На одной из своих первых научных работ Дмитрий Менделеев написал: «Это исследование посвящается памяти матери её последышем. Она могла его взрастить только своим трудом, воспитывала примером, исправляла любовью. Умирая, завещала: терпеливо искать божескую или научную правду. Заветы матери считает священными Дмитрий Менделеев».
Мама учёного — Мария Дмитриевна Корнильева — родилась в тобольской купеческой семье. В 16 лет вышла замуж за учителя Ивана Менделеева, который со временем стал директором гимназии. Семья была большой: Мария Дмитриевна родила 17 детей, но восемь из них умерло. Самый младший — Дмитрий — появился на свет зимой 1834-ого года. И в тот же год Марии Дмитриевне пришлось стать главой дома. Супруг больше не мог работать — он потерял зрение. На мизерную пенсию содержать семью было, невозможно.
И тогда невозможное совершила Мария Дмитриевна. Продолжая заботиться о детях и слепом муже, она впервые в жизни вышла на работу и сразу же взялась управлять целым стекольным заводом в тобольском селе Аремзяны. Предприятие принадлежало брату Менделеевой, он передал его сестре, чтобы поддержать её семью. Мария Дмитриевна оказалась талантливым руководителем, за несколько лет её работы завод расцвёл. Она успевала всё: управляла производством, ухаживала за мужем, растила и учила детей. Заработав деньги, отправила супруга на операцию в Москву, и врачи вернули ему зрение.
Мите — как любимцу — мама уделяла особое внимание. Под её руководством он начал читать в четыре года. И позже вспоминал, что именно мать привила ему любовь к науке и труду. Мария Дмитриевна часто брала его с собой на завод. Сын пропадал в цехах, заворожённый процессом варки стекла. В семье шутили, что у них растёт будущий гений химии, но мать отнеслась к интересам сына серьёзно. А заметив, как Митя талантлив в математике и физике, твёрдо решила — он будет учёным, чего бы ей это не стоило.
Когда Митя окончил гимназию, Мария Дмитриевна — к тому времени уже вдова — решила дать сыну хорошее высшее образование. Продала завод и покинула с ним Сибирь. Они уехали в Петербург, где Дмитрий поступил в Главный педагогический институт. Это было очень трудно, приём проводился раз в два года и как раз в тот — 1850-ый — его не было. Мария Дмитриевна, обегав множество инстанций, добилась того, что Мите разрешили сдать вступительные экзамены. И только после их завершения с облегчением вздохнула.
Поставить талант сына на путь служения науке — в этом мать видела свою главную обязанность. И как будто решила, что это её последнее на земле дело. Мария Дмитриевна умерла через четыре месяца. Перед уходом благословила сына иконой, на которой написала: «...Будь добр, чти Бога, царя, Отечество и не забывай, что должен на Суде отвечать за всё. Прощай, помни мать, которая любила тебя. Марья Менделеева».
Мамы не стало, когда Мите было всего 16. Трагедия тяжело подействовала на юношу: подорвала его здоровье, он не мог учиться. Один из врачей даже сказал: «Ну, этот-то уже не поднимется». Дмитрий слышал эти слова. В то же день больной встал с постели и засел за конспекты. Предать «дорогую маменьку», как Менделеев называл Марию Дмитриевну, её веру в то, что сына ждёт блестящее будущее, он не мог. Образ мамы на всю жизнь остался для него священным. Дмитрий Иванович всегда помнил: учёным он стал только благодаря любви Марии Дмитриевны. И не раз потом в своих работах с благодарностью упоминал её имя.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело