
Фото: Silas Baisch/Unsplash
Иногда Православие встречаешь в совершенно неожиданных местах. Взять хотя бы Индонезию — государство, где большинство жителей исповедуют ислам. Удивительно, но и в этой стране нашлось место для Православной Церкви. Не сказать, что православным живется в Индонезии комфортно, но все же они там есть — причем довольно большую часть местных православных христиан составляют именно индонезийцы.
Хотя формально в Индонезии христианство считается разрешенной религией, за исповедание православия можно получить суровые санкции со стороны государства. Вот почему индонезийские христиане стараются скрывать свое вероисповедание. Они редко или почти никогда не посещают богослужение и молятся дома. Тем не менее, есть и те, кто храбро приходит в храм каждое воскресенье.
Индонезийское православие имеет собственные ярко выраженные черты. Как и почти везде на востоке, при входе в храм индонезийцы снимают обувь. Во время богослужения они большей частью сидят на постеленной на пол циновке. Само богослужение совершается на индонезийском языке- общем наречии для всех регионов страны. Мужчины и в особенности женщины на богослужение надевают национальные костюмы. Женщины и вовсе приходят в храм со специальным покрывалом на голове- совсем по-мусульмански.
Совсем по-мусульмански выстроено и расписание богослужений. Оно совершается в индонезийских храмах пять раз в сутки, как совершается мусульманская молитва- намаз. Если человек не может прийти в храм, он молится дома- также пять раз в сутки.
Кстати, повсеместное соседство с исламом образовало еще одну особенность индонезийского Православия. Местные христиане, многие из которых перешли в Православие из ислама, с большим почтением относятся к ветхозаветным, чем к новозаветным святым. Связано это с тем, что в исламе пророки древнего Израиля, например, почитаются как святые. Еще одна особенность состоит в том, что исламская культура- культура книги, Корана. Поэтому православные индонезийцы очень внимательно изучают Библию, немалые отрывки из которой помнят наизусть.
Многие православные учреждения в Индонезии названы еврейскими именами. Это тоже сделано не случайно — у иврита и арабского языка большое количество общих семитских корней. В случае с Индонезией иврит помогает как бы перекинуть мостик от ислама к христианству. Вот так самобытно живет Православие в этих землях.
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. О поиске подлинной мудрости

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой».
О поиске подлинной мудрости — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, что в Евангелии написано самое главное. И если что-то или кто-то упоминается в этой богооткровенной книге, то не случайно. Это можно сказать и о царице Савской. Страна, которой она управляла, находилась в Эфиопии, где-то в северо-восточной Африке. Об этой царице, которую Христос назвал «Царицей южной», говорится в Библии, в Третьей книге Царств. Царь Соломон принял правительницу отдаленного государства и поразил ее глубиной мыслей и рассудительностью, несмотря на то, что царица была одним из образованных правителей своего времени. Так говорит Писание: «И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и сказала царю: Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою. Да будет благословен Господь Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев. Господь по вечной любви своей к Израилю поставил тебя царем творить суд и правду». Христос, напоминая евреям про этих легендарных людей, замечает, что Его современники потеряли присущее древним стремление искать истину, а ведь перед ними стояла сама истина — тот, кто несоизмеримо мудрее Соломона.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. Об отношении христиан друг к другу

В 15-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию».
Об отношении христиан друг к другу — игумен Лука (Степанов).
Часто о неудобных для нас людях говорится: «Мы его не примем, это не наш». Апостол учит стремиться увидеть в каждом своего. Принять ближнего — это значит носить бремена его, это значит потерпеть его несовершенство, его ограниченность. «Господь», напоминает апостол, «вас принял, грешников, и отверз для вас объятия вечной жизни не тогда, когда уже вы были хороши, а когда плохи». Так что этими словами апостола побуждаются ученики его в отношении немощных, слабосильных, маловерных не гневом и неприязнью воодушевляться, но, напротив, кротостью такой растящей матери, доилицы, которая вскармливает своих телят, так и в отношении всех немощных, но расположенных, тем не менее, ко Господу, но совершающих шаги в сторону Церкви, являть великое долготерпение — им вооружаться. И тогда победим и мы, и они, а во всех нас Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема