На одной из своих первых научных работ Дмитрий Менделеев написал: «Это исследование посвящается памяти матери её последышем. Она могла его взрастить только своим трудом, воспитывала примером, исправляла любовью. Умирая, завещала: терпеливо искать божескую или научную правду. Заветы матери считает священными Дмитрий Менделеев».
Мама учёного — Мария Дмитриевна Корнильева — родилась в тобольской купеческой семье. В 16 лет вышла замуж за учителя Ивана Менделеева, который со временем стал директором гимназии. Семья была большой: Мария Дмитриевна родила 17 детей, но восемь из них умерло. Самый младший — Дмитрий — появился на свет зимой 1834-ого года. И в тот же год Марии Дмитриевне пришлось стать главой дома. Супруг больше не мог работать — он потерял зрение. На мизерную пенсию содержать семью было, невозможно.
И тогда невозможное совершила Мария Дмитриевна. Продолжая заботиться о детях и слепом муже, она впервые в жизни вышла на работу и сразу же взялась управлять целым стекольным заводом в тобольском селе Аремзяны. Предприятие принадлежало брату Менделеевой, он передал его сестре, чтобы поддержать её семью. Мария Дмитриевна оказалась талантливым руководителем, за несколько лет её работы завод расцвёл. Она успевала всё: управляла производством, ухаживала за мужем, растила и учила детей. Заработав деньги, отправила супруга на операцию в Москву, и врачи вернули ему зрение.
Мите — как любимцу — мама уделяла особое внимание. Под её руководством он начал читать в четыре года. И позже вспоминал, что именно мать привила ему любовь к науке и труду. Мария Дмитриевна часто брала его с собой на завод. Сын пропадал в цехах, заворожённый процессом варки стекла. В семье шутили, что у них растёт будущий гений химии, но мать отнеслась к интересам сына серьёзно. А заметив, как Митя талантлив в математике и физике, твёрдо решила — он будет учёным, чего бы ей это не стоило.
Когда Митя окончил гимназию, Мария Дмитриевна — к тому времени уже вдова — решила дать сыну хорошее высшее образование. Продала завод и покинула с ним Сибирь. Они уехали в Петербург, где Дмитрий поступил в Главный педагогический институт. Это было очень трудно, приём проводился раз в два года и как раз в тот — 1850-ый — его не было. Мария Дмитриевна, обегав множество инстанций, добилась того, что Мите разрешили сдать вступительные экзамены. И только после их завершения с облегчением вздохнула.
Поставить талант сына на путь служения науке — в этом мать видела свою главную обязанность. И как будто решила, что это её последнее на земле дело. Мария Дмитриевна умерла через четыре месяца. Перед уходом благословила сына иконой, на которой написала: «...Будь добр, чти Бога, царя, Отечество и не забывай, что должен на Суде отвечать за всё. Прощай, помни мать, которая любила тебя. Марья Менделеева».
Мамы не стало, когда Мите было всего 16. Трагедия тяжело подействовала на юношу: подорвала его здоровье, он не мог учиться. Один из врачей даже сказал: «Ну, этот-то уже не поднимется». Дмитрий слышал эти слова. В то же день больной встал с постели и засел за конспекты. Предать «дорогую маменьку», как Менделеев называл Марию Дмитриевну, её веру в то, что сына ждёт блестящее будущее, он не мог. Образ мамы на всю жизнь остался для него священным. Дмитрий Иванович всегда помнил: учёным он стал только благодаря любви Марии Дмитриевны. И не раз потом в своих работах с благодарностью упоминал её имя.
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!