В одной из самых распространенных в интернете аннотаций к повести Натальи Сухининой "Полет одуванчиков" говорится, что книга посвящена "классическому любовному треугольнику". Признаться честно - не особенно вдохновляющая на чтение характеристика. По счастью, лично я редко верю таким издательским текстам и предпочитаю составлять о книге собственное мнение. И если бы авторы этой аннотации на самом деле прочитали повесть, то вряд ли назвали бы ее сюжет "классическим".
Хотя любовный треугольник в ней действительно есть. Красивый и молодой еще человек Илья женат на Вике, у них двое детей - дружная и крепкая семья. Но в один из моментов, которые принято называть "кризисом среднего возраста" Илья вдруг понимает, что... не любит Вику. И однажды, придя с работы, не выдержав, выливает на жену все свое накопившееся недовольство. Вика решает, что муж завел любовницу. После неприятной семейной сцены она с детьми уезжает на несколько дней в Дивеевский монастырь, а Илья остается один. В один из вечеров он решает вспомнить юность и идет на каток.
И в это же время на другом конце большого города юная девушка Даша, не дождавшись подругу, решает одна отправиться... на тот же самый каток! Молодые люди сталкиваются, знакомятся. Начинают встречаться. Даша не знает, что у Ильи семья, а Илья, хоть и ушел от Вики, и намерен официально развестись, не знает, как сказать Даше о себе всю правду. Однако тайное, как известно, всегда становится явным...
И вот с этого момента в повести Натальи Сухининой "Полет одуванчиков" все становится ну очень "неклассическим". Ревнивая жена превращается в женщину, которой открывается, что на все есть воля свыше, и которая становится искренней доброжелательницей собственной соперницы. И даже помогает ей готовиться к предстоящей свадьбе... А вместо злой разлучницы - скромная, чистая девочка, едва ли не больше других страдающая от сложившихся обстоятельств. Да и сам неверный супруг и коварный обманщик Илья оказывается в итоге настоящим мужчиной, сильным, сумевшим сохранить то, что однажды чуть не разрушил так легкомысленно.
И есть в этом выходе за грани общепринятых норм что-то от Достоевского. Как и у великого классика, герои приобретают духовный опыт через боль и потери. А у Натальи Сухининой в "Полете одуванчиков" - еще и обязательно возвращаются к жизни, - счастливой и настоящей.
«Жизнь»
Жизнь ― она вне пределов суеты. Она ― это кваканье лягушек или запах пожарища и тона переходные небес; или дождь, ночь, тишина и капли по крыше; или рассеянные туманы, сиреневые рассветы, или ночные огни. Всё это за пределами чувств. То, что схватываешь пальцами души, как берёшь на ощупь воздух, то, иное, к чему не можешь притронуться, ― но ты и этого касаешься, непроизвольно, непринуждённо, по-свойски, словно тысячу лет тебя там ждали, и вот ты пришёл домой.
Все выпуски программы Утро в прозе
14 января. О семье святителя Василия Великого
Сегодня 14 января. День памяти святой Емилии, матери святителя Василия Великого, жившего в четвёртом веке.
О семье святителя — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы слышим слова «святое семейство», то всегда относим их к Пресвятой Богородице, Праведному Иосифу и Господу нашему Иисусу Христу. В истории церкви было немало семей, в которых все члены семьи были святыми. Одним из самых замечательных таких семейств была семья святителя Василия Великого. Его мама Емилия, он сам, его сестра Макрина, его брат Петр, епископ Севастийский, все они станут святыми. И не просто святыми, а теми людьми, которые во многом повлияют на становление Церкви Христовой, потому что IV век — это золотой век святоотеческой письменности.
Отец умер рано, и святитель Василий вспоминал, что воспитывала и наставляла их в благочестии сестра Макрина, но над всем этим, как птица, своими крылами покрывала своей любовью мать святая Емилия. И дети росли, все разные, и все очень по-разному в церкви раскрылись. Но все стали святыми.
Удивительно, как в церкви послужит святитель Василий. Он будет и талантливым администратором, и догматистом, и первым будет основывать Дома милосердия, которые так и будут называться Дома Святого Василия. Там будут самые обездоленные, самые презренные, самые отверженные. И вот этот опыт, безусловно, святитель Василий извлек из опыта христианской заботы своей матери, потому что она заботилась обо всех. Она была примерной христианкой, любящей, скорбящей и сорадующейся со всеми людьми, которые встречались на ее пути.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 января. О почитании Святителя Василия Великого
Сегодня 14 января. День памяти Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, жившего в четвёртом веке.
О его почитании — священник Августин Соколовски.
В литургической жизни православной церкви Святой Василий, вместе с Иоанном Златоустом и Григорием Богословом, именуется Великим Вселенским Учителем и Святителем. Эта почтенная традиция восходит к XI веку. Вместе со святыми Дионисием и Афанасием, которые оба были Александрийскими епископами, Святой Василий — один из всего трех отцов церкви, получивших наименование «Великий». Данный обычай весьма древний и связан с исключительной ролью этих святых в сохранении единства Вселенской Православной Церкви в эпоху гонений, как это было при Дионисии, во время догматических противостояний при Афанасии и самом Василии.
Делом жизни Василия стал Второй Вселенский Собор в Константинополе. Святого Василия следует считать подлинным духовным отцом нашего Никео-Константинопольского Символа веры. Ежедневно, читая его в молитвах и на богослужении, мы благодарно вспоминаем Святого Василия.
Святой прожил всего 49 лет. Его смерть стала подлинной трагедией для современников. По словам его близкого друга, святого Григория Богослова, она повергла в скорбь не только православных, но даже иудеев и язычников всей Кесарии. При этом сам Василий, скорее всего, знал о предстоящем ему исходе, поскольку, как это удалось установить современным исследователям, страдал от тяжелого заболевания кишечника. Подобно другим аскетам того времени, ранние подвиги, которым святой подвергал себя в начале своего монашества, подорвали его здоровье. Раны, от которых он, подобно исповедникам первых веков, страдал, так и не смогли излечиться. Уже во времена Василия церковь увидела в аскетизме и ограничении себя по заповеди Христовой продолжение мученических подвигов. Краткость жизни Василия — утешение тем служителям церкви, кто по неисповедимым путям Бога не имели возможности приобщиться к долголетию в земной истории.
Все выпуски программы Актуальная тема