Майкл Фарадей — физик-экспериментатор, его уникальными открытиями и сегодня пользуется мир. Одно из первых открытий Фарадей сделал в 1831 году: с помощью железного кольца и медной проволоки он изобрёл принципиально новый вид электрической энергии — электромагнитную индукцию.
Родился Майкл Фарадей в 1791 году в семье бедного кузнеца. Однажды прочитанная Фарадеем статья об электричестве в Британской энциклопедии открыла ему новый мир, к которому он захотел стать причастным. Во время посещения лекций в Королевском институте Майклу Фарадею особенно нравился лекторий сэра Хэмфри Дэви, который впоследствии предложил ему стать своим ассистентом.
Какую связь видел великий ученый между законами природы и Божественным замыслом? И какую роль он отводил себе в этой взаимосвязи?

Когда-то давно, в конце VIII-го — начале XIX-го века, современный лондонский район Ньюингтон Баттс был маленькой деревенькой — предместьем, где жили бедняки и рабочий люд. По узким улочкам сновали кухарки и прачки, сапожники и кузнецы. Во дворах, предоставленная сама себе, целыми днями носилась босоногая ребятня. Среди этих мальчишек рос и Майкл Фарадей — будущий физик-экспериментатор, выдающийся учёный, открывший важнейшие законы электродинамики.
Фарадей родился в сентябре 1791 года в семье бедного кузнеца. Он появился на свет в пристройке над конюшнями, которая служила Фарадеям жильём. Несмотря на нужду, семья была очень дружной. И верующей — с детства Майкл вместе с родителями посещал церковь. Биографы учёного отмечают, что именно в родном доме Фарадей приобрёл глубокую веру в Бога, которая оказала влияние на его жизнь и научные воззрения. Образование паренёк получил самое скромное — несколько классов школы для бедняков, где не столько учили, сколько секли розгами. Особенно Майкла — учитель страшно злился на паренька, потому что тот не выговаривал некоторые буквы.
Фарадей с малых лет начал работать, чтобы помочь отцу и матери содержать большое семейство. Продавал газеты на улицах. А когда ему исполнилось тринадцать, поступил подмастерьем в переплётную мастерскую. Там любознательному пареньку открылся новый мир. Он взахлёб прочитывал книги, которые приносили переплести. Однажды в руки Майклу попала Британская энциклопедия. В ней он прочитал статью об электричестве. Она не на шутку увлекла мальчика. Майклу захотелось изучить это таинственное явление. Дома он с успехом воспроизвёл некоторые опыты, которые описывались в книге. Но ему хотелось узнать больше! Фарадей до дыр зачитывал все книги по физике и химии, которые ему только попадались. Откладывал каждый пенни, чтобы посещать платные лекции по физике в Королевском институте. Особенно нравился ему лекторий сэра Хэмфри Дэви, одного из самых крупных естествоиспытателей того времени. Майкл слово в слово записывал все его выступления. Потом аккуратно переплёл записи в мастерской, и послал учёному в знак признательности. Вскоре после этого произошло невиданное для Ньюингтона событие: возле бедного жилища Фарадеев остановилась шикарная карета, и лакей в ливрее передал Майклу письмо. Оно было от сэра Хэмфри. Исследователь предлагал Фарадею стать его ассистентом!
Поначалу Майкл был при учёном чем-то вроде слуги. Но скоро стал помогать сэру Хэмфри во время опытов. Схватывал всё буквально на лету. А потом гениальный самоучка начал самостоятельно ставить эксперименты, и постепенно достиг таких высот, что скоро уже сам читал лекции в Королевском Институте. В августе 1831 года Майкл Фарадей с помощью железного кольца и медной проволоки изобрёл принципиально новый вид электрической энергии — электромагнитную индукцию. То есть ток, который можно получать независимо от источника. Это был невероятный прорыв. Впоследствии открытие Майкла Фарадея нашло широчайшее применение: принцип электромагнитной индукции лёг в основу двигателей, генераторов тока, линий электропередач. Словом, за большинство удобной современной техники человечество должно благодарить Майкла Фарадея.
Впрочем, он никогда не искал благодарности. Он даже отказался от дворянского звания, которое король хотел даровать ему за заслуги. К 50-ти годам учёный начал терять память. Но даже тогда, насколько мог, продолжал трудиться. Например, в 1871 году он несколько ночей провёл в лодке среди океана, в пяти километрах от берега. В это время рабочие на маяке поочерёдно включали то масляные, то электрические лампы. А Фарадей сравнивал яркость света. После экспедиции он составил заключение о преимуществе электрических фонарей. Со временем их повсеместно стали использовать на маяках.
Майкл Фарадей не любил славы ещё и потому, что не чувствовал себя изобретателем. Учёный был уверен, что все законы природы возникли одновременно с Творением. «Книга природы написана перстом Божьим», — говорил он. А себя великий учёный всю жизнь считал лишь скромным читателем этой мудрой книги.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица