В начале 50-х годов прошлого века здание МГУ окружала изящная декоративная решетка. Простояла она недолго, в скором времени ее заменили. Тогда никому и в голову не могло прийти, что еще немного - и решетка эта могла бы стать национальным достоянием. Ведь выковал ее студент Люберецкого ремесленного техникума, - никому тогда еще, правда, не известный, - по имени… Юрий Гагарин!
Не только эту, но и многие другие любопытные подробности из жизни первого в мире космонавта, удалось отыскать журналисту и литературному критику Льву Данилкину. Работая над масштабным биографическим исследованием для серии «ЖЗЛ», которое так и называется: «Юрий Гагарин», он принципиально не проводил никаких специальных расследований и не брал новых интервью. Решив, что о Юрии Алексеевиче наверняка уже написано больше, чем мы можем себе представить, он просто хорошенько покопался в архивах. И – оказался совершенно прав! Многие вещи, которые сегодня воспринимаются как «новые сенсационные факты из жизни Юрия Гагарина» на самом-то деле когда-то и где-то уже были опубликованы…
К примеру, Данилкин в своей книге-биографии «Юрий Гагарин» подробно останавливается на статье одноклассника Юрия, Льва Толкалина, из журнала «Приокские зори». В свое время она осталась попросту незамеченной, потому что вышла не в центральной прессе. А между тем автор считает, на сегодняшний день это самые живые из мемуаров, когда-либо написанных о Гагарине. И пусть в них мы видим далеко не мальчика-паиньку, а весьма активного молодого человека, не чуждого выяснения отношений «на кулачках», способного на спор спрыгнуть в воду с высоченного моста, да и вообще, умеющего постоять за себя в любой ситуации. Зато становится понятно, как зарождались Гагаринские амбиции, которые у него, вопреки золотому мифу о «великой советской мечте» и «баловне судьбы», якобы, в одночасье ставшем символом эпохи, все-таки были.
Автор вообще всеми силами старается дать читателю увидеть в Гагарине, прежде всего, человека, долго и трудно идущего к намеченной цели. Это потом он произнесёт своё легендарное: «Поехали!» и будет улыбаться нам с миллионов фотографий. А сначала пройдет и через тяжелое военное детство, и через трудные попытки пробиться в летную школу… В армии Гагарин по ночам будет разгружать вагоны с арбузами, в кровь сдирая кожу на спине о грубую мешковину… И этот по-человечески понятный путь - в буквальном смысле «через тернии к звездам» - делает главного космонавта всех времен и народов как-то роднее и ближе. По крайней мере, именно таким он предстает в книге Льва Данилкина «Юрий Гагарин».
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Итоги XI Международного фестиваля «Вера и слово»;
— Результаты и плоды проповеди священников в сети;
— Значение церковной жизни;
— 29-летие журнала «Фома»;
— 80-летие Никиты Сергеевича Михалкова.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Апокалипсис — книга и иконография». Игумен Пантелеимон (Королев)
- «Духовные аспекты работы СМИ». Роман Торгашин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 24.10.2025». Арсений Федоров, Алексей Соколов
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Алексей Пичугин и Кира Лаврентьева, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— 80-летие Никиты Сергеевича Михалкова;
— Осмысление в кино переселения людей из деревень в города;
— Русская деревня — возможно ли возрождение?
— Слова Патриарха Кирилла о работе священников психологами.
Ведущие: Алексей Пичугин, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал
Натаниэль Готорн. «Дом о семи фронтонах»: «Ежедневное чудо»

Фото: Piqsels
У американского писателя девятнадцатого века Натаниэля Готорна есть роман под названием: «Дом о семи фронтонах». Однажды утром в гостиной этого дома уселся в старинное кресло судья Пинчен, чёрствый, жестокий, алчный и безжалостный человек. На минутку уселся. И задумался. А между тем часы тикают, день разворачивается, как дивная симфония, как чудесный цветок. У судьи множество дел, но он не трогается с места. Наступает вечер, ночь, а судья всё так же неподвижен.
Читатель уже понимает, что судья на самом деле мёртв, скоропостижно скончался от удара, а автор всё пытается разбудить его: «Что же вы, судья Пинчен? Вставайте! Скоро забрезжит рассвет». Судья, конечно, мёртв, но Готорн остро ставит вопрос: а был ли он вообще когда-либо жив? Может быть, намекает автор, физическую смерть судьи так нелегко распознать оттого, что духом-то он умер уже давно?
Преподобный Силуан Афонский, один из самых известных русских святых двадцатого века, говорил: «Каждый день мы питаем тело своё и дышим воздухом, чтобы оно жило. А для души нужен Господь и благодать Святого Духа, без которой душа мертва».
Судья Пинчен так и остаётся сидеть в кресле в доме о семи фронтонах. А читатель в финале романа вместе с автором выходит наружу, где ждёт их подарок, который Господь вручает нам каждое утро: новый день.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение







