На одной из своих первых научных работ Дмитрий Менделеев написал: «Это исследование посвящается памяти матери её последышем. Она могла его взрастить только своим трудом, воспитывала примером, исправляла любовью. Умирая, завещала: терпеливо искать божескую или научную правду. Заветы матери считает священными Дмитрий Менделеев».
Мама учёного — Мария Дмитриевна Корнильева — родилась в тобольской купеческой семье. В 16 лет вышла замуж за учителя Ивана Менделеева, который со временем стал директором гимназии. Семья была большой: Мария Дмитриевна родила 17 детей, но восемь из них умерло. Самый младший — Дмитрий — появился на свет зимой 1834-ого года. И в тот же год Марии Дмитриевне пришлось стать главой дома. Супруг больше не мог работать — он потерял зрение. На мизерную пенсию содержать семью было, невозможно.
И тогда невозможное совершила Мария Дмитриевна. Продолжая заботиться о детях и слепом муже, она впервые в жизни вышла на работу и сразу же взялась управлять целым стекольным заводом в тобольском селе Аремзяны. Предприятие принадлежало брату Менделеевой, он передал его сестре, чтобы поддержать её семью. Мария Дмитриевна оказалась талантливым руководителем, за несколько лет её работы завод расцвёл. Она успевала всё: управляла производством, ухаживала за мужем, растила и учила детей. Заработав деньги, отправила супруга на операцию в Москву, и врачи вернули ему зрение.
Мите — как любимцу — мама уделяла особое внимание. Под её руководством он начал читать в четыре года. И позже вспоминал, что именно мать привила ему любовь к науке и труду. Мария Дмитриевна часто брала его с собой на завод. Сын пропадал в цехах, заворожённый процессом варки стекла. В семье шутили, что у них растёт будущий гений химии, но мать отнеслась к интересам сына серьёзно. А заметив, как Митя талантлив в математике и физике, твёрдо решила — он будет учёным, чего бы ей это не стоило.
Когда Митя окончил гимназию, Мария Дмитриевна — к тому времени уже вдова — решила дать сыну хорошее высшее образование. Продала завод и покинула с ним Сибирь. Они уехали в Петербург, где Дмитрий поступил в Главный педагогический институт. Это было очень трудно, приём проводился раз в два года и как раз в тот — 1850-ый — его не было. Мария Дмитриевна, обегав множество инстанций, добилась того, что Мите разрешили сдать вступительные экзамены. И только после их завершения с облегчением вздохнула.
Поставить талант сына на путь служения науке — в этом мать видела свою главную обязанность. И как будто решила, что это её последнее на земле дело. Мария Дмитриевна умерла через четыре месяца. Перед уходом благословила сына иконой, на которой написала: «...Будь добр, чти Бога, царя, Отечество и не забывай, что должен на Суде отвечать за всё. Прощай, помни мать, которая любила тебя. Марья Менделеева».
Мамы не стало, когда Мите было всего 16. Трагедия тяжело подействовала на юношу: подорвала его здоровье, он не мог учиться. Один из врачей даже сказал: «Ну, этот-то уже не поднимется». Дмитрий слышал эти слова. В то же день больной встал с постели и засел за конспекты. Предать «дорогую маменьку», как Менделеев называл Марию Дмитриевну, её веру в то, что сына ждёт блестящее будущее, он не мог. Образ мамы на всю жизнь остался для него священным. Дмитрий Иванович всегда помнил: учёным он стал только благодаря любви Марии Дмитриевны. И не раз потом в своих работах с благодарностью упоминал её имя.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер