
Государства Латинской Америки более четырёхсот лет находились под владычеством Испании. Захваченные конкистадорами в XV-м веке, они обрели независимость лишь в конце XIX-го столетия. Однако фактически Европа продолжила эксплуатировать Южную Америку, выкачивать из неё минеральные и сельскохозяйственные ресурсы. Точно так же поступали и Соединённые Штаты. Совсем по-иному складывались на этом фоне отношения Латинской Америки и Российской Империи.
Ещё в правление Петра Первого, в 1711-м году, некий иностранный купец предложил царю идею организовать военную экспедицию в Новый Свет — Южную Америку. Захватить там землю и устроить русскую колонию. Пётр на сомнительную авантюру не пошёл и категорически отказался таким образом вмешиваться в дела далёкой земли. А в 1786-м году уже Екатерина II лично принимала в Киеве венесуэльца Франсиско де Миранду, патриота и лидера освободительной борьбы против колонизаторов. Испания тогда выразила Российской империи протест в связи с пребыванием Миранды при царском дворе. Однако Екатерина протест отклонила, а латиноамериканскому гостю присвоила звание полковника Русской императорской армии. В письме к сподвижнику императрицы, князю Григорию Потёмкину, де Миранда писал, что заказал себе форму Екатеринославского кирасирского полка, чтобы впоследствии увезти её с собой в качестве драгоценного напоминания о России.
Ещё дальше пошёл в 1810-м году Александр Первый. Он издал манифест о разрешении на торговлю с Бразилией; в то время страна была португальской колонией. Уже при императоре Николае Первом — в 1828-м году Российская империя признала независимость Бразилии и установила с ней официальные дипломатические отношения.
После восшествия на престол императора Александра Второго сразу несколько латиноамериканских государств обратились к русскому правителю с просьбой о признании. Так, например, 22 марта 1856-го года президент Венесуэлы Хосе Тадео Монагас направил Александру письмо, в котором просил открыть взаимные торговые и дружественные сношения между странами. В ответном послании император называл Монагаса «добрым приятелем» и заверял в готовности «содействовать всему, что может упрочить приязнь между Нашими подданными и Республикой Венесуэла». В 1874-м году подобным же образом были установлены дипломатические отношения между Россией и Перу.
Во время правления последнего русского императора Николая Второго Российская Империя установила дипломатические связи с Боливией и Кубой. В Петербурге, в августе 1913-го, открылось кубинское консульство. Интересно, что его секретарём стал знаменитый шахматист Рауль Касабланка.
Таким образом Российская империя на протяжении всего своего существования с уважением относилась к Латинской Америке. Это позволило русскому государству заложить прочный дипломатический фундамент и выстроить дружеские отношения с Южной Америкой на долгие годы вперёд. Сегодня в Москве располагаются посольства 14-ти стран этого континента.
Все выпуски программы Открываем историю
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема