В гостях у программы "Материнский капитал" Арина Покровская, психолог, правозащитник, автор книги "Медицинское право для детей и родителей".
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал». Наша программа о самом драгоценном – о семье и детях. Беременная женщина, какой бы опытной она не была, сколько бы ей ни было лет, крайне уязвима и ранима. И жесткое слово врача, какая-то твердая позиция может ее ранить. Какие права есть у беременной женщины. На каких правах она имеет право настаивать, давайте спросим у правозащитника, психолога, автора книги «Медицинское право для детей и родителей» Арины Покровской. Здравствуйте, Арина!
А.Покровская
— Здравствуйте.
С.Бакалеева
— Так что, у беременной есть права?
А.Покровская
— У беременной есть права, к счастью, как и любого другого гражданина нашей страны. Права есть и имеет смысл о них знать.
С.Бакалеева
— Ну, давайте начнем с самого начала, она хочет встать на учет в женскую консультацию. Она должна это сделать по месту регистрации, по месту жительства? Может ли она выбрать, в какой консультации ей встать на учет?
А.Покровская
— Женщина может выбрать, в какой консультации ей встать на учет, однако, менять ее можно по действующему законодательству, не чаще, чем один раз в год, как и поликлинику по прикреплению, поэтому выбирать ее нужно достаточно тщательно. Тем не менее, прямого запрета на то, чтобы как-то еще разочек-другой поменять не существует, но так как ограничение имеется, то в случае каких-то конфликтов, можно пробовать с помощью заявлений, с помощью какой-то активной позиции это делать. Но один раз в год она может поменять консультацию.
С.Бакалеева
— А так в принципе она может пойти в любую?
А.Покровская
— В принципе, да.
С.Бакалеева
— А что нужно ей? Какие-то документы предъявить?
А.Покровская
— Паспорт и полис обязательного медицинского страхования.
С.Бакалеева
— То есть она должна быть как минимум гражданкой Российской Федерации?
А.Покровская
— Безусловно, гражданкой Российской Федерации для того, чтобы ей бесплатно предоставлялись все эти медицинские услуги по ведению беременности, и в таком случае имеет право.
С.Бакалеева
— А если, просто не заладились отношения с врачом, может ли она не менять консультацию, а поменять врача?
А.Покровская
— Да, безусловно, также предусмотрено по новому закону ее право поменять врача не чаще, чем один раз в год. Но я думаю, что крайне редки, на самом деле, случаи, когда врачей прямо-таки хочется менять, как перчатки, поэтому да, с помощью заявления опять же на имя заведующей консультации можно заменить врача, однако при учете его согласия, при учете согласия врача.
С.Бакалеева
— А расскажите, тогда, порядок действий. Скажем, какая-то спорная ситуация, женщина что делает? Пишет заявление, прежде всего, или как ей вести себя?
А.Покровская
— Я думаю, если ситуация такова, что врача уже очень хочется сменить, то в таком случае желательно подобрать себе какого-то другого врача до похода к заведующей, может быть по каким-то отзывам, или как-то лично прийти к кому-то на прием, и если кандидатура уже есть, то проще как-то наладив контакт, у заведующей получить право обслуживаться именно у этого врача. Ну если же совсем никаких контактов нет, то просто пойти к заведующей, в общем-то все мы люди и я думаю, что объяснив причину конфликта, как-то пояснив свои действия, приложив письменное заявление о желании смены врача, можно и посоветоваться с той же заведующей, к какому именно врачу с учетом потребностей женщины ей стоит направиться.
С.Бакалеева
— То есть, согласие должен дать тот врач, к которому я хочу пойти?
А.Покровская
— Да.
С.Бакалеева
— Понятно.
А.Покровская
— Это связано с количеством пациентов, поскольку так, как у нас действует участковая система, то для того, чтобы не получилось так, что у какого-то популярного врача скопится масса пациентов, он будет нести ответственность за ведение документации, за ведение всех вот этих женщин, есть такой момент.
С.Бакалеева
— Понятно, хорошо, выбрали врача, наладили отношения, дальше есть необходимый минимум мероприятий, которые женщина обязана… Обязана ли она проходить эти мероприятия?
А.Покровская
— Если женщина приходит в женскую консультацию для ведения беременности, предполагается, что она хочет получить обменную карту. Вот для получения этой обменной карты, ей необходимо сдать ряд анализов и посетить ряд специалистов. В бесплатный перечень анализов, про который ей может рассказать врач, бесплатный перечень специалистов, которых нужно посетить, их всех достаточно для того, чтобы получить обменную карту. Если, что-то предлагается платно, то это уже сверх, это на усмотрение самой женщины, конечно, она может посоветоваться с врачами, насколько ей это нужно, принять решение, но это уже то, что не обязательно для обменной карты.
С.Бакалеева
— То есть, она должна знать, что это ее выбор?
А.Покровская
— Да, безусловно.
С.Бакалеева
— Она может согласиться, отказаться.
А.Покровская
— Безусловно, это ее выбор. Также, для того, чтобы получить обменную карту, нужны анализы, которые подтверждают тот факт, что у женщины нет инфекционных заболеваний, в основном. Это основной момент, поэтому всяческие УЗИ и неоднократная сдача анализов, походы, например, там к окулистам, к стоматологам – это все менее обязательные процедуры, точнее это вообще не обязательные процедуры, что касательно там УЗИ, например, поскольку к инфекционным заболеваниям это не имеет никакого отношения. Это опять же выбор собственно женщины, смотреть на ребенка, таким образом, или довериться рукам акушерки, или врача, которые будут осуществлять осмотр.
С.Бакалеева
— То есть УЗИ – это не обязательное обследование?
А.Покровская
— УЗИ – это не обязательное обследование.
С.Бакалеева
— И она может отказаться?
А.Покровская
— Да, безусловно.
С.Бакалеева
— А что нужно сделать, как ей заявить об этом?
А.Покровская
— Ну, в общем-то, как-то так и заявить, что по каким-то таким причинам отказываюсь, беру ответственность на себя.
С.Бакалеева
— То есть не обязательно даже объяснять почему, да?
А.Покровская
— Причины объяснять совершенно не обязательно, никто этого не должен требовать у нее. Более того, сдавать анализы как-то более, или менее регулярно и являться в женскую консультацию, как-то тоже более, или менее регулярно, как требует врач, если по какой-то причине этой женщине это неудобно, или она считает это нецелесообразным, это также не обязательно. То есть она имеет право отказаться. И для получения обменной карты в общем-то достаточно сдать все эти анализы один раз, но это должно быть как-то приурочено ближе к получению этой собственно обменной карты, для того, чтобы не получилось так, что в начале беременности вы сдали, а потом врач это в карту ничего не занес, и тогда, конечно, он может потребовать для карты сделать это уже второй раз.
С.Бакалеева
— Надо же. Хорошо, значит из всех… даже не все анализы, предложенные, мы обязаны, женщины обязаны сдавать, правильно? Только те, которые связаны с инфекциями?
А.Покровская
— Ну, это классические анализы крови, мочи и кровь на всевозможные инфекции. Я имею в виду, анализы на какие-то генетические отклонения, какой-то анализ околоплодных вод и прочее, прочее, прочее – это все такие вещи, которые не имеют отношения к тому, что женщина может задеть права других. В чем смысл обязательности анализов именно на инфекции? В том, что если женщина попадает в обычный родильный дом, в общую какую-то палату, или родовую, то она должна быть более, или менее здорова, для того, чтобы не заразить других мам и других детей. Поэтому, в этом есть смысл обязательности. Все то, что касается ее лично и здоровья ее ребенка лично, она, или вместе с мужем, они могут решать самостоятельно, могут консультироваться у других специалистов – это все обязательным не является, это право выбора.
С.Бакалеева
— И с этой обменной картой, которая таким образом заполнена она смело отправляется в роддом, там тоже ей не должны никаких предъявить претензий, правильно я понимаю?
А.Покровская
— Нет, ни в коем случае, если обменная карта уже выдана и она на руках, и туда внесены основные анализы, то женщина имеет право рожать в любом роддоме и никаких претензий не должно возникнуть.
С.Бакалеева
— Если какой-то конфликт, например, врач в женской консультации отказывается выдать обменную карту на каком-то основании, например, что нет УЗИ, что делать такой женщине?
А.Покровская
— В этом случае, что бы от нее не требовалось, стоит попросить у врача документальное обоснование его отказа. То есть, если он отказывает в выдаче этой карты, он должен знать на какой он пункт, или норму закона, или какого-то постановления, или другого нормативного акта ссылается. Если он не может это указать – это уже возникает возможность подозревать какое-то давление. Если же конфликт не решается на уровне врача, то стоит обратиться опять же к заведующей, объяснить свою позицию, сказать, что карту обменную отказываются оформлять, а причины, в общем-то, с точки зрения законодательной как-то и не установлено, не продемонстрировано. Я думаю, что на уровне заведующей это все-таки должно решиться. Но если, опять же какое-то давление, какое-то запугивание идет, то я думаю, что женщине не стоит стесняться обращаться куда-то выше, в вышестоящие органы здравоохранения, в страховую компанию по горячим линиям и там задавать вопросы о своих правах.
С.Бакалеева
— Если, я, как беременная женщина, все-таки решила сдавать анализы, делать УЗИ, могу ли я это делать в каких-то учреждениях, которым я доверяю? То есть не в консультации самой, а где-то в другом месте?
А.Покровская
— Конечно, женщина имеет право получать медицинское обслуживание в любой организации, у которой есть на это лицензия и результаты анализов, результаты УЗИ может приносить в свою женскую консультацию, которую она выбрала и вот таким образом обслуживаться. Никаких претензий, ей опять же никто не в праве выдвигать.
С.Бакалеева
— А если я сдавала анализы там, в консультации и они, как обычно, прошли мимо меня, то есть сразу попали на руку врачу, я прихожу на прием к врачу, и мне говорят: «Все плохо», или: «Все хорошо». Могу ли я попросить эти документы, эти анализы подержать в руках?
А.Покровская
— Безусловно, не только подержать в руках, но и либо получить на руки оригинал, либо ксерокопии, для того, чтобы была возможность, как изучить самостоятельно, так и проконсультироваться у других специалистов.
С.Бакалеева
— То есть, я прямо могу сесть переписать, или попросить, сделайте мне копию?
А.Покровская
— Должны сделать копию, либо отдать оригинал, ничего переписывать не стоит. Это законное право женщины и любого другого пациента – получать на руки копии своих медицинских документов, получать доступ к своей медицинской документации, изучать ее самостоятельно и получать копии, или выписки для консультаций у других специалистов. Поэтому, медицинское учреждение, любое, не только женская консультация, обязаны выдать либо копию, либо подробнейшую выписку сделанную самостоятельно, либо оригинал. Иногда, анализов им бывает не жалко, они могут отдать и оригинал.
С.Бакалеева
— А к Вам, как к правозащитнику обращались когда-нибудь беременные за помощью?
А.Покровская
— Да, конечно.
С.Бакалеева
— То есть, в крайнем случае, можно искать поддержку у юристов, да?
А.Покровская
— Можно искать поддержку у юристов, конечно, если какой-то спорный момент возник и решить его самостоятельно не получилось, то почему бы и нет.
С.Бакалеева
— Но беременные, к сожалению, сталкиваются с проблемами и спорами не только в консультации, а часто спорят и со своими работодателями. Вот, скажем, могут ли уволить беременную женщину?
А.Покровская
— Беременную женщину запрещено увольнять по Трудовому кодексу, действующему и более того, даже когда идет испытательный срок, то если вдруг женщина узнала в этот момент о своей беременности, то все, с этого момента течет условие, что беременную женщину уволить нельзя. То есть в этом случае работодатель должен внести изменения в трудовой договор и испытательный срок должен быть устранен из этого договора.
С.Бакалеева
— А существуют ли какие-то поблажки, вот, скажем, она уже работает, для ее трудовой деятельности, может ли она на что-то рассчитывать?
А.Покровская
— Ну, существует ограничение для использования труда беременных женщин на каких-то вредных условиях, производство, допустим, там, или в каких-то особенных районах. Например, Крайний Север, поэтому, если женщина работает и у нее есть информация, что ее фирма, или компания, где она трудится, имеет отношение к каким-то таким местам, тут стоит уточнить официально и в таком случае, может быть решить как-то вопрос с переводом, если есть такая возможность, на другую должность. Также, естественно, отпуск по беременности и родам тоже относится к поддержке прав беременной женщины, и, безусловно, если какие-то ей необходимы больничные, если что-то происходит со здоровьем, врач ей выписывает больничный лист, то, сколько бы она ни находилась на больничном, опять же, уволить ее нельзя.
С.Бакалеева
— То есть, если она берет второй, или третий раз больничный лист…
А.Покровская
— Вот, сколько нужно, столько пусть и берет.
С.Бакалеева
— Ей не могут сказать: «Хватит»?
А.Покровская
— Не могут сказать, да.
С.Бакалеева
— А ей придется же посещать консультацию, если она скажем… ну есть в этом необходимость, неоднократно, эти дни как-то будут, как оправдаться перед работодателем?
А.Покровская
— Работодателя нужно поставить в известность о том, что нужен визит к врачу для того, чтобы нельзя было как-то фиксировать, как прогул, или как необоснованное какое-то отсутствие на работе и просто в эти дни приносить с собой справку, что да, действительно, женщина была у врача, посещала специалиста и в этом случае, это не будет засчитываться, как прогул и вообще не должно с этим никаких проблем возникнуть.
С.Бакалеева
— То есть, посетив врача, нужно еще и попросить справку для своей работы, что вы были у врача?
А.Покровская
— Да, если работодатель как-то на слово верить не готов, то да, берите справку.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Арина. У нас в гостях была Арина Покровская – правозащитник, психолог и мы говорили с ней о том, что у беременной женщины, как у любой другой, есть свои права. И что медицинское обслуживание – это наша скорее привилегия, мы имеем право выбирать то обслуживание, которые нам нужно, которое мы считаем необходимым для своего здоровья. Давайте знать и соблюдать свои права! До свидания, всего хорошего!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться делать замечания правильно? Как высказывая заслуженные претензии ближним, не обидеть их и не оскорбить? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Если человек согрешил, то его необходимо исправить. Примерно такой смысл можно увидеть в только что прозвучавшем отрывке послания апостола Павла. Как исправить? Понятное дело, как. Подойти и сказать ему, что он что-то сделал не так, как правильно. Кажется, всё проще простого. Но вот только на практике подобное никогда не получается сделать нормально. Либо я сам не могу нормально сделать замечание. Внутри шевелятся раздражение и неприязнь, а бывает ловлю себя на чувстве превосходства и тщеславии. Либо человек принимает всё сказанное в штыки, и я начинаю от этого заводится. В любом случае возникает напряжение, а иногда происходит даже скандал.
Апостол Павел в курсе этих особенностей человеческой натуры. Он прекрасно знает, как работает наш эгоизм и на какие выкрутасы он способен. А потому он добавляет, что необходимо не просто исправлять. Но исправлять в духе кротости. Что это за дух такой? Кротость — это особое качество души, которое нередко противопоставляют гневливости. В кротком человеке нет сопротивления другим людям. Он не встаёт на дыбы, если что-то вдруг идёт не по его сценарию. В нём пропадает свойственная многим из нас тяжеловесность. Его словно становится мало. Он становится мягким и тихим. Почти прозрачным. Как правило такие люди — это люди поступка. И все их дела приносят окружающим максимальную пользу. И вот если такой человек говорит, то его слова не цепляют и не ранят окружающих. Не оставляют на их сердце едкую горечь. Даже если это слова замечания и обличения.
Дух кротости, точно так, как и дух любви, милости, смирения и долготерпения, — это подарок от Бога. Это особое действие в нашем сердце божественной благодати. А потому естественным образом он не возникает в душе. Для этого необходимо потрудиться. Каким же образом? Апостол даёт ответ — «наблюдая за собой». Есть такая важная духовная закономерность. Если человек ведёт духовную жизнь, если он ежеминутно отслеживает, что происходит в душе у него самого, пытается разобраться в глубинных мотивах и целях своих собственных чувств, мыслей, слов и поступков, он становится мягким и снисходительным к окружающим. Он видит, что сам далёк от совершенства. В нём самом есть те недостатки, которые присутствуют в других людях. И он это признаёт не умом, не абстрактно. Он ощущает это всем своим существом. Поэтому он десять раз подумает перед тем, как выпалить свои претензии окружающим. Но даже если скажет, то скажет словно о себе. Словно поделится своим опытом, как он сам справляется с собственными дефектами и немощами.
А потому зачастую человек кроткий пребывает в молчании. В первую очередь он сосредоточен на работе с собственной душой. У него нет никакого желания что-то кому-то доказывать, объяснять или поучать. Это нарушает тот хрупкий мир, который живёт у него внутри. И если он и делает это, то лишь потому, что сами люди обращаются к нему и просят рассказать, как он смог добиться таких результатов в духовной жизни и приобрести такое мирное внутреннее состояние.
К этому призваны и мы с вами. Больше наблюдать за собой. За движениями собственного сердца, за чувствами, мыслями, словами и поступками. То есть заниматься тем, что христианские подвижники называли душевным деланием. И тогда однажды мы заметим, что ровно в той степени, в какой мы проявляем усердие в этой работе, нам меньше хочется высказывать ближним свои претензии. Нам стало легче нести бремя их недостатков. Они просто перестали нас особо волновать. А люди, ощущая это, тянутся к нам, просят у нас совета и внимательно прислушиваются к нашим словам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 6. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. У каждого человека есть друзья и недруги. У кого-то больше одних, у кого-то других. Задумываясь о недругах, мы понимаем, что их можно нажить плохим поведением, но можно, как ни странно, хорошим. Такое тоже бывает. Иногда кажется, что с ними так трудно, что молиться за них и уж тем более желать им добра совсем не получается. И всё же должен быть в нашей молитве один элемент, о котором никак нельзя забывать. Порассуждать о нём подробнее можно на примере 6-го псалма, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 6.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоём наказывай меня.
3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;
4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?
5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,
6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе моё, слезами моими омочаю постель мою.
8 Иссохло от печали око моё, обветшало от всех врагов моих.
9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,
10 услышал Господь моление моё; Господь примет молитву мою.
11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
Помню разговор с одним знакомым священником, который рассказывал мне о своём подходе к теме вражды и неприязни. Сам он старается сознательно ни с кем не враждовать и с чувством неприязни бороться, но и когда с ним кто-то враждует, говорит: «Пытаться нравиться всем — безнравственно. Это означает, что ты никакой: ни собственных убеждений, ни принципов, которые ты способен отстаивать». Действительно, если кто-то испытывает к нам неприязнь или даже враждует с нами, обычно мы расстраиваемся и пугаемся, хотя поступать надо совершенно иначе. Начать надо не с переживания о чужом мнении, а с вопроса к самому себе, что с тобой на самом деле, прав ты или нет. Если неправ, найти возможность извиниться и исправиться. Если прав, подумать о том, как жить мирно, сохраняя верность правде. Наконец, если сомневаешься, спроси совета, если же твоя совесть чиста, а человек продолжает враждовать, наберись терпения, но от правды не отступай.
Псалом 6-ой, который мы сейчас услышали, передаёт переживания царя и пророка Давида, находящегося в тяжёлой ситуации. Судя по тексту, проблемы и бедствия окружили его со всех сторон. Он ощущал на себе гнев Божий за грех, страдал от телесной болезни и от нападения врагов. Состояние его было так тяжело, что он буквально был на грани смерти. Однако при этом псалмопевец не потерял доверия Богу. Царь не просто просит о возвращении добрых отношений, но говорит: спаси меня ради милости Твоей. То есть знает, что гнев Божий — не гнев человеческий, он не противоречит милости и любви, но даже в определённом смысле является выражением этой любви в отношении грешника. И эта уверенность в Боге помогает Давиду не отчаиваться. Страдая физически и эмоционально, он изменился и духовно вернулся к Творцу, почему и не хочет иметь ничего общего с беззаконными. «Удалитесь от меня, — говорит он им, — ибо Бог услышал мой плач и примет мою молитву». Однако в контексте разговора о врагах важно обратиться к последнему стиху. В отличие от многих других псалмов, в данном случае автор немногословен. Однако те короткие прошения, которые он озвучивает, очень важны. Во-первых, он просит поразить врагов стыдом и страхом. И надо понимать, что стыд в ветхозаветном контексте — это публичное обрушение надежд, это позор, связанный с тем, что Бог смиряет человека на неправильном пути. Страх — это внутреннее переживание, это боязнь за своё будущее. Но дальше ещё интереснее, ведь Давид просит, чтобы враги обратились, когда будут опозорены. А обращение в еврейском — это далеко не всегда просто разворот — это изменение направления деятельности и мысли. И как Бога Давид в начале псалма умоляет обратиться, то есть сменить гнев на милость, так теперь, молясь о вразумлении врагов, просит о том, чтобы развернулись, то есть покаялись, они. Именно так должны быть выстроены молитвы о врагах, даже желая им испытаний, не следует делать этого из мести, но только из желания их покаяния и исправления.
Псалом 6. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 6. (Церковно-славянский перевод)
«О христианах и христианстве». Архимандрит Симеон (Томачинский)
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наш ведущий диакон Игорь Цуканов вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе трактата святителя Григория Нисского «...О том, что значит имя и название „христианин“» говорили о том, каким надо стремиться быть христианину, а также о смыслах христианства.
Разговор шел о том, как и в чем мы можем подражать Христу, почему христианин призван к совершенству и о чем стоит помнить на пути духовного развития.
Ведущий: Игорь Цуканов
Все выпуски программы Почитаем святых отцов











