
Воздвижение Креста Господня — один из двенадцати наиболее почитаемых в Православии праздников. Он установлен в память о событии обретения Креста Христова, которое произошло в четвертом веке благодаря святой императрице Елене. Со временем празднование распространилось по всем Православным Церквям. Отмечают Крестовоздвижение и в Румынии. Правда, по новому стилю, а именно — 14-го сентября.
Богослужебные традиции праздника Воздвижения Креста Господня в Румынии не слишком отличаются от русских. Так же, как и у нас, в румынских храмах вечером, накануне праздника, из алтаря торжественно выносится крест. Он полагается на аналое (специальной подставке) в центре храмового пространства. Для того чтобы все желающие могли подойти и поклониться кресту Христову.
Особенность же румынского богослужения заключается в следующем. Положив крест на аналой, священник берет пучок базилика, обмакивает его в специально приготовленной ароматной воде. Затем он кропит крест и людей, молящихся в храме. Базилик — не случайное растение. В переводе с греческого «базиликос» означает «царский» и в христианской традиции является символом Христа. Крестовоздвижение, несмотря на то, что это праздник, — всегда постный день. Церковь так выражает свое уважение к Жертве Христа, которую он принес именно на Кресте. В румынской традиции соблюдение поста — это еще и подготовка к неделе празднования, связанного с началом сбора винограда.
В древности на середину сентября у даков (предков современных румын) приходились торжества в честь языческого бога Диониса — покровителя виноделия. Буйство и вседозволенность были традиционными спутниками недельного празднества. Христианство, придя в Румынию, отменило дни Диониса, но радоваться сбору винограда не запретило. Церковь, так сказать, «привязала» начало винной недели к празднику Крестовоздвижения и сделала этот праздничный период более благочестивым.
В дни сбора винограда все румынские города и поселки становятся огромной, украшенной цветами и виноградной лозой, концертной площадкой и ярмаркой. Отовсюду звучат музыка и песни, повсеместно выступают танцевальные коллективы. На многочисленных ярмарках устанавливаются палатки, в которых проводятся дегустации разных сортов винограда и вина, производимого местными жителями. Более того, около каждого винного погреба в эти дни выставляются бочки с молодым вином, которое хозяева дают попробовать желающим.
Праздник сбора винограда при всём своем народном размахе имеет яркую христианскую особенность. Когда румынские виноградари снимают спелые грозди, то оставляют в неприкосновенности одну лозу. Она символически предназначена для Бога. Конечно же, ягоды съедают птицы, но это для румын как раз и является символом того, что их труды Небом приняты.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Выставка «Августейший хозяин Москвы». Анна Громова

В гостях у программы «Светлый вечер» была председатель наблюдательного совета фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Анна Громова.
Мы говорили о Великом Князе Сергее Александровиче Романове, о его судьбе и служении Отечеству, а также о выставке «Августейший хозяин Москвы», приуроченной к 120-летию со дня трагической гибели Великого Князя.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер
Музей Патриарха Тихона в Донском монастыре
Для сердца каждого верующего человека образ Святителя Тихона Патриарха Московского и Всея Руси является примером любви, доброты, милосердия, мужества, бесстрашия, верности Русской Православной Церкви и России, веры в Бога. Мы можем прийти сегодня в Донской ставропигиальный мужской монастырь в будний день и увидеть много людей. Одни из них прогуливаются по территории обители, рассматривая памятники одного из самых значительных Некрополей, где упокоилось столько людей, послуживших своими дарованиями нашему Отечеству. Другие заходят в Большой и Малый Донской Соборы — приложиться к чудотворной Донской иконе Божией Матери и, чтобы постоять у мощей великого Патриарха и помолиться на месте его погребения. Он почил о Господе 7 апреля 1925 года. В Донской обители к 100-летию этого события был открыт мемориальный музей в домике, где Патриарх Тихон провел последние годы своей жизни, и где с 19 мая 1922 года по 27 июня 1923 года он пребывал под арестом. Мы приглашаем вас в этот музей, чтобы узнать о том, как это было. Узнать о том времени, когда Русская Православная Церковь силой воли и мужества ее Первосвятителя, помощью Божией нашему великому Патриарху, верностью многих и многих его духовных детей выстояла, и позволила нам сегодня жить и молиться, верить и любить.








Все выпуски программы Места и люди
Гилберт Честертон «Белая лошадь»: «Христианство в великом и малом»

Фото: PxHere
В 1910 году английский поэт, писатель и христианский мыслитель Гилберт Честертон написал поэму «Белая лошадь». Эту поэму в Первую Мировую брали на фронт солдаты, в ней находили утешение солдатские жёны и вдовы. Произведение — о соотношении большого и малого, очевидно важного и того, что порой воспринимается как второстепенное.
Сюжет произведения строится на борьбе англосаксонского короля Альфреда Великого с викингами-захватчиками. В начале поэмы Альфред, потерпевший поражение, скрывается с горсткой воинов в чаще, и тут ему является Божия Матерь со словами утешения. Вот как описывает Честертон Её голос:
«Он был голосом человека, но раздавался он словно с небес.
Он звучал так, словно скромная хижина внезапно взмыла к облакам.
Или бедный крестьянин, сидя у убогого очага
внезапно услыхал, как на соломенной его крыше, ликуя,
загремел колокольный звон».
Удивительное сочетание: убогий очаг, скромная хижина — и колокола, небеса. Но разве не так было в Вифлееме, когда в пещеру вместился сошедший с небес Бог? Та же парадоксальность, то же сочетание великого и малого пронизывает всё христианство. Преподобный Амвросий Оптинский, один из самых известных русских святых девятнадцатого столетия, говорил, что заповеди Божии не имеют дна, они глубоки и до конца непостижимы. И, с другой стороны, настолько эти заповеди просты и удобны для исполнения, что сохранить их способен и ребёнок.
В поэме «Белая лошадь» Честертон напоминает: великое часто соседствует с малым, и в самых будничных наших занятиях мы можем встретить Бога.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение