
В марте 1900 года Чехов писал из Ялты своему другу — артисту Московского Художественного театра Вишневскому: «Вчера княгиня Барятинская взяла адрес Немировича-Данченко, хочет просить его сыграть в пользу её санатории. У Барятинской много денег, ей помогают и правительство, и аристократы». Чехов писал истинную правду: отказать в помощи Марии Владимировне не мог никто, слишком много на её счету было добрых дел и иначе как обширной её благотворительную деятельность не назовёшь.
Княгиня родилась в 1851 году в знаменитой семье. Её отец был командиром Кавалергардского полка — одного из самых престижных воинских образований России — и генерал-майором свиты его Величества. Родным дядей княгине приходился герой Кавказа — фельдмаршал Александр Барятинский. Мария вышла замуж в 31 год, но к несчастью, семейный союз длился недолго: супруг княгини умер от туберкулёза. С того времени и до конца своих дней Барятинская занималась благотворительностью.
Поселившись в городе Льгов Курской губернии, княгиня стала председательницей местного благотворительного общества. На свои средства она выстроила приют для детей и дом престарелых. Помогала женской гимназии и организовала сбор средств на строительство для неё нового здания. Способствовала открытию льговского банка, с тем условием, что проценты от его деятельности будут поступать в местную казну.
Делами Льгова Барятинская не перестала заниматься и когда переехала в Ялту. Это случилось в 1885 году. В память о муже Мария Владимировна создала на курорте пансион для лёгочных больных. В лечебное заведение принимали, как тогда говорили, «людей со скромными доходами или без оных». Но видя, как много народа приезжает в Ялту в надежде исцелиться — а в то время в городе ещё не было санаториев — Мария Владимировна взялась решить эту проблему. Она задумала построить противотуберкулезный санаторий для неимущих чахоточных больных.
И скоро в газетах появились объявления о том, что Барятинская начинает сбор пожертвований на устройство здравницы. Мария Владимировна привлекла к этому делу своих друзей в высших кругах. Среди жертвователей были и члены императорской семьи. Сама княгиня профинансировала строительство лабораторий, аптеки и изолированных помещений для инфицированных пациентов. Тогда-то Чехов и написал своё письмо, полное комплиментов княгине. Спустя год санаторий, ставший первой в Европе противотуберкулезной здравницей, принял больных.
Мария Владимировна на первых порах была его начальницей. Кроме того, она руководила Ялтинской общиной сестер милосердия, попечительствовала над земскими лечебными заведениями, возглавляла местное отделение Красного Креста. Когда грянула Первая мировая война Барятинская занялась устройством лазаретов не только в Ялте, но и во Льгове. Свой лёгочный санаторий она передала на нужды фронта.
После революции княгиню арестовали. Несколько недель она провела в тюремной камере. В 1920-ом году Мария Владимировна навсегда покинула Родину. В Ялте она оставила всё свои деньги и драгоценности, а в каюте корабля увозила вверенное ей имущество Красного Креста. Долгое время княгиня жила в Италии. И продолжала своё служение другим людям. Так, свой римский дом, который достался ей по наследству, она подарила Православной церкви. В нём устроили храм Святителя Николая.
К слову, одним из последних благодеяний, которое княгине удалось совершить в России, стало спасение большевика Добрякова. Он выручил саму Барятинскую, когда на неё с ружьём кинулся пьяный матрос. Позже в Ялту вошли немцы, они приговорили Добрякова к расстрелу. Но княгиня убедила их пощадить комиссара.
Все выпуски программы Имена милосердия
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема