Михаил Нестеров. «Святая Русь» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Михаил Нестеров. «Святая Русь»

* Поделиться

— Маргарита Константиновна, а почему Русь называют святой?

— Непростой вопрос ты задала, девочка моя. Думаю, что изначально происхождение этого выражения связано со словом «свет». В одиннадцатом веке святитель Илларион, митрополит Киевский, назвал русский народ, только что принявший Крещение, новым, просвещённым Божией благодатью. О причастности родной земли к неземному свету веры Христовой говорится и в литературных памятниках двенадцатого столетия — Русь там именуется «светло-светлой». Чуть позже — в четырнадцатом, пятнадцатом веке авторы летописей стали называть Русь святой, подразумевая её благочестие, стремление к нравственному идеалу. А в девятнадцатом столетии, во время Отечественной войны с Наполеоном, выражение стало устойчивым на подъёме патриотизма. Родину нарекли святыней, которую надо защищать.

— А сейчас как? Сейчас Россия святая или нет?

— На этот вопрос ещё сложнее ответить. Хорошо, что ты мне задала его здесь, в Третьяковской галерее. Пойдем-ка с тобой в зал Михаила Нестерова, и поразмышляем у полотна, которое художник так и назвал — «Святая Русь».

— Какая красивая картина! Яркая! Столько на ней людей, и все разные. Те, что слева — с нимбами над головами. Это кто?

— Центральная фигура композиции — Иисус Христос. Слева за Спасителем стоят святые, особо почитаемые в России — Николай Чудотворец, Сергий Радонежский и Георгий Победоносец. Они изображены на фоне монашеского скита в глухой лесистой долине. Таких скитов Михаил Нестеров немало повидал во время своего паломничества на Соловецкие острова в 1901 году. Именно в это время он начал работу над полотном, которая продлилась шесть лет.

— А кто выходит справа навстречу святым? Это паломники, которые приехали в скит?

— Скорее, собирательный образ русского народа. Мы видим богомольцев, среди которых и монахи, и миряне. У каждого героя есть реальный прототип. Вот этого монаха-помора в чёрной меховой шапке Михаил Нестеров встретил на Соловках. Как и стоящего рядом с ним темноволосого юношу с болезненным лицом. Старик в очках, в светлой одежде — это восьмидесятилетний инок, с которым художник познакомился во время поездки в Чернигов. Девочка, на плечо которой опирается старец, и мальчик, стоящий рядом с ними, — крестьянские дети из Подмосковья.

— А кто вот эта красивая женщина в узорчатом платке? Это кто?

— Няня дочери художника, Ольги, Серафима Ивановна Дмитриева. А вот здесь, с правого края, видишь монахиню в чёрном капюшоне? Этот образ художник писал со своей матери, которая была смертельно больна. Она тогда впервые позволила сыну запечатлеть свой облик.

— Мне почему-то кажется, что все люди на картине страдают. И ещё пейзаж этот зимний — как будто холодом веет от полотна.

— Такого эффекта Михаил Нестеров и добивался. Он начал писать работу «Святая Русь» с пейзажа, а когда закончил его, сказал: «Хорошо получилось. Морозно!» Художник хотел показать, как нелегко живется в климате, где зима длится полгода. И ты права, страдание — фон этой картины. Недаром второе её название: «Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою Вы».

— Это из Евангелия?

— Да, так сказал Христос, призывая людей, терпящих трудности и скорби, найти покой и радость в Боге. И в отклике на этот призыв — залог святости.

— Как это? Я не понимаю.

— Попробую объяснить. Страдание знакомо каждому. Но можно переносить его со злобой и ропотом в сердце, а можно сосредоточить свои мысли и чувства на Христе. И в этом сосредоточении человек обретает свет, преображающий всю его жизнь. А если люди едины в своей любви к Богу, стремлении к Нему, то их сообщество свято. Вне зависимости от времени и пространства.

— Значит, и Россия сегодня может быть святой?

— Это зависит от каждого из нас. Откликнемся ли мы на призыв Христа придти к Нему? Михаил Нестеров очень надеялся, что так и будет. И свои чаяния он выразил в картине «Святая Русь», которая хранится в Третьяковской галерее.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем