
Одна из лучших картин художника Владимира Маковского называется «Ночлежный дом». На полотне изображены обездоленные люди, которые столпились у входа в московское богоугодное заведение. Это место — не выдумка живописца. Ночлежный дом, написанный на холсте, существовал на самом деле и давал приют тысячам обездоленных. Построили и содержали его братья Михаил и Николай Ляпины. Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» вспоминал: «Ляпины обладали хорошим состоянием и тратили его на благотворительные дела...».
В Первопрестольной братьев называли неразлучниками. Людям они запомнились, как добрые богачи. Родом Михаил и Николай были из Воронежа. Выросли они в зажиточной купеческой семье. Жизнь в провинции казалась братьям скучной и в середине 19-ого века они отправились в Москву — искать счастья. Престижного положения и успехов в коммерции добились быстро. Их суконно-шерстяной бизнес процветал. Заработав капитал, Ляпины стали активно помогать нуждающимся.
В 1865-ом году Михаил и Николай построили на Большой Дмитровке бесплатное общежитие для студентов университета и учеников Училища живописи, ваяния и зодчества. Благотворительное заведение получило в городе название «ляпинка». Студенты жили там не только во время учёбы, некоторые оставались на месяц-другой и после получения диплома: их не выселяли, пока они не находили работу. А кое-кто задерживался в общежитии на долгих 10-15 лет. Братья об этом знали, но никого не выгоняли, понимая, что их «ляпинка» спасает людей от нужды и гибели.
Одновременно с общежитием Михаил и Николай открыли четыре корпуса бесплатных квартир для бедных и неимущих многодетных вдов и курсисток. Эти дома вмещали 208 семей. Здесь жили женщины, которые воспитывали не меньше троих детей. О детях, как о подрастающем поколении москвичей, Ляпины позаботились особо — открыли для них школу. А для девочек ещё и мастерские: портновские и белошвейные. При бесплатных домах братья построили церковь в честь иконы Всех Скорбящих Радость и пожертвовали ей серебряные ризы на иконы Николая Чудотворца и Архангела Гавриила. Этот храм на Большой Серпуховской улице освятили 2-ого февраля 1885-ого года. Посещали его не только призреваемые Ляпиными женщины с детьми, но и жители всех окрестных улиц.
Бесплатный Ночлежный дом братьев располагался в районе Хитрова рынка — одном из самых криминальных районов Москвы. Больше тысячи нищих приходили в приют каждый вечер и получали здесь еду и место для отдыха. Лев Толстой, посетивший однажды это заведение, писал: «Ночлежный дом огромный. Он состоит из четырёх отделений. В верхних этажах мужские, а в нижних женские. Сначала я вошел в женские; большая комната вся занята койками. Женщины странные, оборванные, старые и молодые, входили и занимали места. Некоторые крестились и поминали того, кто устроил этот приют...».
Кстати, поминали братьев добрым словом не только за спасение от холода и голода, но и за избавление от страшных болезней, например, сыпного тифа. При ночлежке работала амбулатория — одна из первых в Москве, где бродяг осматривали и делали прививки. А Лев Толстой после того памятного посещения Ночлежного дома, долго не мог прийти в себя от увиденного, и говорил, что он будет чувствовать себя участником постоянно совершающего преступления до тех пор, пока у него будет лишняя пища, а у кого-то её не будет совсем, пока у него будет две одежды, а у кого-то ни одной.
Став москвичами Михаил и Николай Ляпины не теряли связи со своим родным городом. В Воронеж регулярно шли крупные суммы для раздачи бедным. Самые значительные пожертвования перечислялись перед большим праздниками — Рождеством и Пасхой. Дом, в котором выросли братья и который достался им в наследство от родителей, Ляпины подарили Воронежу с условием, что в нём откроют какое-нибудь полезное заведение. Городская дума разместила в нём государственный ломбард, справедливо рассудив, что он избавит бедняков от грабежа частных ростовщиков. Сегодня это здание — старинное, красивое — украшает Воронеж и напоминает горожанам о щедрых земляках, добрым делам которых не было счёта.
Все выпуски программы Имена милосердия
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема