
Микаэл Арамянц был одним из самых состоятельных предпринимателей Кавказа начала 20-ого века. И одним из самых щедрых благотворителей своего времени. О нём по сей день вспоминают, как о человеке, который не просто жил, а вдыхал жизнь во всё, к чему прикасался.
Он родился в карабахском селе Кятук и карьеру свою начинал как помощник торговца мануфактурой. В Тифлис перебрался в 1871 году — приехал налаживать поставки шёлка и сахара. Да так преуспел, что всего через пять лет заработал миллион. И так же быстро его потерял из-за недобросовестности своих деловых партнёров. Из всего состояния у Микаэла осталось только семь тысяч рублей. Их он вложил в свой угасающий бизнес, надеясь исправить ситуацию. Риск оправдал себя, но дела шли слишком медленно, и тогда Арамянц уехал в Баку, где открыл нефтяную компанию. В Баку конкурентами Микаэла были семьи Нобелей и Ротшильдов и, чтобы выжить, начинающему промышленнику приходилось постоянно придумывать новые проекты. Одним из них стало строительство нефтепровода Баку-Батум. Успех этого предприятия превзошёл все ожидания. Спустя несколько лет Арамянц снова вернулся в Тифлис и снова миллионером.
В столице Грузии Микаэла Овсеповича постигло горе. Серьёзно заболел один из его сыновей. Отец приглашал из Европы лучших врачей, но они не смогли помочь. После смерти сына Арамянц мучился вопросом: почему в Тифлисе нет хорошей больницы и люди вынуждены уезжать лечиться за границу? Ответ был один: в городе должно появиться достойное медицинское учреждение. И построить его обязан он — Микаэл Арамянц.
Большой больничный комплекс, возведённый по последнему слову науки на деньги Микаэла Овсеповича и подаренный им Тифлису, горожане назвали чудом. Клиника состояла из нескольких корпусов и отделений. Архитектор проекта, прежде чем приступить к работе, объездил крупные города Европы, чтобы перенять опыт строительства подобных заведений. За новейшей аппаратурой Арамянц ездил лично — он, например, привёз из Берлина рентгеновский аппарат — один из первых в Российской империи. В больнице не только лечили бесплатно, но и операции делали безвозмездно. А жалованье всем сотрудникам Арамянц платил из своих личных денег.
В любимом Тифлисе Микаэл Овсепович построил ещё одно знаковое здание — гостиницу «Мажестик». Благотворитель задумал грандиозный проект — его гостиница должна была стать лучшей не только на Кавказе, но и во всей Европе. Как и в случае с больницей, архитектор будущего заведения уехал за границу: на этот раз изучать номера Лондона, Рима, Парижа. «Мажестик» украсил собой Тифлис в 1915 году и был удостоен Гран-при и Золотой медали на Парижской выставке как лучший европейский отель. «Арамянц вложил в строительство этой гостиницы колоссальные деньги, она была апофеозом его любви к городу, который он мечтал видеть красивейшим в мире», — писала в те дни пресса.
Арамянц входил в состав правления Тифлисского Национального благотворительного общества. Он опекал множество церквей и монастырей. Финансировал школы, гимназии, училище для слепых. Содержал десятки студентов. А на грязевом курорте Ахтала, где у него было имение, создал прекрасные условия не только для своих домочадцев, но и для местных жителей. Построил мельницы и фермы, дал людям работу. Для детей открыл школу.
В Тифлисе Микаэл Овсепович — армянин по происхождению — создал «Армянское этнографическое общество». А на его базе учредил в Ереване Государственный музей истории Армении — один из самых интересных музеев в мире.
1915 год оказался трагическим для армян. Геноцид заставил тысячи людей покинуть свои дома в Османской империи и бежать от зверских погромов. Для тех, кто оказался в Грузии, Арамянц возвёл целое поселение. Как всегда, не скупился и строил с размахом. На берегу реки Алгети появились широкие улицы, на них восемьдесят комфортабельных домов, школа, церковь, каналы. Беженцы не покупали землю — Микаэл Овсепович дарил им её, так же как дарил домашний скот, семена, сельскохозяйственные инструменты.
То, как Арамянца любили и уважали тифлисцы, сегодня кажется неправдоподобным. Когда однажды он заболел, горожане устали улицу перед его домом травой, чтобы проезжающие кареты не беспокоили шумом почётного гражданина Тифлиса Микаэла Овсеповича Арамянца.
Все выпуски программы Имена милосердия
«О Боге в мировом кино: цикл фильмов «Декалог». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о цикле из десяти фильмов Кшиштофа Кесьлёвского «Декалог», в котором каждый фильм соотнесен с одной из заповедей, как режиссер размышляет о взаимоотношениях человека и Бога, о том, как соотносятся вера и научные знания и как пороки и нарушения заповедей разрушают жизнь человека.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед посвященных тому, как классики мирового кинематографа обращались к темам, связанным напрямую с жизнью Церкви, церковной историей и Библией.
Первая беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Карла Теодора Дрейера «Страсти Жанны д’Арк» (эфир 13.10.2025)
Вторая беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Робера Бессона «Дневник сельского священника» (эфир 14.10.2025)
Третья беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Ингмара Бергмана «Причастие» (эфир 15.10.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Выставка «Августейший хозяин Москвы». Анна Громова

В гостях у программы «Светлый вечер» была председатель наблюдательного совета фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Анна Громова.
Мы говорили о Великом Князе Сергее Александровиче Романове, о его судьбе и служении Отечеству, а также о выставке «Августейший хозяин Москвы», приуроченной к 120-летию со дня трагической гибели Великого Князя.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер
Музей Патриарха Тихона в Донском монастыре
Для сердца каждого верующего человека образ Святителя Тихона Патриарха Московского и Всея Руси является примером любви, доброты, милосердия, мужества, бесстрашия, верности Русской Православной Церкви и России, веры в Бога.
Мы можем прийти сегодня в Донской ставропигиальный мужской монастырь в будний день и увидеть много людей. Одни из них прогуливаются по территории обители, рассматривая памятники одного из самых значительных Некрополей, где упокоилось столько людей, послуживших своими дарованиями нашему Отечеству. Другие заходят в Большой и Малый Донской Соборы — приложиться к чудотворной Донской иконе Божией Матери и, чтобы постоять у мощей великого Патриарха и помолиться на месте его погребения. Он почил о Господе 7 апреля 1925 года.
В Донской обители к 100-летию этого события был открыт мемориальный музей в домике, где Патриарх Тихон провел последние годы своей жизни, и где с 19 мая 1922 года по 27 июня 1923 года он пребывал под арестом.
Мы приглашаем вас в этот музей, чтобы узнать о том, как это было. Узнать о том времени, когда Русская Православная Церковь силой воли и мужества ее Первосвятителя, помощью Божией нашему великому Патриарху, верностью многих и многих его духовных детей выстояла, и позволила нам сегодня жить и молиться, верить и любить.









Московский и Всея Руси

Московский и Всея Руси
Фотографии предоставлены Музеем Святителя Тихона Патриарха Московского и Всея Руси в Донском ставропигиальном мужском монастыре.
В программе использована музыка Инока Дионисия Новоселова.
Все выпуски программы Места и люди