
Наталья Сазонова
Впервые мы с сестрой побывали в Троице-Сергиевой лавре в 1987 году, на следующий день после школьного выпускного. И с того времени каждые выходные приезжали молиться к Преподобному Сергию.
А вскоре сестра стала студенткой регентской школы при Московской Духовной Академии и Семинарии, находящихся на территории монастыря. Приезжая в Лавру, я останавливалась у сестры в общежитии. А там — свой уклад. Каждый учебный день начинается с того, что все идут в Троицкий собор к мощам Преподобного Сергия. Просят у него благословения и помощи. Но особенными «подвижниками» мы в шутку называли тех, кто приходил в Троицкий на братский молебен к 5:40 утра. Иногда и мы с сестрой осиливали такой ранний подъем и шли на молебен.
Однажды на этой утренней службе я встала поближе к раке и вдруг почувствовала неприятный запах, как в коровнике. До того резкий, что рука сама к носу потянулась. Осмотрелась. Передо мной стоял старичок. Каре из седых волос, замусоленный ватник. На ногах — кирзовые сапоги. Голова наклонена вниз. Стоит молится. Троицкий — небольшой храм, народу набилось много, стоим плотно. Но уже через 5 минут я поняла, что мне не до молитвы.
На следующее утро... он пришёл снова. Когда бы я ни приходила потом на братский молебен, снова встречала там старичка. Всегда в том же ватнике и кирзовых сапогах. Я старалась избегать встречи. Но он или мимо проходил или вставал неподалёку. Ну как можно в таком виде к Преподобному? И как молиться другим рядом с ним? — сердилась про себя я.
Время шло, мы по-прежнему пересекались с ним ранним утром в храме. Неожиданно для себя я заметила, что так привыкла к его непременному присутствию, что даже с запахом от одежды потихоньку смирилась. А потом... потом перестала встречать его на братском молебне. Мне стало тревожно. Расспросила о нём у дежурного в Троицком соборе.
— Да, конечно, знаю его! Сергием звали. Только умер он. Да, раб Божий был... — ответили мне.
В тот момент я почувствовала, словно потеряла очень близкого мне человека.
Я прошла к иконе Преподобного Сергия. Стояла, смотрела на его лик, и рисовался мне образ раба Божьего Сергия. Рисовался совсем иным — светлым и каким-то даже блаженным в своей духовной нищете.
Вот, кто подвижник! Каждый свой крестьянский трудовой день начинал он у мощей своего святого. А ведь частный сектор от Лавры далеко. Совсем не в 5 минутах ходьбы, как от студенческих корпусов до Троицкого собора.
Да! Сколько бы возрастов и поколений ни приходило к Преподобному Сергию в его Лавру, какими бы разными мы ни были, за всех нас он предстательствует. Ведь Любовь Божья и Его святых изливается на всех. Вот и нам нужно учиться безусловной любви друг ко другу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер