
Татьяна Любомирская
У митрополита Антония Сурожского есть фраза, которая откликается в моём сердце. Звучит она так: «... И мы должны помнить, что мы ответственны не только за себя, но и за судьбу всех, кого мы встречаем, и всех, которые через других получат отпечаток нашей личности».
В самом деле, человеческая жизнь соткана из случайных и неслучайных встреч, соприкосновений с другими людьми, благодаря чему формируются наш характер, мировоззрение, да и просто настроение.
Когда я была студенткой, неподалёку от моего ВУЗа располагалась уютная пиццерия. Там готовили вкусно, недорого, и потому студенты и преподаватели облюбовали это место для своих встреч. Я провела в пиццерии множество вечеров, знала по имени всех официантов.
Но во время пандемии, когда множество заведений из сферы обслуживания прекратили своё существование, пиццерия закрылась. Для нас, её постоянных посетителей, это было весьма печальным событием. Теперь на нашей улице не осталось ни одного кафе со вкусной едой и приемлемыми ценами.
И вот, спустя несколько лет мы с подругой гуляли на ВДНХ и, решив перекусить, зашли в первое кафе, какое было на пути. Нас встретил администратор Леонид, лицо которого показалось мне смутно знакомым. А он вдруг расплылся в улыбке.
— Вот так встреча! — Воскликнул администратор, — Вы меня помните? Ведь я работал в пиццерии, куда вы так часто ходили с друзьями!
— Ах, точно! Как приятно вас видеть!
Во времена существования пиццерии мы с этим милым человеком только здоровались и обменивались парой незначительных фраз. А сейчас Леонид встречает меня так, будто я его близкий друг или родственница!
Администратор усадил нас за столик, самолично принес меню и объявил, что десерты за счет заведения. На протяжении нашего с подругой ужина Леонид подходил несколько раз, и мы весело вспоминали старые добрые дни в пиццерии. А когда мы уже расплатились и вызывали такси, нас пригласили приходить в это новое кафе как можно чаще, заверив, что всегда окажут самый радушный приём.
«Как удивительно! — Думала я, возвращаясь домой, — ведь этот человек и я —чужие люди. Мы ничего не знаем друг про друга. Но сегодня он своей добротой и неподдельной радостью от встречи согрел моё сердце лучше, чем могли бы сделать многие давние знакомые и приятели».
И я задумалась: а испытывает ли кто-то такую же светлую, искреннюю радость при общении со мной? Являюсь ли я для тех, с кем соприкасаюсь по жизни, таким же источником света, каким мне сегодня показался Леонид? Ведь как было бы чудесно, если бы все, кто встречается на нашем пути, могли точно также заряжаться взаимным теплом, обмениваться маленькими актами добра.
Господь просил нас любить друг друга. Но на пути к этому подвигу настоящей христианской любви — жертвенной, абсолютной и всепрощающей — я могла бы начать с таких случайных встреч с посторонними людьми. Если я смогу подарить им хоть чуть-чуть радости, буду знать, что Господь не зря соединил наши дороги.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер