Осенью 2018 года, на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, состоялось благое дело: на могиле полузабытого стихотворца Серебряного века Леонида Николаевича Афанасьева (годы жизни: 1865-й — 1920-й) — открыли новое надгробье, взамен старого и ветхого. На камне — слова из стихотворения Афанасьева памяти поэта Константина Фофанова: «Рождённый миром не для мира». Случилось это доброе дело по инициативе родных поэта и краеведов Новоладожского исторического музея. Примечательно, что на могилу возложили именно те цветы, которые поэт обычно воспевал своей поэзией...
Строчка же из стихов Афанасьева памяти Константина Фофанова (литераторы дружили, вместе входили в окружение поэта-наставника Константина Случевского, и составляли с этим окружением что-то вроде литературного сообщества), так вот, строчка эта, выбитая на надгробье, завершала строфу стихотворения так:
Рождённый миром не для мира,
Во всём земной и неземной,
С душою чуткою, как лира,
Он жил одною красотой...
...Не знаю, как Фофанов, которому это посвящено, но не одной лишь красотою, точнее, не ей одной — услаждающей душу и взор — жил поэт Леонид Афанасьев, постоянный автор еженедельника «Русской Паломник» (на обложке значилось — «журнала для нравственного чтения») и четырёх поэтических сборников, включая книгу «Гимны союзных наций» (то есть переводов государственных гимнов союзников России в Первой мировой войне)...
Прочитаю вам стихотворение Леонида Афанасьева — начала 1910-х годов:
В дыму кадильном, как в тумане
Горят огни у Царских врат,
И в благолепный храм спешат
Для покаянья прихожане.
Рыдает клира стройный хор,
Взывает дьякон звучным басом,
И крылья Дух Святый простёр
Над золотым иконостасом.
С тоской, в раскаяньи, в слезах,
Молясь лежат толпы народа...
И духовник склонился в прах
Челом у царственного входа.
Бежит, струясь, кадильный дым...
И в храм сквозь купола оконце
Лучом огнистозолотым
Бьёт проступающее солнце.
Блестя на кованой парче,
Свет льётся полосою пыльной,
И, трепеща, в косом луче
Лениво льётся дым кадильный.
Нежней и тише голоса;
Рыдает скорбь, и сердце в горе,
И в каждом взгляде, в каждом взоре
Сверкают слёзы, как роса.
Душа в смирении покорном,
И страсть от думы далека,
И тают в храме миротворном
Людское горе и тоска.
Леонид Афанасьев, «В дыму кадильном...», начало 1910-х годов
Не могу не сказать, что прижизненная поэту критика неизменно отмечала особую музыкальность его поэзии (на стихи Леонида Николаевича написано два десятка романсов, в том числе — нашим выдающимся композитором Сергеем Ляпуновым), поэта привечали Валерий Брюсов, Мережковский и Гиппиус, с ним переписывался (и посвящал ему проникновенные стихи) Игорь Северянин...
Завершу наше поминание талантливого поэта — его стихотворной, ликующей, пасхальной «Молитвой»:
Всем на радость, всем униженным,
Всем гонимым и обиженным
В эту ночь явись, Христос!
Успокой и обнадёжь их,
Дай с молитвой в храмах Божьих
Лить потоки сладких слёз.
Дай в минуты ликованья
Позабыть печаль, страданья
И земное бытиё.
Дай, как птице на просторе,
Петь и славить в стройном хоре
Воскресение Твоё!
Леонид Афанасьев, «Молитва», 1910-е годы
Все выпуски программы Рифмы жизни
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема