
В марте 1900 года Чехов писал из Ялты своему другу — артисту Московского Художественного театра Вишневскому: «Вчера княгиня Барятинская взяла адрес Немировича-Данченко, хочет просить его сыграть в пользу её санатории. У Барятинской много денег, ей помогают и правительство, и аристократы». Чехов писал истинную правду: отказать в помощи Марии Владимировне не мог никто, слишком много на её счету было добрых дел и иначе как обширной её благотворительную деятельность не назовёшь.
Княгиня родилась в 1851 году в знаменитой семье. Её отец был командиром Кавалергардского полка — одного из самых престижных воинских образований России — и генерал-майором свиты его Величества. Родным дядей княгине приходился герой Кавказа — фельдмаршал Александр Барятинский. Мария вышла замуж в 31 год, но к несчастью, семейный союз длился недолго: супруг княгини умер от туберкулёза. С того времени и до конца своих дней Барятинская занималась благотворительностью.
Поселившись в городе Льгов Курской губернии, княгиня стала председательницей местного благотворительного общества. На свои средства она выстроила приют для детей и дом престарелых. Помогала женской гимназии и организовала сбор средств на строительство для неё нового здания. Способствовала открытию льговского банка, с тем условием, что проценты от его деятельности будут поступать в местную казну.
Делами Льгова Барятинская не перестала заниматься и когда переехала в Ялту. Это случилось в 1885 году. В память о муже Мария Владимировна создала на курорте пансион для лёгочных больных. В лечебное заведение принимали, как тогда говорили, «людей со скромными доходами или без оных». Но видя, как много народа приезжает в Ялту в надежде исцелиться — а в то время в городе ещё не было санаториев — Мария Владимировна взялась решить эту проблему. Она задумала построить противотуберкулезный санаторий для неимущих чахоточных больных.
И скоро в газетах появились объявления о том, что Барятинская начинает сбор пожертвований на устройство здравницы. Мария Владимировна привлекла к этому делу своих друзей в высших кругах. Среди жертвователей были и члены императорской семьи. Сама княгиня профинансировала строительство лабораторий, аптеки и изолированных помещений для инфицированных пациентов. Тогда-то Чехов и написал своё письмо, полное комплиментов княгине. Спустя год санаторий, ставший первой в Европе противотуберкулезной здравницей, принял больных.
Мария Владимировна на первых порах была его начальницей. Кроме того, она руководила Ялтинской общиной сестер милосердия, попечительствовала над земскими лечебными заведениями, возглавляла местное отделение Красного Креста. Когда грянула Первая мировая война Барятинская занялась устройством лазаретов не только в Ялте, но и во Льгове. Свой лёгочный санаторий она передала на нужды фронта.
После революции княгиню арестовали. Несколько недель она провела в тюремной камере. В 1920-ом году Мария Владимировна навсегда покинула Родину. В Ялте она оставила всё свои деньги и драгоценности, а в каюте корабля увозила вверенное ей имущество Красного Креста. Долгое время княгиня жила в Италии. И продолжала своё служение другим людям. Так, свой римский дом, который достался ей по наследству, она подарила Православной церкви. В нём устроили храм Святителя Николая.
К слову, одним из последних благодеяний, которое княгине удалось совершить в России, стало спасение большевика Добрякова. Он выручил саму Барятинскую, когда на неё с ружьём кинулся пьяный матрос. Позже в Ялту вошли немцы, они приговорили Добрякова к расстрелу. Но княгиня убедила их пощадить комиссара.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер