
Джованни Лоренцо Бернини
В истории Церкви известно много первохристиан, которые за веру во Христа и проповедь Его учения подвергались гонениям, мучениям и смертной казни. Один из них — Лонгин сотник, римский офицер.
Лонгин служил в римской армии военачальником — сотником. Во время Распятия Христа он со своим отрядом стоял на страже возле Голгофы, и здесь, у самого подножия Креста, стал свидетелем последних минут жизни Спасителя, Его смерти и последующих чудесных знамений.
Затмение солнца и землетрясение привели Лонгина и всех присутствующих в ужас и трепет. По принятому обычаю, сотник пронзил копьем рёбра Христа и от крови Господа тут же получил исцеление от болезни глаз, которой страдал много лет. Прозревший физически и духовно, Лонгин произнес: «Воистину Он был Сын Божий».
Довелось Лонгину быть и у Гроба Господня, где на его глазах произошло невероятное — Воскресение Христово. С этого момента начинается путь проповедника: окончательно уверовав, Лонгин и ещё двое бывших с ним воинов, возвестили об увиденном Пилату и архиереям. Те же пытались подкупить воинов, предлагая денежное вознаграждение взамен на то, чтобы они говорили людям, будто тело Христа похитили Его ученики. Но ни за какие деньги и другие блага Лонгин не захотел утаить чуда Воскресения. Всем и всюду стал он рассказывать о том, что видел собственными глазами.
Своими открытыми проповедями о Христе Лонгин вызвал гнев Пилата и иудеев, но начальство уже не имело над сотником власти: он оставил воинскую службу, принял крещение от апостолов и посвятил себя миссионерскому служению.
С Благой вестью Лонгин отправился на свою родину — в Каппадокию. Двое его соратников, которые тоже были у Гроба Господня и уверовали, пошли с ним. Пламенное слово свидетелей великих событий в Иерусалиме не оставило каппадокийцев равнодушными. Тысячи людей обратились от языческих заблуждений к Богу после проповедей о Распятии, Погребении и Воскресения Иисуса Христа. Христианство стало распространяться в Каппадокии.
Узнав об успехе проповедей Лонгина, иудейские старейшины убедили Пилата направить в Каппадокию отряд воинов, чтобы найти и убить бывшего сотника и его сподвижников. Святой сам вышел навстречу своим палачам и пригласил их в дом. За трапезой воины рассказали о цели своего прибытия, не зная, что гостеприимный хозяин — и есть человек, которого они хотят убить. Тогда Лонгин и его друзья назвали себя и просили потрясенных солдат исполнить свой долг. Воины хотели отпустить их и даже советовали им бежать, но святые проявили твердую волю принять смерть за Христа и склонили головы под меч.
Православная Церковь чтит память святого мученика Лонгина сотника 29 октября. В Иерусалиме один из приделов Храма Гроба Господня посвящен этому святому, который произнеся на Голгофе «Воистину Он был Сын Божий», пронес это свидетельство через всю свою жизнь, приведя к вере тысячи людей.
1 мая. О творчестве художника Николая Ульянова

Сегодня 1 мая. В этот день в 1875 году родился художник Николай Павлович Ульянов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Один из учителей Ульянова, художник Ге, напророчествовал ему: «Вы будете потрясающим живописцем!» А Валентин Серов, строгий и взыскательный, сделал даровитого своего ученика заведующим в своей мастерской. Доверие оправдалось вполне. Николай Павлович — многогранный художник. Ему принадлежат и чудесные иллюстрации — «Волшебная лампа Аладдина», «Разноцветные рыбы» — одного из самых замечательных детских изданий, иллюстрирующих подводный мир. Николай Павлович после революционных преобразований нашел для себя нишу театра Станиславского. Портрет Константина Станиславского, сидящего в вольготной позе, пенсне, преимущественно известен любителям театра. И сколько портретов творческих деятелей запечатлел Николай Павлович! Человек, который больше всего любил реалистическое, классическое искусство, но в свое время отдал дань времени и пробовал различные техники и жанры. Приглашаем наших слушателей познакомиться с картинами Николая Павловича Ульянова, дабы все оценили по достоинству высокий полет его мастерства и обрели для себя новое имя продолжателя русской живописной традиции.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 мая. Об истории Максимовской Иконы Богородицы

Сегодня 1 мая. Церковь чтит Максимовскую Икону Богородицы.
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Образ был явлен в нашем Отечестве в очень тяжёлые времена. Уже более 60 лет монголо-татарское иго терзало, томило землю русскую. Опустели храмы, многие люди начали забывать веру. И вот тогда был воздвигнут Господом митрополит Максим, которому предстояло перенести первосвятительскую кафедру из Киева во Владимир. И, оказавшись во Владимире, при тонком сне ему является Богородица и возлагает на него епископский омофор, который при пробуждении оказался у него в руках. И он, вдохновлённый этим чудом, как благословением Богородицы, на эти исторические события для нашего Отечества, для русской Церкви повелевает написать Богородицу так, как она ему явилась в полный рост с Богомладенцем на руках. И эта икона остаётся очень чтимой. Сам омофор в XV веке оказался утраченным. А вот икона, написанная заново, хранится в Свято-Успенском Соборе города Владимира. И продолжаются многие чудеса и знамения от этого чудотворного образа.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 мая. О решениях Второго Вселенского собора

Сегодня 1 мая. В этот день в 381 году в Константинополе начался Второй Вселенский собор.
О его решениях — протоиерей Василий Гелеван.
Вселенский Собор 381 года был созван императором Феодосием в столице Римской империи, Константинополе. Поводом для созыва 150 епископов послужили богословские заблуждения Македония Константинопольского и Аполлинария Лаодикийского. Первый учил, что Дух Святой не Бог, а сотворенное существо. Второй же искажал учения о Божественной природе Христа. Сами Македоний и Аполлинарий уже умерли к тому времени, но их последователи усердно распространяли лживое учение. Оно было осуждено и объявлено ересью. Участники Собора подтвердили христологическое учение предыдущего Вселенского Собора, отвергнув, таким образом, все новые измышления еретиков. Собор также сформулировал церковное учение о Духе Святом, опираясь на труды святителя Василия Великого. Святой не дожил до 381 года, всего два года, но на пути к Собору он много потрудился. Его богословские труды стали основой для решения Собора. Цитаты из книг святого Василия Великого вошли в молитву «Символ веры». Отцы Второго Собора подтвердили решение предыдущего Собора и дополнили Никейский Символ веры учением о Духе Святом и о Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема