
Майским днём тысяча девятьсот одиннадцатого года трибуны харьковского ипподрома были забиты до отказа. В этот день там проходил футбольный матч. Для харьковчан футбол в то время был ещё в новинку, и на каждый матч собирался едва ли не весь город. А в этот раз и тем более — соперниками харьковской команды стали спортсмены, приехавшие с родины футбола — из самой Англии! Из девяти харьковских клубов честь сразиться с заморскими гостями выпала команде: «Гельферих-Саде». Она называлась точно так же, как крупное местное предприятие, производившее сельскохозяйственные орудия. И неспроста — в этой команде играли рабочие одноимённого завода!
Владелец производства, богатый харьковский фабрикант немецкого происхождения Максимилиан Христианович Гельферих, к своим работникам относился с добротой и уважением. Переживая, что многие из них проводят свободное время за бутылкой, да и во время работы не прочь пропустить рюмку, Максимилиан Христианович задумался над тем, как отвлечь людей от пагубного пристрастия. И однажды построил на заводском дворе большую спортивную площадку. Один из управляющих Гельфериха был англичанином и по просьбе Максимилиана Христиановича стал обучать рабочих популярной на его родине спортивной игре. Заводской народ быстро втянулся, и скоро футбол стал любимым времяпрепровождением рабочих. Теперь после вечернего гудка они спешили не в трактир, а на спортплощадку.
Максимилиан Христианович Гельферих всегда с большой охотой делал добро. Будучи одним из самых богатых людей Харькова, он имел репутацию и самого щедрого, самого внимательного к нуждам ближних человека. Какое бы полезное дело в городе ни начиналось, Гельферих одним из первых поддерживал его не только словом, но и делом. В тысяча восемьсот восемьдесят восьмом году в Харькове открывалось коммерческое училище. Максимилиан Христианович одним из первых внёс свою лепту в дело его устройства, пожертвовав двенадцать тысяч рублей. В конце тысяча восемьсот девяносто шестого Гельферих активно поддержал создание городского Приюта для неизлечимо больных. Он передал на это благое дело пять тысяч рублей и безвозмездно предоставил для строительства здания Приюта участок в тысячу двести квадратных саженей. В том же тысяча восемьсот девяносто шестом Максимилиан Гельферих внёс солидный денежный вклад в переустройство здания Вознесенской женской гимназии, а чуть позже пожертвовал крупную суму на нужды харьковского Общества попечения о больных детях. Участвовал он и в создании Общества для оказания помощи и приискания труда нуждающимся.
Именно Максимилиан Христианович учредил в городе больницу под названием «Женская помощь». Здесь могли получить квалифицированную медицинскую помощь беременные, роженицы и женщины, страдающие какими-либо болезнями. Бедные — бесплатно; те, у кого была возможность расплатиться — за крайне небольшую сумму. На создание больницы Гельфериха подтолкнула память о его супруге, скончавшейся от женской болезни, вследствие которой она не могла иметь детей. Так или иначе, фабрикант выделил на строительство клиники сорок тысяч рублей и большой земельный участок, а на её содержание учредил капитал в сто тысяч. На базе «Женской помощи» он организовал бесплатные курсы женщин-врачей и акушерок.
Незадолго до своей смерти Гельферих создал на своём предприятии Фонд помощи семьям рабочих с капиталом в пятьдесят тысяч рублей. Средства фонда шли на поддержку вдов, сирот и нуждающихся работников завода. Тогда же Максимилиану Христиановичу пришла и идея научить своих рабочих игре в футбол. Знаменательный матч с английской командой состоялся, увы, уже спустя несколько лет после смерти благотворителя. Но в память о нём команда «Гельферих-Садэ» просто не могла проиграть. Счёт того матча — два-ноль в пользу харьковчан — вошёл в историю отечественного футбола. А Максимилиан Христианович Гельферих — в историю благотворительности и добрых дел.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер