
«Кука», студия Staralis Film Company, режиссёр Ярослав Чеважевский
— Помоги девчонке маленькой, а?
— Какой девчонке?
— Да ко мне в магазин ходила. Бабка у неё с постели не встаёт. Она сама всё хозяйство ведёт. Шесть лет ребёнку.
Девочку, о которой разговаривают бывший продавец маленького магазинчика и директор районного отдела социальной службы, зовут Кука. И на самом деле у неё всё намного сложнее: родителей нет, а бабушка полгода назад умерла. Кука живёт совсем одна в маленьком флигеле на заброшенной стройке. И держит эти обстоятельства в большой тайне. Ведь если о ней узнают, то непременно заберут в детский дом. А девочка туда очень не хочет. Кука — героиня одноимённого кинофильма, который вышел на экраны в 2007 году. Картина стала режиссёрским дебютом Ярослава Чеважевского в полнометражном игровом кино. До этого на протяжении двадцати лет он снимал рекламу. Однажды ему в голову пришла история о маленькой одинокой девочке в большом городе. Она и стала основой сценария фильма «Кука». На большой успех режиссёр не рассчитывал — ему было важно просто высказаться. Но на премьере фильма зрители аплодировали стоя, кричали «Браво!» и выходили из зала, вытирая заплаканные глаза. А на фестивале «Кинотавр» 2007 года картина завоевала приз зрительских симпатий.
Действие трогательной мелодрамы происходит в Петербурге. Туда приезжает, чтобы вдали от родных и знакомых разобраться в себе, девушка по имени Лена. У Лены обеспеченные родители, большая квартира в Москве, дорогой телефон и... разочарование в жизни. Она чувствует одиночество и пустоту. Которую однажды решает заполнить неожиданным образом: устраивается на работу в социальную службу. Так начинается эта необыкновенная история о поисках счастья, любви и обретении смысла в жизни. Роль Лены исполнила актриса Дина Корзун. По собственному признанию, она сразу согласилась на предложение режиссёра Ярослава Чеважевского сыграть в его фильме, потому что героиня оказалась ей невероятно близка — она ищет себя, а находит... ребёнка. Актриса передаёт эмоции просто и естественно, словно не играет роль, а просто живёт. Может быть, так получилось, потому, что и в реальной жизни она постоянно взаимодействует с детьми, которым нужна помощь. Дина Корзун — основательница благотворительного детского фонда «Подари жизнь». В одном из эпизодов фильма «Кука» её героиня Лена задумывается об очень важном шаге.
— Слушай, Кука. Я тебе хочу что-то очень важное сказать. Как вот объяснить... Дети ведь не должны жить одни, ты же понимаешь. Можно так, как игра — я твоя мама, а ты моя дочка.
— Если вы хотите меня удочерить, я соглашусь. Вы мне очень нравитесь, тётя Лена.
Раз уж мы заговорили об актёрах, хотелось бы отметить блестящую работу самой юной и самой главной актрисы — Насти Добрыниной, которая исполнила роль Куки с яркой и трогательной непосредственностью и большим драматизмом. По её мнению, «Кука» — фильм о добре, любви и надежде. С Настей согласен продюсер картины Андрей Ковалёв, который назвал фильм историей, делающей человека добрее. Уверен, согласятся с этим и зрители. Мне, по крайней мере, трудно вспомнить более добрый и светлый отечественный кинофильм, который одновременно заставил бы и грустить, и от души смеяться, и испытывать ещё целую гамму самых искренних чувств.
В современном кино очень важно сопереживать, — так сказал в одном из интервью, посвящённом своему фильму «Кука» режиссёр Ярослав Чеважевский. Именно чувство глубокого сопереживания, желания помочь кому-то здесь и сейчас, рождает в душе эта картина.
«Успение Пресвятой Богородицы». Протоиерей Павел Карташёв

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Накануне дня Успения Пресвятой Богородицы мы говорили об истории и смыслах этого события.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, приуроченных ко дню Успения Пресвятой Богородицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена отношению к ограниченности земной жизни в Ветхом Завете.
Вторая беседа с протоиереем Дионисием Лобовым была посвящена христианскому отношению к уходу близких из земной жизни.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Блаженная Матрона Анемнясевская». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о непростой, но удивительной судьбе блаженной Матроны Анемнясевской, которая еще при жизни своими молитвами помогала людям и считалась святой, за что была арестована советскими властями, при том, что была слепой и не могла самостоятельно передвигаться.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 79. Богослужебные чтения

Скажите честно: вы когда-нибудь, проходя где-то мимо частных домов, срывали висящие из-за чужого забора ягоды или плоды? Признаюсь, и я порой от этого соблазна не мог удержаться! 79-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, одним из центральных образов имеет именно проблему разросшейся и вышедшей далеко за пределы ограды виноградной лозы. Давайте послушаем.
Псалом 79.
1 Начальнику хора.
На музыкальном орудии Шошанним-Эдуф. Псалом Асафа.
2 Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на херувимах, яви Себя.
3 Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею воздвигни силу Твою, и приди спасти нас.
4 Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
5 Господи, Боже сил! доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего?
6 Ты напитал их хлебом слезным, и напоил их слезами в большой мере,
7 положил нас в пререкание соседям нашим, и враги наши издеваются над нами.
8 Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
9 Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее;
10 очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю.
11 Горы покрылись тенью ее, и ветви ее как кедры Божии;
12 она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки.
13 Для чего разрушил Ты ограды ее, так что обрывают ее все, проходящие по пути?
14 Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее.
15 Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей;
16 охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе.
17 Он пожжен огнем, обсечен; от прещения лица Твоего погибнут.
18 Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе,
19 и мы не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем призывать имя Твое.
20 Господи, Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
О чем псалмопевец плачется Богу — причём каждая из трёх частей псалма этот плач усиливает всё больше? Образ виноградной лозы — это образ еврейского народа, который Бог «насадил» в чужой земле, изгнав оттуда прежних жителей, — земле благодатной и плодородной, и не только насадил, но и тщательно и бережно вырастил так, что народ заполнил очень большое пространство. Казалось бы, остаётся только радоваться — но вот, неожиданно с разных сторон надвигаются напасти: народ становится добычей для соседей, которые немилосердно «обрывают» его, словно вывалившуюся из-за забора сочную виноградную ветвь, а с другой стороны наседают могущественные враги, словно дикий кабан, своим рылом подкапывающий и уничтожающий корни лозы.
Автор псалма выражает общее недоумение народа: Боже, что происходит? Зачем Ты допускаешь поругание плода Твоих же рук? Ведь Ты, Ты сам нас сюда привёл, Ты нас возрастил, Ты оберегал — и вдруг всё рассыпается!..
Чтобы найти ответ на эти вопросы, нам надо вернуться к изначальному образу свисающего за пределы территории винограда. Это произошло потому, что ограда, отделявшая частную территорию от общего пространства, сгнила и развалилась. Когда падает забор, снимаются определённые внутренние защиты, и человек уже может себе позволить переступить через границу — а что, тут, похоже, никто не живёт — или не следит за хорошим состоянием хозяйства! Значит, забор для этого псалма — своего рода «ключ» к его пониманию: пока забор крепок — и к плодам никто не притронется, и дикий зверь не подойдёт!
Что же это за столь важный «забор»? Для иудейского мышления ответ очевиден: «забор» — это Закон Божий, заповеди, данные Богом Моисею как условия сохранения завета между Богом и еврейским народом. Пока эти заповеди исполняют, пока в головах людей они — чёткая грань между нормальным и абсолютно недопустимым — всё в порядке. Но как только отношение к этой «грани» становится поверхностным, как только размываются границы — жди беды!
Вот к чему и призывает сегодняшний псалом: помнить о том, что пока внутри нас есть ясные и понятные для нас самих принципы — «внутренние границы» — и Бог нас охраняет и бережёт!
Псалом 79. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 79. (Церковно-славянский перевод)