землях.
2 мая. О пророчествах Моисея и других пророков о Христе

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете».
О пророчествах Моисея и других пророков о Христе — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Моисей будет обвинять иудеев перед Христом. Почему так? Объясняет сам Спаситель, обращаясь к ним. «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне». Итак, Моисей писал о Христе. Давайте найдем это место в его книгах. Оно находится во Второзаконии. «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебя Господь Бог твой, — Его слушайте». Но если бы только один Моисей писал о Сыне Божьем, Господь так сказал: «Исследуйте Писание, они свидетельствуют о мне». Поэтому все ветхозаветные праведники будут на стороне обвинения, так как они писали о Сыне Божьем, но иудеи не поверили ни Христу, ни пророкам. Почему так получилось? Ответ есть в Евангелии. Иисус сказал: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с ним, сказали ему: «Неужели и мы слепы?» Иисус сказал им: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». Таким образом, гордыня и сердечная слепота не позволили им увидеть в Иисусе Мессию, Сына Божьего.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 мая. О причинах непринятия Христа

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Я пришёл во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя своё, его примете».
О причинах непринятия Христа — священник Николай Конюхов.
Человеку гораздо проще понять свидетельство другого человека, увидев в нем в том числе отражение и собственной гордыни. Когда человек приходит во имя свое, то есть он говорит от себя то, что он думает сам, и сам о себе свидетельствует. А Христос говорит, что нельзя принимать только лишь свидетельство самого о себе. Оно не всегда может быть объективным. Более того, человек может находиться в глубокой прелести, и вообще его свидетельство будет неистинно. Он об этом и говорит. «Вы не верьте Моему свидетельству. Отец, который послал Меня, свидетельствует. И дела, которые Я творю, свидетельствуют о Мне». Потому что мы никогда вообще не принимаем свидетельство только лишь одного человека. Он может быть замешан в каких-то схемах и пытается нас обмануть. Но почему-то людям свойственно доверять другому человеку, если он как-то самоуверен, абсолютно убежден. И даже на курсах всяких повышений квалификации современные коучи об этом говорят, что ты должен говорить, вот я уверен, 100% и так далее. И какая-то убежденность, конечно, должна быть у проповедника. Но Христос призывает себе в свидетели свои дела. И призывает нас иметь некое критическое мышление. Потому что мы слишком доверчивы, особенно глядя на статистику обращения людей ко всяким знахарям, экстрасенсам и все остальное, которые зачастую творят дела, не только не подтверждающие какие-то их качества духовные, но наоборот свидетельствуют о том, что если даже есть у них какая-то сила, но точно не от Бога. А тут Христос творит дела, о которых никто никогда не творил. И они его не принимают. Именно из-за того, что другой человек — это отражение нашей собственной гордыни. И для того, чтобы принять Христа и слова Христа, нам нужно уметь увидеть глубже, посмотреть не на то, как человек представляет себя, не на внешний фасад, а в глубину.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 мая. О блаженных и блаженстве

Сегодня 2 мая. День памяти Блаженной Матроны Московской.
О блаженных и блаженстве — священник Захарий Савельев.
Те, кто прославлены в лике святых именно как блаженные, сам образ этих святых лучше всего показывает преображение человека во Христе, потому что таким образом человек показывает процесс Обожения, процесс того, как душа просвещается Божественным Светом и становится ему сопричастна, и природа человеческая меняется. По благодати Божией становится новым естеством, к которому призвал нас Господь в Своем Светлом Христовом Воскресении. Но вместе с этим процесс Обожения связан именно с благодатью. Мы становимся причастными Богу не по Его природе, потому что Его природа для нас недоступна, а по Его благодати, по Его милосердию к нам. И вот эта благодать — это и есть блаженство. Говорят, какое блаженство, когда человеку просто хорошо, даже просто от хорошей погоды или от хорошего настроения, но само понятие блаженства — это и есть счастье. А счастье и блаженство напрямую связаны с благодатью. А благодать напрямую связана с Божественным естеством, с его любовью к роду человеческому. И вот, когда мы празднуем память блаженных святых, особенно Матроны Московской, мы должны иметь это у себя в голове. Пример их святой жизни, на которой они встретились с Богом.
Все выпуски программы Актуальная тема