Несколько лет назад читательский мир бурно обсуждал новинку – альтернативный учебник по литературе для старшеклассников. В нём современные российские писатели высказывали свои взгляды на творчество товарищей по перу дней минувших. Когда буря эмоций улеглась, появилась критика. Многие статьи учебника называли спорными и субъективными, пока не встал вопрос о том, а нужна ли вообще вся эта «альтернатива» школьникам, которых впереди ждёт совсем не альтернативный ЕГЭ? Протоиерей Андрей Ткачёв, известный проповедник и публицист, своё мнение в качестве методического материала не предлагает. Его сборник статей о писателях и поэтах с философским названием «Беглец от мира» - не литературоведческий анализ, а попытка осмыслить известные тексты с христианской точки зрения.
Попытка, надо признать, получилась весьма дерзновенной. Книга вышла куда альтернативнее упомянутого учебника! Но в хорошем смысле: ведь, согласитесь, где еще можно услышать версию о том, что Оскар Уайльд, этот далёкий от христианских идеалов эпикуреец в литературе и по жизни, писал «Портрет Дориана Грея», вдохновившись словами Апостола Павла о человеке внешнем и человеке внутреннем?! Герой Уайльда ради сиюминутных удовольствий и страстей принёс в жертву красоту своего внутреннего человека - душу, которая должна, согласно апостолу, обновляться, в то время как внешний человек – плоть - тлеет. У Дориана Грея с портретом вышло ровно наоборот. Внешне оставаясь молодым и прекрасным, он получал морщины, язвы и рубцы на совести. Висящий в чулане портрет, старевший за Грея, был лишь зеркалом его погибающей души.
Отец Андрей Ткачёв великолепно владеет материалом – видно, что художественные тексты, о которых он пишет в своей книге «Беглец от мира», как и биографии писателей, поэтов и мыслителей, о которых рассуждает, он знает до мелочей. И, кстати, не только тексты. Есть в книге статья, посвящённая знаменитому фильму Тарковского «Андрей Рублёв». Среди литературных размышлений автор поместил её неспроста. Называя картину «оправданием всего кинематографа», он сравнивает эффект от её просмотра с ощущением от чтения хорошей книги, и вместе с читателем внимательно всматривается в образы, созданные великим режиссёром.
Автор пишет и о Лермонтове, и считает, что чем сильнее был преследуем поэт своим неотвязным демоном, тем больше взывал в стихах к Богу. Даже в тексте известной советской песни «Я люблю тебя, Жизнь» отец Андрей пытается разглядеть… молитву! Да, такими, какими увидел известных писателей и их произведения протоиерей Андрей Ткачёв в своей книге «Беглец от мира», мы их, пожалуй, себе не представляли. А это - хороший повод перечитать классику!
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема