
Фото: Wandering Indian / Unsplash
— Вот она! Картина «Две девушки». Саша, как же она прекрасна!
— О, да. Знаешь, ты была права. Увидеть оригинал — это ни с чем не сравнимо. Какие яркие, насыщенные цвета! И фон — посмотри, ведь это действительно наши хвалынские пейзажи!
— Прошу прощения, а вы из Хвалынска?
— Да. Из родного города Петрова-Водкина, где и была написана эта картина. Давно хотели посмотреть на неё. И вот, наконец-то доехали в Саратовский художественный музей.
— Поздравляю вас! Я тоже впервые смотрю на эту картину вживую. И тоже под большим впечатлением.
— Давайте познакомимся. Меня зовут Александр, а это моя жена, Алла.
— Очень приятно! Меня зовут Андрей Борисович.
— Рада познакомиться! Вам, наверное, тоже нравится живопись Петрова-Водкина?
— Да. Замечательный художник. Меня восхищает его своеобразный стиль и колорит. Видите, на картине «Две девушки» всё построено на противопоставлении холодных и тёплых оттенков. Насыщенный жёлтый, красный и голубой цвета усиливают друг друга, создают ощущение свежести и молодости девушек. Костюмы яркие, цветные. Но образы написаны на ровном прохладном фоне неба, воды, земли. Тёплое на холодном. А лучше сказать, горячее на холодном. Как вспышка времени в лоне вечности.
— Как вы интересно рассказываете! Казалось бы, мы видим только двух молодых женщин на фоне широкой реки и прозрачного неба, а оказывается, мастер заложил в работу внутренний смысл...
— Андрей Борисович, а кстати, в каком возрасте художник написал её?
— Он создал «Двух девушек» в 1915 году, значит... Ему было чуть меньше сорока лет. К тому времени Кузьма Сергеевич уже очень хорошо изучил европейскую живопись, понял её. Но от европейской школы всё-таки вернулся к русской стилистике. Недаром современники не без иронии называли Петрова-Водкина «древнерусским иконописцем, волею случая попавшим в будущее».
— Так он оказывается ещё и иконы писал?
— Да. Дело в том, что в детстве художник познакомился с местными хвалынскими иконописцами. Мальчик наблюдал, как они трудятся, а потом самостоятельно пробовал писать образы святых. Среди первых работ юного Кузьмы были иконы. И это не могло не отразиться на его будущей творческой жизни. Заметьте, что именно из иконописи он берёт золотистый цвет лиц и чёткость линий на картине, которая перед нами.
— Мне кажется, у художника христианский взгляд на женщину. Он показывает в этих девушках внутреннюю красоту, гармонию...
— Именно. Вспоминаются слова апостола Петра: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом». Вот таких женщин художник здесь и изобразил. Их лица прекрасны в своём спокойствии и умиротворении.
— Хотя согласитесь, 1915 год, когда художник создал эту картину, был совсем не спокойным.
— Да уж. Первая мировая война в разгаре. Россия движется к революции...
— Вы верно подметили. И возможно, это не случайно. Может быть, посреди сумятицы и хаоса душа Петрова-Водкина тосковала по гармонии. И мастер показал это в образах девушек. Они молодые, здоровые, и при этом спокойные и сосредоточенные. Будто предчувствуют рождение новой России, которая, несмотря на огромные и трагические катаклизмы, не потеряет внутреннего стержня — веры и святости.
— А я подозревал, что эта картина не так проста, как кажется. Как много смысла вложено в этих красках! Спасибо, Андрей Борисович! Приглашаем вас посетить Хвалынск, родину нашего замечательного соотечественника, Кузьмы Петрова-Водкина. Будем рады вам!
— Благодарю вас! С удовольствием приеду!
Картину Кузьмы Петрова-Водкина «Две девушки» можно увидеть в Саратовском государственном художественном музее имени Радищева.
Все выпуски программы: Краски России
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 195 зач., XII, 10-19.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Порой люди неверующие обвиняют Церковь, начиная чуть ли ни с апостолов, в желании нажиться на легковерных прихожанах. Самый лучший пример ответа на подобные обвинения мы находим ещё в апостольских посланиях. Например, вполне ясно об этом пишет апостол Павел в отрывке из 12-й главы 2-го послания к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
11 Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.
12 Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.
13 Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.
14 Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.
15 Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.
16 Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас.
17 Но пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?
18 Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?
19 Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию.
Есть у меня одна давняя знакомая, которая с детства воспитана в традициях атеизма из-за чего смотрит на мою веру и церковность с нескрываемой иронией и сожалением, как смотрят взрослые на заигравшихся детей. Однажды, споря со мной о смысле церковной жизни, она сказала, что Церковь — это организованная структура по сбору денег у населения. И хотя из истории церкви, да и из собственного опыта я знаю, что священники довольно много трудятся и обычно не бывают богаче среднего прихожанина, переубедить её было невозможно, потому что её позиция была просто личным выбором.
Судя по отрывку, который мы только что услышали, в чём-то подобном подозревали апостола Павла некоторые коринфяне, когда он призывал их жертвовать деньги на помощь иерусалимским христианам. Убеждая их в своей искренности, он говорит им удивительные слова: во-первых, он не пытается воздействовать на них властью или силой. Напротив, он благодушествует в немощах, он доволен в обидах и гонениях ради Христа. Апостолу неловко говорить о себе всё это, но он хочет, чтобы они расслышали его. Именно поэтому, во-вторых, он говорит: «я ищу не вашего, а вас». И это очень важные слова, потому что ему нужно не их имущество, не их деньги, но они сами, их вера и преданность Христу. Это очень похоже на то, как Соломон говорит в книге Притчей своему сыну: сын мой, дай мне твоё сердце. Апостол, который обеспечивал себя трудом собственных рук и был для жителей Коринфа отцом, родившим их в Новую Жизнь посредством благовестия, ему было важно их духовное состояние, их щедрость и готовность помочь бедным братьям в Иерусалиме. И по большому счёту в этом смысл всей пастырской деятельности во все времена. С тех пор как Христос призвал апостолов, чтобы они стали ловцами человеков, звучит это обращённое ко всем недоверчивым: нам нужно не ваше, но вы, ведь главная наша цель, как соработников Божиих, — ваше спасение. За прошедшие две тысячи лет в мире, конечно, случалось разное, но грехи отдельных людей не изменяют сути Церкви, которая ищет не человеческого, но самого человека, потому что цель не в том, чтобы воспользоваться им, но в том, чтобы его спасти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сохраним вместе Ильинскую церковь

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников

Гостями программы «Исторический час» были кандидат искусствоведения, доцент университета имени Разумовского Михаил Тренихин и главный редактор журнала «Коллекция» Алексей Сидельников.
Разговор шел об истории ордена святой Анны, как он появился, как и кому вручался и как в его истории видны изменения, происходившие в обществе Российской империи в 18-19 веках.
Все выпуски программы Исторический час
- «Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников
- «Развитие железных дорог в России». Александр Музафаров
- «Святой праведный Петр Калнышевский». Наталья Иртенина
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов