
Микаэл Арамянц был одним из самых состоятельных предпринимателей Кавказа начала 20-ого века. И одним из самых щедрых благотворителей своего времени. О нём по сей день вспоминают, как о человеке, который не просто жил, а вдыхал жизнь во всё, к чему прикасался.
Он родился в карабахском селе Кятук и карьеру свою начинал как помощник торговца мануфактурой. В Тифлис перебрался в 1871 году — приехал налаживать поставки шёлка и сахара. Да так преуспел, что всего через пять лет заработал миллион. И так же быстро его потерял из-за недобросовестности своих деловых партнёров. Из всего состояния у Микаэла осталось только семь тысяч рублей. Их он вложил в свой угасающий бизнес, надеясь исправить ситуацию. Риск оправдал себя, но дела шли слишком медленно, и тогда Арамянц уехал в Баку, где открыл нефтяную компанию. В Баку конкурентами Микаэла были семьи Нобелей и Ротшильдов и, чтобы выжить, начинающему промышленнику приходилось постоянно придумывать новые проекты. Одним из них стало строительство нефтепровода Баку-Батум. Успех этого предприятия превзошёл все ожидания. Спустя несколько лет Арамянц снова вернулся в Тифлис и снова миллионером.
В столице Грузии Микаэла Овсеповича постигло горе. Серьёзно заболел один из его сыновей. Отец приглашал из Европы лучших врачей, но они не смогли помочь. После смерти сына Арамянц мучился вопросом: почему в Тифлисе нет хорошей больницы и люди вынуждены уезжать лечиться за границу? Ответ был один: в городе должно появиться достойное медицинское учреждение. И построить его обязан он — Микаэл Арамянц.
Большой больничный комплекс, возведённый по последнему слову науки на деньги Микаэла Овсеповича и подаренный им Тифлису, горожане назвали чудом. Клиника состояла из нескольких корпусов и отделений. Архитектор проекта, прежде чем приступить к работе, объездил крупные города Европы, чтобы перенять опыт строительства подобных заведений. За новейшей аппаратурой Арамянц ездил лично — он, например, привёз из Берлина рентгеновский аппарат — один из первых в Российской империи. В больнице не только лечили бесплатно, но и операции делали безвозмездно. А жалованье всем сотрудникам Арамянц платил из своих личных денег.
В любимом Тифлисе Микаэл Овсепович построил ещё одно знаковое здание — гостиницу «Мажестик». Благотворитель задумал грандиозный проект — его гостиница должна была стать лучшей не только на Кавказе, но и во всей Европе. Как и в случае с больницей, архитектор будущего заведения уехал за границу: на этот раз изучать номера Лондона, Рима, Парижа. «Мажестик» украсил собой Тифлис в 1915 году и был удостоен Гран-при и Золотой медали на Парижской выставке как лучший европейский отель. «Арамянц вложил в строительство этой гостиницы колоссальные деньги, она была апофеозом его любви к городу, который он мечтал видеть красивейшим в мире», — писала в те дни пресса.
Арамянц входил в состав правления Тифлисского Национального благотворительного общества. Он опекал множество церквей и монастырей. Финансировал школы, гимназии, училище для слепых. Содержал десятки студентов. А на грязевом курорте Ахтала, где у него было имение, создал прекрасные условия не только для своих домочадцев, но и для местных жителей. Построил мельницы и фермы, дал людям работу. Для детей открыл школу.
В Тифлисе Микаэл Овсепович — армянин по происхождению — создал «Армянское этнографическое общество». А на его базе учредил в Ереване Государственный музей истории Армении — один из самых интересных музеев в мире.
1915 год оказался трагическим для армян. Геноцид заставил тысячи людей покинуть свои дома в Османской империи и бежать от зверских погромов. Для тех, кто оказался в Грузии, Арамянц возвёл целое поселение. Как всегда, не скупился и строил с размахом. На берегу реки Алгети появились широкие улицы, на них восемьдесят комфортабельных домов, школа, церковь, каналы. Беженцы не покупали землю — Микаэл Овсепович дарил им её, так же как дарил домашний скот, семена, сельскохозяйственные инструменты.
То, как Арамянца любили и уважали тифлисцы, сегодня кажется неправдоподобным. Когда однажды он заболел, горожане устали улицу перед его домом травой, чтобы проезжающие кареты не беспокоили шумом почётного гражданина Тифлиса Микаэла Овсеповича Арамянца.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело