В моей жизни был небольшой опыт волонтерства в паллиативном отделении больницы святителя Алексия. Удивительное то было время! Время самопознания и восхищения другими людьми. Помнится, я всё думала: даже если платить за эту работу миллион, и то будет мало. Не существует денег, которыми можно было бы оценить труд сестер и братьев милосердия. Такое служение можно делать только из любви или желания научиться любви.
Если кому-то из вас приходилось ухаживать за пожилыми, обездвиженными, утратившими разум или умирающими родственниками, вы знаете, насколько это тяжелый труд. Тяжелый и морально, и физически. А ведь сестры и братья в больнице опекают абсолютно чужих людей! Я смотрела на сотрудников паллиативного отделения, на их ласковую кротость, с которой они отвечали на крики и оскорбления несчастных, потерявших рассудок, больных, и мне казалось, что я смотрю на ангелов. Откуда в них эта жизненная сила, это терпение и любовь к ближнему? Во мне нет и капли этих добродетелей. Свою волонтерскую службу я старалась нести добросовестно, молчаливо, но в душе тяготилась каждой проведенной в паллиативе минутой. Мне хотелось бежать оттуда и больше никогда не возвращаться.
Другие волонтеры, как мне казалось, напротив, светились от счастья. Разговорившись в коридоре с одной девушкой, я с удивлением услышала, что она готова приходить сюда и в выходные, и в праздники. «Это такое счастье ‒ быть нужной! — Откровенно сознавалась она. — Я так счастлива, что могу помогать! В этом месте находится сам Господь. Я чувствую Его близость!».
Я согласно закивала, но мое сердце обливалось кровью. Когда так явно видишь мучения больных и умирающих людей, сложно смириться с волей Божьей. Что же это за грех, цена которого ‒ такие страдания? Видимо, этим путем достигается Царство Небесное. Кто-то очищает душу через болезнь, а кто-то через помощь ближнему. Я же понимала, что не хочу ни страдать, ни помогать. Во мне нет ничего от этих светлых и самоотверженных работников паллиатива и волонтеров.
С этими невеселыми мыслями я доработала свою смену и в полном изнеможении вышла на улицу, решив, что больше никогда туда не вернусь. Стояло лучезарное, солнечное лето. Со всех сторон звучали разговоры и смех прохожих. За столиками кафе на уличных верандах праздно сидели счастливые и беспечные люди. Это был совсем другой мир. К этому миру я принадлежу и воспринимаю его как нечто само собой разумеющееся. Но после пережитого в паллиативе я как будто увидела его по-новому. Как можно не испытывать ежеминутную, ежесекундную благодарность за то, что ты можешь ходить, говорить, дышать, наслаждаться природой? Данный Богом дар здоровья, молодости, благополучной жизни настолько велик и прекрасен! Я наделена этим даром. Почему же я так бездумно им распоряжаюсь?
И эти мысли сподвигли меня снова прийти в паллиатив. Тем летом я отработала несколько смен. Каждый раз это было волевое усилие и принуждение себя. Но, знаете, часы, проведенные там, ощущались как драгоценные камни, в отличие от многих других, пустых и бессмысленных дней моей жизни, цена которым ‒ гонимый ветром песок.
Впервые я чувствовала собственное существование во всей своей полноте. Я не бесполезна! Я хотя бы на каплю воплотила Божий замысел о себе и смогла отблагодарить за дарованные мне блага! Теперь-то я поняла слова девушки-волонтера о присутствии Господа. Он действительно находится везде, где кто-то нуждается помощи. И какая же благодать в том, чтобы стать Его руками!
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 189 зач., IX, 12 - X, 7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В чём на практике должно выражаться христианство? Человек, внимательно читавший Новый Завет, скорее всего не задумываясь ответит: в добрых делах, в милосердии, в помощи ближнему, и на первый взгляд будет прав. Действительно, призыв к деятельному служению ближним — один из важнейших в Евангелии. И всё же полностью этот ответ удовлетворительным считать трудно. Ведь если всё так, как может быть христианином человек, у которого нет возможности заниматься благотворительностью и добрыми делами? Человек бедный, человек больной, попавший в трудную ситуацию... Может ли он жить по-христиански? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из девятой и десятой глав второго послания апостола Павла к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
12 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу;
13 ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми,
14 молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию.
15 Благодарение Богу за неизреченный дар Его!
Глава 10.
1 Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым.
2 Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти.
3 Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем.
4 Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы
5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу,
6 и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
Есть люди, которые совершенно не умеют жертвовать: ни деньги, ни силы, ни время. Одни просто эгоистичны и ни с кем делиться не хотят, не понимая, что подлинный источник того, что они имеют, — Бог. Другие жертвуют, смотря сверху вниз, самой жертвой показывая своё превосходство и унижая того, кто её получает. Самой по себе решимости творить добро мало, нужно уметь творить его так, чтобы можно было его принять. Это прописные и очевидные истины. Однако у любого доброго дела есть не только совершитель, но и тот, на кого оно распространяется. И эта сфера для нас гораздо менее очевидна. Жадность или гордость могут быть довольно явными. Но ведь есть и те, кто не умеют принимать заботу и помощь от окружающих. Возможно, из видоизменённой, но всё той же гордости, возможно, из скромности или стеснительности... Наверное, основания подобного поведения действительно могут быть разными. Но какими бы они ни были, раз одни люди призваны помогать ближним, значит другие, те самые ближние, призваны эту помощь принимать. И принимать правильно, не отталкивая, не пренебрегая, не пропуская без пользы.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел объясняет коринфянам, что их жертвенность — не простая подачка бедным, она не просто восполняет их ресурсы, но приводит к обильной благодарности Богу и к возрастанию братского общения. Если грех выражается в обоюдной закрытости людей друг от друга, значит и открытость должна быть обоюдной. И как для того, чтобы пожертвовать, необходимо выйти за пределы своего эгоизма, то же самое необходимо сделать для того, чтобы жертву принять и увидеть за жертвой личность того, кто жертвует и Бога, поддержавшего его на этом пути. И если Церковь предполагает общение в любви, эта любовь призвана быть обоюдной, потому что в итоге всем нам стоит помнить известные слова: «Бог даёт, а мы обмениваемся». Если человеку кажется, что у него ничего нет и он может только получать, он забыл о главном: у него есть возможность благодарить и принимать дар так, чтобы он создавал пространство любви, объединяющей нас с Богом и друг другом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Эльдару подготовиться к операции
Эльдару Утюшеву 37 лет, вместе с женой и двумя дочками он живёт в городе Саратове. Супруга работает учительницей в школе, а мужчина — мастер по декоративной штукатурке, занимается ремонтом. Ещё недавно Эльдар мог за месяц привести в порядок 5-6 квартир. А сейчас, в лучшем случае, одну за два месяца. Всё из-за болезни, которая в короткие сроки подкосила его здоровье.
Эльдар — человек активный, регулярно посещал спортзал. «Мне так хотелось быть примером мужчины для своих дочерей — спортивным и сильным!» — рассказывает он. Выполняя тяжёлые физические упражнения, Эльдар не подозревал, что болезнь разрушает его позвоночник. Однажды у мужчины появились боли под лопаткой. В поликлинике сказали, что это мышечные спазмы после тренировок. Но боли в спине всё нарастали. «За две недели из здорового сильного человека я превратился в лежачего инвалида», — говорит мужчина.
В ходе обследования в больнице выяснилось, что у Эльдара сдавлены позвонки в нескольких местах. Иначе говоря — компрессионный перелом позвоночника. Такое разрушение костной ткани произошло в результате миеломной болезни. Это одна из разновидностей рака.
После курса химиотерапии мужчине стало легче. Он даже встал на ноги, но всё ещё очень слаб. Радикально помочь ему может только трансплантация костного мозга. Но сперва важно подготовить организм Эльдара к операции. Для этого врачи назначили эффективное лекарство. Однако препарат в России ещё не зарегистрирован и получить бесплатно его нельзя. Поэтому Эльдару Утюшеву из Саратова необходима помощь. Сбор на дорогостоящее лекарство открыт на сайте Милосердие.ру, и вы можете его поддержать: https://www.miloserdie.ru/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к священству». о. Тимофей Чайкин
У нас в студии был настоятель московского храма святителя Николая в Заяицком священник Тимофей Чайкин.
Мы говорили с ним о его пути к священническому служению, об учебе в семинарии и об общении со знаменитым регентом архимандритом Матфеем (Мормылём).
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер