
Фото: Wandering Indian / Unsplash
— Вот она! Картина «Две девушки». Саша, как же она прекрасна!
— О, да. Знаешь, ты была права. Увидеть оригинал — это ни с чем не сравнимо. Какие яркие, насыщенные цвета! И фон — посмотри, ведь это действительно наши хвалынские пейзажи!
— Прошу прощения, а вы из Хвалынска?
— Да. Из родного города Петрова-Водкина, где и была написана эта картина. Давно хотели посмотреть на неё. И вот, наконец-то доехали в Саратовский художественный музей.
— Поздравляю вас! Я тоже впервые смотрю на эту картину вживую. И тоже под большим впечатлением.
— Давайте познакомимся. Меня зовут Александр, а это моя жена, Алла.
— Очень приятно! Меня зовут Андрей Борисович.
— Рада познакомиться! Вам, наверное, тоже нравится живопись Петрова-Водкина?
— Да. Замечательный художник. Меня восхищает его своеобразный стиль и колорит. Видите, на картине «Две девушки» всё построено на противопоставлении холодных и тёплых оттенков. Насыщенный жёлтый, красный и голубой цвета усиливают друг друга, создают ощущение свежести и молодости девушек. Костюмы яркие, цветные. Но образы написаны на ровном прохладном фоне неба, воды, земли. Тёплое на холодном. А лучше сказать, горячее на холодном. Как вспышка времени в лоне вечности.
— Как вы интересно рассказываете! Казалось бы, мы видим только двух молодых женщин на фоне широкой реки и прозрачного неба, а оказывается, мастер заложил в работу внутренний смысл...
— Андрей Борисович, а кстати, в каком возрасте художник написал её?
— Он создал «Двух девушек» в 1915 году, значит... Ему было чуть меньше сорока лет. К тому времени Кузьма Сергеевич уже очень хорошо изучил европейскую живопись, понял её. Но от европейской школы всё-таки вернулся к русской стилистике. Недаром современники не без иронии называли Петрова-Водкина «древнерусским иконописцем, волею случая попавшим в будущее».
— Так он оказывается ещё и иконы писал?
— Да. Дело в том, что в детстве художник познакомился с местными хвалынскими иконописцами. Мальчик наблюдал, как они трудятся, а потом самостоятельно пробовал писать образы святых. Среди первых работ юного Кузьмы были иконы. И это не могло не отразиться на его будущей творческой жизни. Заметьте, что именно из иконописи он берёт золотистый цвет лиц и чёткость линий на картине, которая перед нами.
— Мне кажется, у художника христианский взгляд на женщину. Он показывает в этих девушках внутреннюю красоту, гармонию...
— Именно. Вспоминаются слова апостола Петра: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом». Вот таких женщин художник здесь и изобразил. Их лица прекрасны в своём спокойствии и умиротворении.
— Хотя согласитесь, 1915 год, когда художник создал эту картину, был совсем не спокойным.
— Да уж. Первая мировая война в разгаре. Россия движется к революции...
— Вы верно подметили. И возможно, это не случайно. Может быть, посреди сумятицы и хаоса душа Петрова-Водкина тосковала по гармонии. И мастер показал это в образах девушек. Они молодые, здоровые, и при этом спокойные и сосредоточенные. Будто предчувствуют рождение новой России, которая, несмотря на огромные и трагические катаклизмы, не потеряет внутреннего стержня — веры и святости.
— А я подозревал, что эта картина не так проста, как кажется. Как много смысла вложено в этих красках! Спасибо, Андрей Борисович! Приглашаем вас посетить Хвалынск, родину нашего замечательного соотечественника, Кузьмы Петрова-Водкина. Будем рады вам!
— Благодарю вас! С удовольствием приеду!
Картину Кузьмы Петрова-Водкина «Две девушки» можно увидеть в Саратовском государственном художественном музее имени Радищева.
Все выпуски программы: Краски России
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер