
Воздвижение Креста Господня — один из двенадцати наиболее почитаемых в Православии праздников. Он установлен в память о событии обретения Креста Христова, которое произошло в четвертом веке благодаря святой императрице Елене. Со временем празднование распространилось по всем Православным Церквям. Отмечают Крестовоздвижение и в Румынии. Правда, по новому стилю, а именно — 14-го сентября.
Богослужебные традиции праздника Воздвижения Креста Господня в Румынии не слишком отличаются от русских. Так же, как и у нас, в румынских храмах вечером, накануне праздника, из алтаря торжественно выносится крест. Он полагается на аналое (специальной подставке) в центре храмового пространства. Для того чтобы все желающие могли подойти и поклониться кресту Христову.
Особенность же румынского богослужения заключается в следующем. Положив крест на аналой, священник берет пучок базилика, обмакивает его в специально приготовленной ароматной воде. Затем он кропит крест и людей, молящихся в храме. Базилик — не случайное растение. В переводе с греческого «базиликос» означает «царский» и в христианской традиции является символом Христа. Крестовоздвижение, несмотря на то, что это праздник, — всегда постный день. Церковь так выражает свое уважение к Жертве Христа, которую он принес именно на Кресте. В румынской традиции соблюдение поста — это еще и подготовка к неделе празднования, связанного с началом сбора винограда.
В древности на середину сентября у даков (предков современных румын) приходились торжества в честь языческого бога Диониса — покровителя виноделия. Буйство и вседозволенность были традиционными спутниками недельного празднества. Христианство, придя в Румынию, отменило дни Диониса, но радоваться сбору винограда не запретило. Церковь, так сказать, «привязала» начало винной недели к празднику Крестовоздвижения и сделала этот праздничный период более благочестивым.
В дни сбора винограда все румынские города и поселки становятся огромной, украшенной цветами и виноградной лозой, концертной площадкой и ярмаркой. Отовсюду звучат музыка и песни, повсеместно выступают танцевальные коллективы. На многочисленных ярмарках устанавливаются палатки, в которых проводятся дегустации разных сортов винограда и вина, производимого местными жителями. Более того, около каждого винного погреба в эти дни выставляются бочки с молодым вином, которое хозяева дают попробовать желающим.
Праздник сбора винограда при всём своем народном размахе имеет яркую христианскую особенность. Когда румынские виноградари снимают спелые грозди, то оставляют в неприкосновенности одну лозу. Она символически предназначена для Бога. Конечно же, ягоды съедают птицы, но это для румын как раз и является символом того, что их труды Небом приняты.
Все выпуски программы Вселенная православия
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема