Кто стоял у истоков реформы российского образования XIX века? - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Кто стоял у истоков реформы российского образования XIX века?

* Поделиться

Фото: Anita Jankovic / Unsplash

В 1856 году в журнале «Морской сборник» вышла статья знаменитого врача Николая Ивановича Пирогова, которая называлась «Вопросы жизни». Те, кто ждал от доктора очередной публикации на медицинскую тематику, оказались удивлены. Он посвятил свою статью... проблемам образования. Это был одновременно философский трактат, духовное руководство и социологическое исследование. Прочитав «Вопросы жизни», друг Пирогова, знаменитый русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский, написал: «Он пробудил спавшую у нас доселе педагогическую мысль».

Государство в то время переживало кризис системы образования. Заложенная ещё во времена Екатерины II, к середине XIX века она во многом изжила себя. Так, например, образование в России по-прежнему оставалось сословным. То есть, детям из купеческих семей путь лежал исключительно в купцы. Дети священников шли в семинарию. Дворяне традиционно делали военную или управленческую карьеру. Ну, а крестьяне и вовсе часто оставались неграмотными.

Такое положение дел искренне огорчало Николая Ивановича Пирогова. В нём он видел не только социальную несправедливость, но и препятствие для развития страны. В статье «Вопросы жизни» он писал: «Кто дал право властвовать самоуправно над благими дарами Творца, которыми Он снабдил детей? Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! Дайте ему время, и у вас будут и предприниматели, и солдаты, и моряки, и юристы; а главное, у вас будут люди». Как подчёркивал историк отечественной педагогики, Архип Алексеевич Красновский, доктор Пирогов одним из первых обратил внимание на необходимость свободы самоопределения, которую может дать общее образование. Другими словами, прежде чем делать из ребёнка купца или военного, из него нужно сделать человека. Внушить ему нравственные, духовные ценности. Дать общее развитие.

Эти своевременные мысли нашли большой отклик не только у педагогической общественности, но и во властных кругах. Статью Пирогова прочёл император Александр II. В 1856 году он приступил к подготовке серьёзной образовательной реформы, в которой ясно слышались отголоски педагогических идей доктора. 14 июня 1864 года было утверждено «Положение о начальных народных училищах». В них стали принимать детей всех сословий. На государственном уровне была сформулирована и цель общеобразовательной программы — совсем по Пирогову: «утверждение религиозных и нравственных понятий и распространение первоначальных полезных знаний». Был утверждён «Устав гимназий и прогимназий». Они разделялись на классические и реальные. То есть, на гуманитарные и технические. Доступ в них открывался для представителей всех сословий.

Годом ранее, в 1863-м, изменения прошли в сфере высшего образования. Появился новый Университетский устав. Теперь поступить в университет мог каждый, кто успешно окончил гимназический курс. Таким образом, образование действительно становилось общим и народным. Эти важные перемены вошли в историю как образовательные реформы императора Александра II. Но именно доктор Николай Иванович Пирогов заложил в них те глубинные основы, на фундаменте которых вот уже полтора столетия держится отечественная школа.


Все выпуски программы Открываем историю

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем