— Маргарита Константиновна, а почему Русь называют святой?
— Непростой вопрос ты задала, девочка моя. Думаю, что изначально происхождение этого выражения связано со словом «свет». В одиннадцатом веке святитель Илларион, митрополит Киевский, назвал русский народ, только что принявший Крещение, новым, просвещённым Божией благодатью. О причастности родной земли к неземному свету веры Христовой говорится и в литературных памятниках двенадцатого столетия — Русь там именуется «светло-светлой». Чуть позже — в четырнадцатом, пятнадцатом веке авторы летописей стали называть Русь святой, подразумевая её благочестие, стремление к нравственному идеалу. А в девятнадцатом столетии, во время Отечественной войны с Наполеоном, выражение стало устойчивым на подъёме патриотизма. Родину нарекли святыней, которую надо защищать.
— А сейчас как? Сейчас Россия святая или нет?
— На этот вопрос ещё сложнее ответить. Хорошо, что ты мне задала его здесь, в Третьяковской галерее. Пойдем-ка с тобой в зал Михаила Нестерова, и поразмышляем у полотна, которое художник так и назвал — «Святая Русь».
— Какая красивая картина! Яркая! Столько на ней людей, и все разные. Те, что слева — с нимбами над головами. Это кто?
— Центральная фигура композиции — Иисус Христос. Слева за Спасителем стоят святые, особо почитаемые в России — Николай Чудотворец, Сергий Радонежский и Георгий Победоносец. Они изображены на фоне монашеского скита в глухой лесистой долине. Таких скитов Михаил Нестеров немало повидал во время своего паломничества на Соловецкие острова в 1901 году. Именно в это время он начал работу над полотном, которая продлилась шесть лет.
— А кто выходит справа навстречу святым? Это паломники, которые приехали в скит?
— Скорее, собирательный образ русского народа. Мы видим богомольцев, среди которых и монахи, и миряне. У каждого героя есть реальный прототип. Вот этого монаха-помора в чёрной меховой шапке Михаил Нестеров встретил на Соловках. Как и стоящего рядом с ним темноволосого юношу с болезненным лицом. Старик в очках, в светлой одежде — это восьмидесятилетний инок, с которым художник познакомился во время поездки в Чернигов. Девочка, на плечо которой опирается старец, и мальчик, стоящий рядом с ними, — крестьянские дети из Подмосковья.
— А кто вот эта красивая женщина в узорчатом платке? Это кто?
— Няня дочери художника, Ольги, Серафима Ивановна Дмитриева. А вот здесь, с правого края, видишь монахиню в чёрном капюшоне? Этот образ художник писал со своей матери, которая была смертельно больна. Она тогда впервые позволила сыну запечатлеть свой облик.
— Мне почему-то кажется, что все люди на картине страдают. И ещё пейзаж этот зимний — как будто холодом веет от полотна.
— Такого эффекта Михаил Нестеров и добивался. Он начал писать работу «Святая Русь» с пейзажа, а когда закончил его, сказал: «Хорошо получилось. Морозно!» Художник хотел показать, как нелегко живется в климате, где зима длится полгода. И ты права, страдание — фон этой картины. Недаром второе её название: «Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою Вы».
— Это из Евангелия?
— Да, так сказал Христос, призывая людей, терпящих трудности и скорби, найти покой и радость в Боге. И в отклике на этот призыв — залог святости.
— Как это? Я не понимаю.
— Попробую объяснить. Страдание знакомо каждому. Но можно переносить его со злобой и ропотом в сердце, а можно сосредоточить свои мысли и чувства на Христе. И в этом сосредоточении человек обретает свет, преображающий всю его жизнь. А если люди едины в своей любви к Богу, стремлении к Нему, то их сообщество свято. Вне зависимости от времени и пространства.
— Значит, и Россия сегодня может быть святой?
— Это зависит от каждого из нас. Откликнемся ли мы на призыв Христа придти к Нему? Михаил Нестеров очень надеялся, что так и будет. И свои чаяния он выразил в картине «Святая Русь», которая хранится в Третьяковской галерее.
Не откладывайте. Наталья Сазонова
Недавно читала книгу о докторе Гаазе.
За бескорыстную помощь вся Москва 19 века называла его «святым доктором». Я задумалась над его призывом: «Спешите делать добро».
«Делать добро» — здесь всё понятно, но почему «спешите»? Разве можно не успеть?! Можно...
Живёт человек. И всю жизнь только для себя живёт, только о себе заботится. А к концу этой жизни понимает, что бесполезно прожил. Пустая она. Потому что ничего-то в ней для других сделать не успел.
Только не успеть, точнее, опоздать, можно не только к концу жизни, но и пока живёшь. Пока есть силы, и есть потребность и есть случай.
Как-то в интернете наткнулась на документальный фильм о пожизненно заключённых. Осуждённые рассказывали о себе; за что сидят, о чём сейчас думают, о чём сожалеют или... не сожалеют. Меня потрясло интервью с одним заключённым. Мужчина сорока лет, двадцать из них уже отсидел. На вопрос журналиста о чём он сожалеет, ответил: «Знаете, я в тюрьме Евангелие впервые прочёл. Переосмыслил многое в своей жизни. Столько бы мог людям пользы и добра сделать. И никто меня в этом не ограничивал, а не сделал ... А сейчас есть у меня на то и силы и желание, но ограничений много. Столько сделать нужного людям, как на свободе бы мог, в тюрьме не удаётся. Стараюсь, но знаю, что мог бы больше. Вот о чём сожалею».
Я услышала эти слова и вспомнила:
«Спишите делать добро!» Оказывается, такую возможность можно навсегда потерять. Я и не задумывалась над этим.
А недавно поняла ещё один смысл призыва «святого доктора».
Возвращаюсь с работы. Около моего подъезда, на лавочке — бездомный. Так вот сидя, и уснул. Грязный, одет в лохмотья. Рядом с ним — пакет, в нём пол батона хлеба. Сразу захотелось его накормить чем-нибудь горячим. Поднялась в квартиру, глянула в окно; человек не ушёл, лежит, спит. Ну и решила: перекушу быстро, успею. Не обедала, есть хочется. Разогрела еду, поела. А бездомный на лавке всё спит. Стала и ему поесть разогревать. Потом в кладовой одежду подходящую нашла. Всё собрала в сумку и спустилась на улицу. Вышла... а на лавке никого нет! Я туда-сюда; нигде бездомного не видно. Ведь только что был! Две ближайшие помойки обежала — нет нигде! Так и не нашла его. Поплелась со своей сумкой обратно. Ну как же так?! И тут, как ответ, снова вспомнила: «спешите делать добро».
Спешите — значит не откладывайте! Я уверена: Бог через других людей поможет этому человеку, а я свою возможность помочь потеряла. Спешите делать добро!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
Томас Эдисон и его мать
«Меня сделала моя мать. Она искренне верила в меня», — говорил американский изобретатель Томас Эдисон. Он называл мать своим добрым гением и всегда вспоминал о ней с любовью и нежностью.
11 февраля 1847 года в городке Майлан штата Огайо у торговца зерном Сэмюэля Эдисона и его жены Нэнси родился сын. Мальчика назвали Томасом. Он рос здоровым и жизнерадостным. Едва научившись ходить, малыш всюду следовал за матерью. Отец был в постоянных разъездах по торговым делам, и воспитанием ребёнка занималась Нэнси. Всё время мать и сын проводили вместе. Знакомые и соседи Эдисонов поражались тому, как сильно мальчик был похож на мать. У него были такие же глубокие, внимательные серые глаза. Да и характер точь-в точь материнский — общительный, добрый, открытый.
Стремлением к знаниям Томас тоже пошёл в мать. Нэнси с детства очень хотела стать учительницей, и её отец, приходской священник, дал дочери прекрасное воспитание и образование. До замужества она несколько лет работала в школе. Терпеливо и обстоятельно Нэнси отвечала на все вопросы любознательного сына. А их было множество. Почему птицы летают? Почему на небе облака? Почему горит огонь? Томас с радостью и упоением постигал окружающий мир.
Когда мальчику исполнилось семь лет, он пошёл в школу. Томас ждал этого дня с нетерпением. Но учителям не пришёлся по нраву его любознательный характер. Они называли Томаса неусидчивым и часто наказывали. Так прошло около двух месяцев, и однажды мальчик вернулся из школы с запиской от преподавателя. Нэнси развернула сложенный вдвое листок. На лицо её набежала тень, глаза наполнились слезами... Но она быстро взяла в себя в руки. С любовью глядя на сына, мать прочла записку вслух: «Миссис Эдисон! Ваш сын — гений. Эта школа слишком мала для него, здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами».
И Томас стал учиться дома. Нэнси, у которой за плечами был богатый преподавательский опыт, удивительным образом удавалось совмещать хлопоты по хозяйству с ежедневными занятиями строго по расписанию. Под её терпеливым руководством сын очень быстро научился читать и писать. Мать учила его арифметике, истории, географии и физике и всем остальным основным дисциплинам. Когда Томасу исполнилось всего 9 лет, они вместе прочли «Начала» — знаменитый фундаментальный труд Исаака Ньютона.
Миссис Эдисон скончалась в 1871 году, когда её сыну было 24 — он твёрдо стоял на ногах и уже заявил о себе как о талантливом изобретателе и инженере. А через несколько лет о Томасе Эдисоне заговорил весь мир. Благодаря его идеям в дома людей пришло электрическое освещение. Эдисон усовершенствовал телеграф, он изобрёл микрофон и фонограф, открыв эру звукозаписи.
Однажды, будучи уже на вершине своей изобретательской славы, Томас Эдисон решил разобрать старый семейный архив. Среди писем и документов ему попался сложенный вдвое листок, который показался мужчине знакомым. Томас развернул его и ахнул. Это была та самая записка, с которой много лет назад учитель отправил его из школы. Только слова в ней почему-то были совсем не те, что когда-то вслух прочла ему мать. «Миссис Эдисон! — писал учитель. — Ваш сын — умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Учите его самостоятельно дома». Томас отложил записку в сторону и заплакал.
...Как-то раз Эдисон общался с репортёрами. «Что помогло вам стать изобретателем?», — спросил один из них. И он ответил: «Не будь у меня такой матери, из меня, пожалуй, не вышло бы ничего путного. Только её безграничная вера в мои способности, любовь, соединенная с упорством, нежностью и добротой смогли сделать меня тем, кто я есть».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
26 апреля. О милосердии
В 31-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот».
О милосердии, — игумен Лука Степанов.