В городе Пскове, в месте, где сливаются реки Мирожа и Великая, стоит над водой Мирожский Спасо-Преображенский монастырь. Он был основан в двенадцатом веке. Правивший в то время городом князь Довмонт заказал в подарок для новой обители икону Божией Матери. По велению градоначальника псковский художник создал образ иконографического типа Оранта, что в переводе с латыни означает Молящаяся. Богородица представлена на нём с поднятыми к небу руками. По сторонам от Царицы Небесной иконописец изобразил самого Довмонта и его супругу Марию в молитвенном предстоянии.
Жители Пскова любили своего князя, как мудрого и милостивого правителя. Вскоре после кончины Довмонт был канонизирован. Его жена Мария, оставшись вдовой, приняла монашеский постриг и вела подвижническую жизнь. Церковь признала и её святость. Прославление княжеской четы нашло отражение на иконе Божией Матери, хранящейся в Мирожском монастыре. Изображения Довмонта и Марии украсили золотыми нимбами.
В шестнадцатом столетии Богородица явила чудо от Своей иконы, которую по названию монастыря стали именовать Мирожской. Во время эпидемии чумы из глаз Пресвятой Девы на древнем образе потекли слёзы. Потрясённые необычайным явлением псковичи крестным ходом перенесли святыню в центральный Свято-Троицкий храм. Православные соборно молились перед чудотворной иконой о прекращении мора. И Небесная Заступница услышала их прошения, эпидемия отступила.
О событиях в Пскове узнал царь Иоанн Грозный. В летописях говорится, что 1567 году он повелел перенести Мирожскую икону в Москву. На этом след древней святыни теряется.
Но сохранился точный список чудотворного Мирожского образа. Он был написан в шестнадцатом веке по велению Ивана Грозного для Псковского Спасо-Преображенского монастыря. Там икона находилась до революции 1917 года. Советская власть закрыла обитель. Реликвию изъяли и поместили в Псковский музей, где она пребывает и поныне.
А в Спасо-Преображенском монастыре в конце двадцатого века возродилась молитвенная жизнь. Монахи создали иконописную мастерскую, в которой в 1998 году был изготовлен ещё один список Мирожской иконы Божией Матери. Помолиться Небесной Заступнице перед этим образом можно в Свято-Стефаниевском храме древней обители.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема