В гостях у программы "Материнский капитал" Арина Покровская, психолог, правозащитник, автор книги "Медицинское право для детей и родителей".
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал». Наша программа о самом драгоценном – о семье и детях. Беременная женщина, какой бы опытной она не была, сколько бы ей ни было лет, крайне уязвима и ранима. И жесткое слово врача, какая-то твердая позиция может ее ранить. Какие права есть у беременной женщины. На каких правах она имеет право настаивать, давайте спросим у правозащитника, психолога, автора книги «Медицинское право для детей и родителей» Арины Покровской. Здравствуйте, Арина!
А.Покровская
— Здравствуйте.
С.Бакалеева
— Так что, у беременной есть права?
А.Покровская
— У беременной есть права, к счастью, как и любого другого гражданина нашей страны. Права есть и имеет смысл о них знать.
С.Бакалеева
— Ну, давайте начнем с самого начала, она хочет встать на учет в женскую консультацию. Она должна это сделать по месту регистрации, по месту жительства? Может ли она выбрать, в какой консультации ей встать на учет?
А.Покровская
— Женщина может выбрать, в какой консультации ей встать на учет, однако, менять ее можно по действующему законодательству, не чаще, чем один раз в год, как и поликлинику по прикреплению, поэтому выбирать ее нужно достаточно тщательно. Тем не менее, прямого запрета на то, чтобы как-то еще разочек-другой поменять не существует, но так как ограничение имеется, то в случае каких-то конфликтов, можно пробовать с помощью заявлений, с помощью какой-то активной позиции это делать. Но один раз в год она может поменять консультацию.
С.Бакалеева
— А так в принципе она может пойти в любую?
А.Покровская
— В принципе, да.
С.Бакалеева
— А что нужно ей? Какие-то документы предъявить?
А.Покровская
— Паспорт и полис обязательного медицинского страхования.
С.Бакалеева
— То есть она должна быть как минимум гражданкой Российской Федерации?
А.Покровская
— Безусловно, гражданкой Российской Федерации для того, чтобы ей бесплатно предоставлялись все эти медицинские услуги по ведению беременности, и в таком случае имеет право.
С.Бакалеева
— А если, просто не заладились отношения с врачом, может ли она не менять консультацию, а поменять врача?
А.Покровская
— Да, безусловно, также предусмотрено по новому закону ее право поменять врача не чаще, чем один раз в год. Но я думаю, что крайне редки, на самом деле, случаи, когда врачей прямо-таки хочется менять, как перчатки, поэтому да, с помощью заявления опять же на имя заведующей консультации можно заменить врача, однако при учете его согласия, при учете согласия врача.
С.Бакалеева
— А расскажите, тогда, порядок действий. Скажем, какая-то спорная ситуация, женщина что делает? Пишет заявление, прежде всего, или как ей вести себя?
А.Покровская
— Я думаю, если ситуация такова, что врача уже очень хочется сменить, то в таком случае желательно подобрать себе какого-то другого врача до похода к заведующей, может быть по каким-то отзывам, или как-то лично прийти к кому-то на прием, и если кандидатура уже есть, то проще как-то наладив контакт, у заведующей получить право обслуживаться именно у этого врача. Ну если же совсем никаких контактов нет, то просто пойти к заведующей, в общем-то все мы люди и я думаю, что объяснив причину конфликта, как-то пояснив свои действия, приложив письменное заявление о желании смены врача, можно и посоветоваться с той же заведующей, к какому именно врачу с учетом потребностей женщины ей стоит направиться.
С.Бакалеева
— То есть, согласие должен дать тот врач, к которому я хочу пойти?
А.Покровская
— Да.
С.Бакалеева
— Понятно.
А.Покровская
— Это связано с количеством пациентов, поскольку так, как у нас действует участковая система, то для того, чтобы не получилось так, что у какого-то популярного врача скопится масса пациентов, он будет нести ответственность за ведение документации, за ведение всех вот этих женщин, есть такой момент.
С.Бакалеева
— Понятно, хорошо, выбрали врача, наладили отношения, дальше есть необходимый минимум мероприятий, которые женщина обязана… Обязана ли она проходить эти мероприятия?
А.Покровская
— Если женщина приходит в женскую консультацию для ведения беременности, предполагается, что она хочет получить обменную карту. Вот для получения этой обменной карты, ей необходимо сдать ряд анализов и посетить ряд специалистов. В бесплатный перечень анализов, про который ей может рассказать врач, бесплатный перечень специалистов, которых нужно посетить, их всех достаточно для того, чтобы получить обменную карту. Если, что-то предлагается платно, то это уже сверх, это на усмотрение самой женщины, конечно, она может посоветоваться с врачами, насколько ей это нужно, принять решение, но это уже то, что не обязательно для обменной карты.
С.Бакалеева
— То есть, она должна знать, что это ее выбор?
А.Покровская
— Да, безусловно.
С.Бакалеева
— Она может согласиться, отказаться.
А.Покровская
— Безусловно, это ее выбор. Также, для того, чтобы получить обменную карту, нужны анализы, которые подтверждают тот факт, что у женщины нет инфекционных заболеваний, в основном. Это основной момент, поэтому всяческие УЗИ и неоднократная сдача анализов, походы, например, там к окулистам, к стоматологам – это все менее обязательные процедуры, точнее это вообще не обязательные процедуры, что касательно там УЗИ, например, поскольку к инфекционным заболеваниям это не имеет никакого отношения. Это опять же выбор собственно женщины, смотреть на ребенка, таким образом, или довериться рукам акушерки, или врача, которые будут осуществлять осмотр.
С.Бакалеева
— То есть УЗИ – это не обязательное обследование?
А.Покровская
— УЗИ – это не обязательное обследование.
С.Бакалеева
— И она может отказаться?
А.Покровская
— Да, безусловно.
С.Бакалеева
— А что нужно сделать, как ей заявить об этом?
А.Покровская
— Ну, в общем-то, как-то так и заявить, что по каким-то таким причинам отказываюсь, беру ответственность на себя.
С.Бакалеева
— То есть не обязательно даже объяснять почему, да?
А.Покровская
— Причины объяснять совершенно не обязательно, никто этого не должен требовать у нее. Более того, сдавать анализы как-то более, или менее регулярно и являться в женскую консультацию, как-то тоже более, или менее регулярно, как требует врач, если по какой-то причине этой женщине это неудобно, или она считает это нецелесообразным, это также не обязательно. То есть она имеет право отказаться. И для получения обменной карты в общем-то достаточно сдать все эти анализы один раз, но это должно быть как-то приурочено ближе к получению этой собственно обменной карты, для того, чтобы не получилось так, что в начале беременности вы сдали, а потом врач это в карту ничего не занес, и тогда, конечно, он может потребовать для карты сделать это уже второй раз.
С.Бакалеева
— Надо же. Хорошо, значит из всех… даже не все анализы, предложенные, мы обязаны, женщины обязаны сдавать, правильно? Только те, которые связаны с инфекциями?
А.Покровская
— Ну, это классические анализы крови, мочи и кровь на всевозможные инфекции. Я имею в виду, анализы на какие-то генетические отклонения, какой-то анализ околоплодных вод и прочее, прочее, прочее – это все такие вещи, которые не имеют отношения к тому, что женщина может задеть права других. В чем смысл обязательности анализов именно на инфекции? В том, что если женщина попадает в обычный родильный дом, в общую какую-то палату, или родовую, то она должна быть более, или менее здорова, для того, чтобы не заразить других мам и других детей. Поэтому, в этом есть смысл обязательности. Все то, что касается ее лично и здоровья ее ребенка лично, она, или вместе с мужем, они могут решать самостоятельно, могут консультироваться у других специалистов – это все обязательным не является, это право выбора.
С.Бакалеева
— И с этой обменной картой, которая таким образом заполнена она смело отправляется в роддом, там тоже ей не должны никаких предъявить претензий, правильно я понимаю?
А.Покровская
— Нет, ни в коем случае, если обменная карта уже выдана и она на руках, и туда внесены основные анализы, то женщина имеет право рожать в любом роддоме и никаких претензий не должно возникнуть.
С.Бакалеева
— Если какой-то конфликт, например, врач в женской консультации отказывается выдать обменную карту на каком-то основании, например, что нет УЗИ, что делать такой женщине?
А.Покровская
— В этом случае, что бы от нее не требовалось, стоит попросить у врача документальное обоснование его отказа. То есть, если он отказывает в выдаче этой карты, он должен знать на какой он пункт, или норму закона, или какого-то постановления, или другого нормативного акта ссылается. Если он не может это указать – это уже возникает возможность подозревать какое-то давление. Если же конфликт не решается на уровне врача, то стоит обратиться опять же к заведующей, объяснить свою позицию, сказать, что карту обменную отказываются оформлять, а причины, в общем-то, с точки зрения законодательной как-то и не установлено, не продемонстрировано. Я думаю, что на уровне заведующей это все-таки должно решиться. Но если, опять же какое-то давление, какое-то запугивание идет, то я думаю, что женщине не стоит стесняться обращаться куда-то выше, в вышестоящие органы здравоохранения, в страховую компанию по горячим линиям и там задавать вопросы о своих правах.
С.Бакалеева
— Если, я, как беременная женщина, все-таки решила сдавать анализы, делать УЗИ, могу ли я это делать в каких-то учреждениях, которым я доверяю? То есть не в консультации самой, а где-то в другом месте?
А.Покровская
— Конечно, женщина имеет право получать медицинское обслуживание в любой организации, у которой есть на это лицензия и результаты анализов, результаты УЗИ может приносить в свою женскую консультацию, которую она выбрала и вот таким образом обслуживаться. Никаких претензий, ей опять же никто не в праве выдвигать.
С.Бакалеева
— А если я сдавала анализы там, в консультации и они, как обычно, прошли мимо меня, то есть сразу попали на руку врачу, я прихожу на прием к врачу, и мне говорят: «Все плохо», или: «Все хорошо». Могу ли я попросить эти документы, эти анализы подержать в руках?
А.Покровская
— Безусловно, не только подержать в руках, но и либо получить на руки оригинал, либо ксерокопии, для того, чтобы была возможность, как изучить самостоятельно, так и проконсультироваться у других специалистов.
С.Бакалеева
— То есть, я прямо могу сесть переписать, или попросить, сделайте мне копию?
А.Покровская
— Должны сделать копию, либо отдать оригинал, ничего переписывать не стоит. Это законное право женщины и любого другого пациента – получать на руки копии своих медицинских документов, получать доступ к своей медицинской документации, изучать ее самостоятельно и получать копии, или выписки для консультаций у других специалистов. Поэтому, медицинское учреждение, любое, не только женская консультация, обязаны выдать либо копию, либо подробнейшую выписку сделанную самостоятельно, либо оригинал. Иногда, анализов им бывает не жалко, они могут отдать и оригинал.
С.Бакалеева
— А к Вам, как к правозащитнику обращались когда-нибудь беременные за помощью?
А.Покровская
— Да, конечно.
С.Бакалеева
— То есть, в крайнем случае, можно искать поддержку у юристов, да?
А.Покровская
— Можно искать поддержку у юристов, конечно, если какой-то спорный момент возник и решить его самостоятельно не получилось, то почему бы и нет.
С.Бакалеева
— Но беременные, к сожалению, сталкиваются с проблемами и спорами не только в консультации, а часто спорят и со своими работодателями. Вот, скажем, могут ли уволить беременную женщину?
А.Покровская
— Беременную женщину запрещено увольнять по Трудовому кодексу, действующему и более того, даже когда идет испытательный срок, то если вдруг женщина узнала в этот момент о своей беременности, то все, с этого момента течет условие, что беременную женщину уволить нельзя. То есть в этом случае работодатель должен внести изменения в трудовой договор и испытательный срок должен быть устранен из этого договора.
С.Бакалеева
— А существуют ли какие-то поблажки, вот, скажем, она уже работает, для ее трудовой деятельности, может ли она на что-то рассчитывать?
А.Покровская
— Ну, существует ограничение для использования труда беременных женщин на каких-то вредных условиях, производство, допустим, там, или в каких-то особенных районах. Например, Крайний Север, поэтому, если женщина работает и у нее есть информация, что ее фирма, или компания, где она трудится, имеет отношение к каким-то таким местам, тут стоит уточнить официально и в таком случае, может быть решить как-то вопрос с переводом, если есть такая возможность, на другую должность. Также, естественно, отпуск по беременности и родам тоже относится к поддержке прав беременной женщины, и, безусловно, если какие-то ей необходимы больничные, если что-то происходит со здоровьем, врач ей выписывает больничный лист, то, сколько бы она ни находилась на больничном, опять же, уволить ее нельзя.
С.Бакалеева
— То есть, если она берет второй, или третий раз больничный лист…
А.Покровская
— Вот, сколько нужно, столько пусть и берет.
С.Бакалеева
— Ей не могут сказать: «Хватит»?
А.Покровская
— Не могут сказать, да.
С.Бакалеева
— А ей придется же посещать консультацию, если она скажем… ну есть в этом необходимость, неоднократно, эти дни как-то будут, как оправдаться перед работодателем?
А.Покровская
— Работодателя нужно поставить в известность о том, что нужен визит к врачу для того, чтобы нельзя было как-то фиксировать, как прогул, или как необоснованное какое-то отсутствие на работе и просто в эти дни приносить с собой справку, что да, действительно, женщина была у врача, посещала специалиста и в этом случае, это не будет засчитываться, как прогул и вообще не должно с этим никаких проблем возникнуть.
С.Бакалеева
— То есть, посетив врача, нужно еще и попросить справку для своей работы, что вы были у врача?
А.Покровская
— Да, если работодатель как-то на слово верить не готов, то да, берите справку.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Арина. У нас в гостях была Арина Покровская – правозащитник, психолог и мы говорили с ней о том, что у беременной женщины, как у любой другой, есть свои права. И что медицинское обслуживание – это наша скорее привилегия, мы имеем право выбирать то обслуживание, которые нам нужно, которое мы считаем необходимым для своего здоровья. Давайте знать и соблюдать свои права! До свидания, всего хорошего!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Псалом 86. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Среди псалмов есть те, в которых отсутствуют какие-либо молитвенные воззвания. Такие псалмы можно назвать псалмами-размышлениями, и один из них звучит сегодня во время богослужения в православных храмах. Это псалом 86-й. Давайте его послушаем.
Псалом 86.
1 Сынов Кореевых. Псалом. Песнь.
2 Основание его на горах святых. Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова.
3 Славное возвещается о тебе, град Божий!
4 Упомяну знающим меня о Рааве и Вавилоне; вот Филистимляне и Тир с Ефиопиею, — скажут: «такой-то родился там».
5 О Сионе же будут говорить: «такой-то и такой-то муж родился в нём, и Сам Всевышний укрепил его».
6 Господь в переписи народов напишет: «такой-то родился там».
7 И поющие, и играющие, — все источники мои в тебе.
Вполне очевидно, что прозвучавший сейчас псалом посвящён размышлениям о Сионе, или, иначе, Иерусалиме, ведь именно он стоит на горе Сион. В частности, сказано, что Иерусалим выделяется среди прочих селений Израиля: «Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова» (Пс. 86:2). Это, действительно, так, ведь храм Господень находился именно в Иерусалиме, и без этого города немыслима история нашего спасения.
Однако в псалме привлекает внимание не само упоминание Сиона, а размышления о людях, которые там родились. Если следовать буквальному прочтению псалма, то получается, что факт рождения в Иерусалиме является причиной, по которой Бог благоволит человеку: «О Сионе же будут говорить: „такой-то и такой-то муж родился в нём, и Сам Всевышний укрепил его“» (Пс. 86:5).
Если обратиться к историческим книгам Ветхого Завета, то мы не сможем найти в них подтверждения этой мысли, то есть ни в одной из них не сказано, что рождение в Иерусалиме ставило человека в особенные отношения с Богом. В такие отношения человека ставила принадлежность к избранному народу, а не место появления на свет; но и принадлежность к избранному народу тоже не давала никаких гарантий, ведь человек мог ни во что не ставить Бога и Его закон.
Вполне естественно, что мы — христиане — не можем не прочитывать прозвучавший только что псалом через призму Нового Завета. Для нас кажется очевидным, что рождение на Сионе — это прообраз духовного рождения в крещальной купели. Только тот, кто родился от воды и Духа, по слову Христа, может увидеть Царствие Божие (см. Ин. 3:5). И здесь уже не может быть никаких оговорок, такого человека действительно укрепляет Бог, и свидетельство тому — весь сонм христианских святых, особенно же мучеников.
Когда мы размышляем об этих людях, у нас могут быть различного рода сомнения; единственное, в чём невозможно сомневаться, — это в силе Божией, которая их укрепляла. Без такой поддержки мученики не смогли бы не потерять самообладание во время гонений, они бы не сумели сохранить верность Христу. Впрочем, мученики — это весьма радикальный пример, всё же, абсолютному большинству христиан укрепление от Бога нужно вовсе не для противостояния гонителям, а для борьбы с самими собой, со своими страстями, похотями и грехами. И Бог даёт силу тем, кто обрёл рождение свыше — рождение в духовном Сионе.
86-й псалом говорит о таковом рождении как о чём-то в высшей степени вожделенном, как о том, к чему нужно стремиться, и о чём стоит мечтать, мы же понимаем, что об этом стоит в первую очередь усердно и непрестанно молиться.
Псалом 86. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 86. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Флп., 237 зач., I, 12-20.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Порой люди, искренне верующие, смущаются поступками других верующих, начинают сомневаться в их искренности, говорят, что те ищут собственной выгоды, а не пользы Церкви. Столкнувшись с такими сомнениями, многие верующие спрашивают себя, должны ли они что-то предпринимать, должны ли как-то защищать Церковь и бороться с теми, кто её дискредитирует, или стоит быть терпимыми? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из первой главы послания апостола Павла к Филиппийцам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
12 Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,
13 так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,
14 и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие.
15 Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.
16 Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих;
17 а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.
18 Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться,
19 ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа,
20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
Буквально несколько дней назад знакомый атеист написал мне возмущённое письмо. Он спрашивал об одном известном человеке и не понимал, почему церковное сообщество никак не даст оценку его поведению. Естественно, со своей стороны, он был уверен, что поведение это плохое, и этот человек дискредитирует Церковь. Конечно, я совсем не ожидал, что тот, кто постоянно подчёркивал свою приверженность атеизму, станет беспокоиться о Церкви. Мне казалось, что чем хуже у верующих дела, тем лучше для атеистов, ведь число их сторонников в таком случае будет расти. Однако потом я понял, что есть атеисты, которые в душе не так уж уверены в своей правоте, просто им очень трудно превозмочь инерцию воспитания и собственную гордость. Однако, как бы там ни было, я задумался над его вопросом. Действительно, как понять, если начинаешь подозревать человека в неискренности и стремлении к выгоде? Понятно, что все мы не идеальны, все допускаем ошибки, да и православная аскетика призывает нас смотреть прежде всего на собственные грехи, но иногда несогласие переполняет душу.
Первое, что, мне кажется, здесь важно казать: не стоит брать на себя много и быть на 100% уверенным, что твой взгляд и твоё мнение значительно лучше и вернее того, с которым ты не согласен. Много раз подумай, взвесь всё получше, узнай учение Церкви, уточни контекст высказывания, аудиторию и возможные причины и только тогда делай выводы.
Во-вторых, даже если человек действительно несколько ошибся, он может быть по-своему искренним в своём стремлении принести пользу другим людям и открыть им Христа. Возможно, такой человек сделает это не идеально, но за его искренность и стремление к правде Божией, Господь примет его дело.
В-третьих, и эта поразительная мысль прекрасно выражена в сегодняшнем чтении, даже если человек неискренен, но проповедует Христа, и его проповедь способна послужить во благо, потому что в чьём-нибудь сердце и она отзовётся и даст доброй плод. Мы ведь в Церкви Божией и в итоге всё в ней устраивает Сам Бог. Может быть, если бы не было того, кто возмутил своими словами сознание моего знакомого атеиста, этот атеист не стал бы узнавать подлинную церковную точку зрения и в сердце своём не стал бы переживать за Церковь.
Конечно, это не повод давать ход сомнительным инициативам и попускать злонамеренность. В посланиях самого апостола немало примеров, довольно жесткой отповеди тем, кто не должен проповедовать от лица Церкви. По словам Павла, не стоит слушать тех, кто словом или делом явно искажает заповеди Божии или веру Церкви... Однако, даже здесь отдельному человеку нельзя брать на себя роль судьи, потому что глава Церкви Христос, и если нас что-то смущает, лучше от всего сердца просить Его, всё правильно устроить, ведь именно Он управляет Её жизнью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О Боге в мировом кино: «Дневник сельского священника». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о том, как режиссер Робера Брессона рассматривал феномен церковности, отношений между людьми в Церкви и влияния греха на человека в своем фильме 1950 года «Дневник сельского священника».
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед посвященных тому, как классики мирового кинематографа обращались к темам, связанным напрямую с жизнью Церкви, церковной историей и Библией.
Первая беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Карла Теодора Дрейера «Страсти Жанны д’Арк» (эфир 13.10.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер