Мариам Петросян не любит, когда ее называют писателем, и просит не ждать от нее больше книг. А ту единственную, которую она писала на протяжении десяти лет и за которую получила престижную "Русскую премию" - считает уже как бы не своим произведением, а отдельно существующим миром.
Такая авторская позиция вполне соотносится с самим романом, носящим загадочное название "Дом, в котором..." Это, действительно - целый мир, населенный неведомыми существами со странными именами - Сфинкс, Лорд, Кузнечик... Постепенно картинка проявляется, и мрачный серый Дом приобретает черты детского интерната, где живут маленькие инвалиды, от которых добровольно отказались их родители, и дети, которых принято называть "трудными подростками". Они обитают в "стаях" - то есть, в группах, иногда попадают в "могильник" - больницу, а порой оказываются "жертвами" злой Акулы - директора интерната.
Дом густо населен, и многие из его жителей становятся рассказчиками на страницах книги. Композиция романа выстроена так необычно, что порой в самых неожиданных местах автор резко меняет и тему, и главного героя, и даже время - в Доме прошлое легко становится будущим, а настоящее как бы застывает, повиснув в воздухе.
Но все же роман Мариам Петросян "Дом в котором" - не игра пустых форм. Скорее, он чем-то напоминает калейдоскоп - когда из хаоса и беспорядка вдруг возникает четкий и яркий узор. Так, например, на протяжении множества страниц мелькает по всем признакам проходной персонаж с обидной кличкой Горбач. Он действительно с рождения горбат и некрасив, и скоро исчезает из поля зрения читателя. Но через множество глав вдруг выныривает, и вот мы видим его, играющим на флейте посреди осенней лужайки, узнаем, что он пишет трогательные стихи и любит Диккенса, и что кроме неблагозвучной клички Горбач обитатели Дома часто называют его Ангелом, и говорят, что его горб - это сложенные за спиной крылья...
И все же проблема детей-инвалидов и сирот - не главное в книге. О том, что речь идет именно о них, читатель вообще узнает весьма опосредованно. Сквозь пространственно-временные нахлесты повествования отчетливее всего проступает мысль о том, что неблагополучные жизненные обстоятельства совсем необязательно превращают хрупкое юное существо в чудовище. Бывает, и наоборот, - помогают сформироваться настоящей личности. Возможно, именно об этом в столь оригинальной и причудливой форме попыталась нам сказать Мариам Петросян в своем романе "Дом в котором"?
Чтобы Грише подобрали нужное лечение

Грише Муратову 12 лет, он очень любознательный — настоящий исследователь мира. Правда вот уже два года он видит его только из окна больничной палаты, потому что у него онкологическое заболевание.
Обнаружилось всё случайно — воспалились лимфоузлы. В деревне, где Гриша жил вместе с дедушкой и бабушкой, не было нужной диагностики, но всё же врач заподозрил неладное и отправил подростка в областную больницу на обследование. Там опасения подтвердились, и Гришу направили в Москву.
В больнице подросток не унывает: из книг, обучающих видеороликов, школьной программы — он черпает огромную массу знаний, ему всё интересно. А недавно он приступил к написанию фантастического детектива.
В перерывах между обучением и творчеством Гриша проходит лечение — курсы химио и лучевой терапии, операции. Однако болезнь не спешит отступать.
Сейчас Грише назначили редкое и дорогостоящее исследование. Оно позволит провести углублённую и точную диагностику. Это даст возможность врачам скорректировать лечение, а значит сделать его более эффективным.
Оплатить процедуру самостоятельно семья Гриши не может, поэтому обратилась в благотворительный фонд «Жизнь». На сайте фонда вы можете прочитать полную историю Гриши Муратова и поддержать его.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Митрополит Антоний Сурожский о болезнях и страдании». Фредерика де Грааф

У нас в студии была врач рефлексотерапевт, сотрудница фонда «Вера», духовная дочь митрополита Антония Сурожского Фредерика де Грааф.
Наша гостья рассказала о своем общении с владыкой Антонием и о его размышлениях о болезнях, скорбях и их преодолении. О его словах, о том, как важно быть рядом с человеком, хранить тишину и молчаливо молиться, чтобы разделить с ним присутствие во Христе. Фредерика говорит о том, что больные особенно тонко чувствуют тех, кто рядом, так же, как дети, — и именно искренность и открытость сердца становятся настоящей поддержкой для страдающего.
Особое место занимает тема ухода близких. Фредерика делится опытом работы в хосписе, вспоминает детей и взрослых пациентов, которые перед смертью свидетельствовали о встрече с вечной жизнью. Она говорит о готовности отпускать тех, кто уходит, и о том, что смерть для христианина — не конец, а переход к Богу и встреча в любви.
В завершение звучат слова о надежде, которая побеждает страх разлуки: Христос — реальность, Его любовь — живая истина, и потому «разлуки не будет».
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных личности и размышлениям митрополита Антония Сурожского.
Первая беседа с епископом Переславским и Угличским Феоктистом была посвящена размышлениям вл.Антония о вере и сомнениях (эфир 08.09.2025).
Вторая беседа с Петром Михайловым была посвящена размышлениям вл.Антония о Церкве и Символе веры (эфир 09.09.2025)
Третья беседа с Борисом Братусем была посвящена психологии в богословии владыки Антония (эфир 10.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«XIV Елисаветинский крестный ход». Священник Дионисий Казанцев, Андрей Миланович

У нас в гостях были настоятель Спасского храма в селе Усово священник Дионисий Казанцев и директор Православного просветительского центра «Усово-Спасское» Андрей Миланович.
Мы говорили о сохранении памяти о семье императора Николая II, о великом князе Сергее Александровиче и преподобномученице великой княгине Елизавете Фёдоровне, а также о ежегодном Елисаветинском крестном ходе, который проходит в подмосковном Усово.
Все выпуски программы Светлый вечер