
— А сейчас, ребята, у вас свободное время. Можете самостоятельно походить по Минскому художественному музею, внимательно рассмотреть понравившиеся экспонаты. Встречаемся через полчаса в нашем экскурсионном автобусе. Если есть вопросы, задавайте, с удовольствием на них отвечу.
— Я хочу спросить, Маргарита Константиновна!
— Да, Настенька, внимательно слушаю тебя.
— Меня озадачила картина Михаила Нестерова «Пустынник и медведь». Смотрите, молодой монах сидит на берегу водоёма на поваленном дереве. А рядом расположился здоровенный зверь — худой и, наверное, голодный. Животное тянется носом к человеку, а тот сложил руки на коленях и сосредоточенно смотрит вдаль. Я пытаюсь понять — почему монах не убегает? Он замер от страха? Не шевелится, чтобы избежать нападения?
— Нет, Настя, этот монах не боится. Он погружён в молитву, взгляд его устремлен вперёд и ввысь, обращён к Богу. Михаил Нестеров написал эту картину в 1925 году по мотивам жития Сергия Радонежского. В жизнеописании святого, которое составил в семнадцатом веке святитель Димитрий Ростовский, есть такой эпизод. Преподобный угостил медведя хлебом, и дикий зверь стал кротко повиноваться ему.
— Ах, вот оно что! Теперь понятно. Но удивительно, неужели хлебом можно приручить такое грозное животное?
— Дело, конечно, не в хлебе. Святой пребывает со Христом, и Божия благодать преображает мир вокруг него, восстанавливает свойства природы, утраченные после грехопадения.
— Это какие свойства?
— Те, о которых говорится в библейской книге Бытия. Господь, сотворив землю и её обитателей, дал животных в повиновение первому человеку. Адам нарёк меньшим братьям имена, милостиво и разумно заботился о них. По замыслу Создателя, звери не враждовали между собой. Поедать друг друга они стали после того, как люди отпали от Бога и погрузили вселенную в пропасть греха и тлена.
— Но разве это преодолимо? Разве хищник может перестать быть хищником?
— Ещё пророк Исайя в седьмом веке до Рождества Христова предсказывал, что волк станет мирно жить с ягнёнком, а корова пастись вместе с медведицей. Древний праведник говорил о Царстве Небесном. Путь в него открыл для людей Спаситель. Будучи Богом, он принял смерть как человек и воскрес. Теперь всякий, кто идёт Ему вслед, обретает вечную жизнь там, где всеми живыми существами правит любовь.
— А что значит идти вслед Спасителю?
— Значит, жить по заповедям, которые Он дал в Евангелии — как Сергий Радонежский, которого изобразил Михаил Нестеров. И тогда приметы Рая открываются уже в земной жизни. Так, что даже дикие звери, как этот медведь на картине, становятся смирными.
— Интересно, а почему Михаил Нестеров выбрал именно этот фрагмент жития преподобного Сергия для своей картины?
— Полагаю, в 1925 году, когда советская власть в России уничтожала христиан и разрушала храмы, художник находил в этом отрывке утешение для себя.
— А в чем здесь утешение?
— Михаил Нестеров страдал от того, что путь России оказался надломлен, искривлён революцией. И всё-таки верил, что родина сможет преодолеть чудовищный духовный кризис. В картине «Пустынник и медведь» он выразил надежду, что Господь не оставит Россию. И благодать, укрощающая диких зверей, исцелит многострадальную отчизну.
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О святых воронежской земли

Сегодня 17 сентября. Собор святых Воронежской митрополии.
О святых воронежской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В сонме святых Воронежской митрополии просияло множество святых угодников Божиих. Это и первый епископ Воронежский, святитель Митрофан, которого очень почитал император Петр Великий, и он хоронил святителя. И с благословения святителя Митрофана началось возрождение воинской доблести страны, начался её флот.
Это и святитель Тихон, Воронежский, Задонский чудотворец, духовные писания которого послужили и служат до сих пор для многих христиан добрым назиданием в их духовной жизни. Это и новомученики, и исповедники российские. Святой священномученик Петр, епископ Воронежский, который прошёл путь от ученого монаха до соловецкого узника, был расстрелян и убит.
История русской святости видна в сонме святых разных-разных губерний и областей. И дай Господь, чтобы сегодня, молясь святым земли Воронежской, мы призывали в молитвах и святителя Митрофана, и святителя Тихона, и святителя Петра, и всех святых в земле Воронежской просиявших.
Все святые, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема