
Несколько лет назад я стала участвовать в приходской воскресной благотворительной ярмарке. Варила самые разные варенья и приносила их на продажу. Подруга стала привозить мне с дачи какие-нибудь фрукты или ягоды для моих экспериментов со вкусами. За что я ей, конечно, была благодарна. До поры до времени.
Как-то раз она привезла мне целый ворох мясистой сочной мяты. Я попробовала добавить мяту, точнее, отвар из нее, в варенье. Получилось неплохо. Уже собралась выбросить жмых — листики, которые вынула из сиропа, но тут мне в голову пришла мысль эти листики остудить, отжать и высушить. Когда пропитанные сладким сиропом листочки высохли, превратились в очень вкусные цукаты. Деликатес! Засахаренная мята — по аналогии со знаменитой во Франции засахаренной фиалкой.
Я расфасовала цукаты по пакетам и отнесла на воскресную ярмарку. Они имели огромный успех! И подруга стала носить мне почаще свою дивную мяту — на цукаты.
Будним вечером я возвращалась с работы очень уставшая. Неожиданно позвонила подруга и сообщила, что только вернулась с дачи и привезла мне пакет мяты, оставила в храме. Спросила, могу ли я сейчас забрать его по пути домой? «Хорошо», — согласилась я. Зашла в храм... и мне вынесли не пакет, а целый сноп этой мяты! Пока размышляла, куда мне столько, пришло сообщение от дарительницы — она очень радовалась, что ярмарочный ассортимент основательно пополнится полюбившимися всем прихожанам цукатами.
Придя домой, я села и кисло уставилась на «сноп». Был глубокий вечер, я уставшая, завтра на работу — а тут... мята. Дело в том, что мяту нельзя хранить. Она очень быстро вянет или чернеет. А на цукаты годятся лишь свежие мясистые листья. То есть, обрабатывать полученное сырье нужно прямо сейчас. Обрабатывать — это значит оборвать все листики, выбрав самые сочные и красивые, промыть каждый тщательно в воде, затем засыпать сахаром и оставить до утра давать сок.
Скрепя сердце я принялась за работу. Как же хотелось побыстрее ее закончить! Оборвать не все годные листики, выбросить половину со стеблями. Конечно, понимала, что люди ждут от меня вкусных цукатов. Что каждый пакетик, проданный на ярмарке, — это помощь храму и его подопечным. Что мята не моя, в конце концов, а пожертвованная для общего дела, поэтому я не могу вот так выкинуть половину. Да и жалко было эти нежные зеленые листики! Это же так прекрасно, что каждый из них может стать маленькой радостью для кого-то.
Сгорбившись, я кропотливо и честно перебирала мяту, думая о двух вещах. Терпение! Все получится, ведь не может не радовать предстоящий результат и то, что этот посильный вклад в общее дело будет весьма полезным и... вкусным. А второе, о чем я сразу вспомнила, — это Иисусова молитва. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную», — напевала я протяжно, в такт ритмичному процессу обрывания листочков. Чувствовала, как молитва будто вытягивает усталость, дает силы, хорошее настроение.
С Божьей помощью уже в ночи на столе были разложены сотни, если не тысячи, листиков! И пришла в душу такая радость! Молитва изменила мое состояние из «нет сил трудиться» на «хочется порадовать людей». Господь дал терпение и силы. Я запомнила этот опыт. Лишь с молитвой можно преодолеть себя ветхую и обрести силы выполнить то, чего на самом деле просит душа.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер