— Я так давно мечтала увидеть старинную акварель в подлиннике, и здесь, в Русском музее, моё желание наконец-то исполнилось! Вы только взгляните, Маргарита Константиновна, какой замечательный рисунок! Называется он «Под Святыми вратами в Борисоглебском монастыре».
— И впрямь чудесный, Наташа! Такая прозрачность, нежность красок и в то же время точность деталей. Акварель — сложная техника, но это не помешало Михаилу Виллие в работе. Художник бережно и скрупулёзно изобразил древние стены монастыря, передал причудливый архитектурный орнамент в стиле русского узорочья. С фотографической точностью запечатлел арочные пролёты, украшенные гирьками, фрески под сводами, резные колонны.
— А что это за церковь, Маргарита Константиновна?
— Надвратный храм Сретения Господня Борисоглебского монастыря. Он расположен в посёлке Борисоглебский Ярославской области, между Ростовом и Угличем.
— Михаил Виллие родом оттуда?
— Нет, он родился в Санкт-Петербурге, в семье военного врача, обрусевшего шотландца. После смерти отца поступил в школу гвардейских прапорщиков, а параллельно по разрешению командования посещал Императорскую академию художеств.
— Виллие служил прапорщиком?
— Военная карьера не состоялась из-за болезни Михаила, и рисование стало его главным занятием. По окончании Академии он много лет жил в Европе, осваивал и совершенствовал акварельную технику. Вернулся в восьмидесятых годах девятнадцатого века. И заново открыл для себя проникновенную красоту русской природы и архитектуры! На волне вдохновения Михаил Яковлевич создал тогда десятки великолепных акварелей.
— Эти работы нашли своих ценителей?
— О, да! И главным из них стал император Александр Третий. В 1889 году он купил несколько рисунков, написанных в окрестностях Ростова Великого. В том числе и этот — «Под святыми вратами в Борисоглебском монастыре». В двадцатом веке императорская коллекция пополнила фонды Русского музея.
— А в двадцать первом я зачарованно смотрю на рисунок, как будто заглядываю в прошлое. Михаил Виллие изобразил несколько человек в арке монастырских ворот.
— Седая женщина в чёрном ждёт начала службы на паперти. Она внимательно смотрит, как служитель церкви зажигает свечи на подсвечнике перед киотом с иконой. И священник уже входит под своды храма, чтобы совершить богослужение.
— Но в арке у ворот его задержал пожилой крестьянин.
— Да, старичок в лаптях с поклоном просит у батюшки благословения и что-то говорит ему. Наверное, делится своими невзгодами. Судя по ветхой одежде, их у крестьянина немало. И пастырь, хоть и спешит на панихиду, внимательно выслушивает бедняка.
— А нищая на ступенях паперти держится особняком. Она с интересом рассматривает содержимое своей корзинки. Собрала богатую милостыню и радуется.
— Как не радоваться — ведь подаяние на какое-то время избавит её от голода. И смотри, Наташа, как интересно — мы не видим на картине прихожан храма, подававших милостыню. Но полная снеди корзинка нищенки — свидетельство их милосердия. Художник смог рассказать даже о тех людях, которые остались за пределами изображённого на картине.
— И показать общность этих людей.
— Да, старинный храм стал точкой пересечения персонажей рисунка Михаила Виллие «Под святыми сводами в Борисоглебском монастыре». Какими бы разными ни были характеры и жизненные истории героев, вера у них одна.
— И у нас с ними одна вера. Потому и прошлое на старинной акварели в Русском музее предстаёт понятным и близким.
Антон Чехов «Дуэль»: «Деточкой будьте...»

Фото: PxHere
«Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдёте в Царство Небесное», — говорит Христос. Одно из самых ярких детских свойств — это умение «не мыслить зла». Дети не способны разглядеть подлость, они до последнего не верят в предательство. И порой этим своим чистым, светлым умением они спасают многих.
Антон Чехов в повести «Дуэль» иллюстрирует именно это качество ребёнка — незлобие — причём ребёнка взрослого, дьякона двадцати двух лет. Кратко напомню сюжет повести. Два непримиримых врага решили стреляться. И вот, секунданты на месте, пистолеты заряжены, дуэлянты начинают сходиться. При этом один из них — зоолог фон Корен — и стреляет превосходно, и щадить врага не намерен, следовательно, трагедия неизбежна, убийство главного героя, Лаевского, неминуемо.
Лаевский, сделав наугад бесполезный выстрел, замирает, глядя в направленное на него дуло пистолета, замирает, кажется, весь мир... и тут приходит спасение. Спасает Лаевского крик дьякона, милого, доброго, полноватого, немного наивного, чуточку смешного человека. Услыхав о дуэли, он решил одним глазком на неё взглянуть, видимо, понятия не имея, что дуэль будет не понарошку, а всерьёз. И, увидев, что фон Корен реально хочет убить Лаевского, дьякон истошно кричит: «Он его убьёт!!» И столько детского ужаса и неприятия в этом крике, что все окружающие, словно по щелчку, вдруг приходят в себя, вывихнутый мир встаёт на своё место хотя бы в отдельно взятой точке.
Произошло чудо: дуэль была прекращена, оба героя, Лаевский и фон Корен, спасены — один от смерти, другой — от смертного греха.
Чтобы подобное чудо было возможно и в нашей жизни, нужно иметь кроткое, незлобивое, как у ребёнка, сердце. И тогда, может быть, мир вокруг нас тоже потихоньку будет вставать на место?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
15 октября. О призывании имени Божьего

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?».
О призывании имени Божьего — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос обращает наше внимание на то, что призывание имени Божия должно быть осмысленным. И в нашей повседневной жизни порой бывает так, что имя Божие воспринимается людьми как некое присловие, а тем временем Господь и Его Святое Имя составляют сердцевину нашего вероучения, нашего исповедания.
И поэтому призывание имени Божия должно быть осмысленным. Оно не должно быть суетным, оно не должно быть поспешным. Оно должно быть осмысленным, молитвенным.
И самые краткие молитвы как раз-таки этому нас могут научить. Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!
Все выпуски программы Актуальная тема
15 октября. О подвиге священномученика Киприана Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста

Сегодня 15 октября. День памяти священномученика Киприана, епископа Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста, живших в третьем веке.
Об их подвиге — священник Николай Конюхов.
Священномученик Киприан в своей жизни до принятия Христа поднимал мертвецов из могил, вызывал духов, какой-то чёрной магией обладал. И вот он натолкнулся просто на вот эту удивительную святую мученицу Иустину, которую он должен был приворожить к одному язычнику, который домогался её руки и сердца, и не смог этого сделать.
Потому что тот, кто христианин, тот, кто последовательно верит в Господа Иисуса Христа, над кем прочитаны молитвы, которые я сам читаю во время крещения, так называемые запретительные молитвы, там запрещено нечистым силам приближаться к человеку, верующему во Христа. И над ним не властны никакие заговоры, приговоры, навороты, привороты и вся прочая история, которой так боятся некоторые доверчивые наши граждане, абсолютно не имеет никакого смысла.
И поэтому, поняв силу Бога, Киприан совершенно поменялся, даже принял потом сан, и в будущем они оба стали мучениками за Христа.
А наблюдая за их подвигом, воин, который мученик Феоктист, поразившись их смелости и тому, как они исповедовали Христа даже перед лицом собственной смерти, он сам исповедовал Христа и тоже принял мученическую смерть.
Мы тоже можем сегодня посмотреть на подвиг вот этих двух удивительных людей. Вдохновившись этим подвигом, нас это может как-то сподвигнуть что-то в своей жизни поменять: перестать носить на руке талисман от заговора или перестать смотреть какие-то странного содержания передачи. Суеверный страх изгнать из своего сердца.
Я думаю, что священномученик Киприан, мученица Иустина очень порадуются за нас.
Все выпуски программы Актуальная тема